Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск
№ 3 (2015)

АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА ИМ. А. Я. ВАГАНОВОЙ: ОПЫТ, ТРАДИЦИИ, ПРАКТИКА

11-28 16
Аннотация
Предлагаемые читателю «Вестника» мемуары М. Х. Франгопуло посвящены годам военного лихолетья, когда вместе с Кировским театром автор была эвакуирована в г. Молотов (ныне Пермь). Тогда же фрагменты мемуаров были напечатаны на страницах молотовской городской газеты. Сохранившиеся в архиве Мемориального кабинета истории отечественного хореографического образования, эти рукописные материалы впервые публикуются в полном объеме.

HOMMAGE À PETIPA

29-39 65
Аннотация
До сих пор существует мнение, что либретто и хореография балета Л. Минкуса «Дон Кихот» принадлежат А. Горскому. В статье рассматриваются постановки балета 1869, 1871, 1887, 1900 и 1902 гг., сравниваются варианты либретто, дается краткая информация о начале балетмейстерской деятельности А. Горского, приводятся мнения о балете критиков и исполнителей того времени. На основе сопоставления архивных материалов, мемуаров и анализа хореографического текста автор доказывает, что Горский отредактировал либретто М. Петипа, использовал его хореографию, внеся в неё изменения, а так же ввёл в балет собственную хореографию. В результате автор предлагает считать авторство хореографии балета «Дон Кихот» в равной мере принадлежащим как М. Петипа, так и А. Горскому.
40-45 79
Аннотация
Статья посвящена обзору музейных материалов, имеющих непосредственное отношение к российской ветви династии Петипа. Коллекция хранит большое количество эскизов и фотоматериалов к постановкам М. И. Петипа, афиши, программы, рукописные документы, костюмы к спектаклям, фотографии семьи и ближайшего окружения выдающегося балетмейстера. Изложенная информация может представлять интерес для исследователей творчества М. И. Петипа, хореографов-реконструкторов, профессионалов и любителей балетного искусства.
46-55 44
Аннотация
Первой самостоятельной работой Бакста как театрального художника стало оформление пантомимы М. И. Петипа «Сердце маркизы» (1902) на сцене Императорского Эрмитажного театра. Спектакль прошел всего два раза, сведений о нем осталось крайне мало. Но в Санкт-Петербургской театральной библиотеке до наших дней сохранился полный комплект авторских калек с эскизов костюмов (9 единиц). Эти артефакты и переписка художника с современниками позволяют пролить свет на ранний этап формирования Бакста как мастера сцены. В статье впервые делается попытка проанализировать эти эскизы (кальки), определить место пантомимы «Сердце маркизы» в творчестве мастера, очертить методы и приемы, которые были продолжены или напротив, слабо развиты Бакстом впоследствии. Автор вводит эскизы (кальки) в научный оборот, часть из них публикуется впервые.
56-61 40
Аннотация
Автор в хронологическом порядке прослеживает историю сооружения памятников и мемориальных досок выдающимся деятелям балета в Санкт-Петербурге. Особое внимание уделяется текстовым памятникам, их художественным особенностям и основным выразительным средствам. Упоминаются наиболее видные архитекторы, работы которых в жанре мемориальной доски стали настоящей петербургской классикой.
62-65 42
Аннотация
В статье рассматриваются произведения профессора скульптуры Владимира Беклемишева (1861-1919), посвященные балетной теме, которая на рубеже XIX-ХХ вв. стала особенно привлекательной для художников. Небольшие статуэтки известных танцовщиц Веры Фокиной, Ольги Преображенской и Людмилы Бараш, выполненные с натуры, отличаются разнообразием композиционных решений и пластической выразительностью. История их создания изучалась на основании мемуарной литературы и откликов современников, найденных в периодической печати.
66-76 33
Аннотация
Статья посвящена постановкам балета «Золушка» на сценах ведущих театров мира. Раскрываются основные тенденции и причины драматургических трансформаций, произошедших в постановках разных периодов. Анализу в разной степени подвергаются работы ведущих балетмейстеров XX в. : Ростислава Захарова, Константина Сергеева, Фредерика Аштона, Рудольфа Нуреева, Маги Марен, Жана-Кристофа Майо, Раду Поклитару, Владимира Малахова и Сергея Ратманского.

К 175-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ П. И. ЧАЙКОВСКОГО

77-81 31
Аннотация
Работа посвящена исследованию исторического периода, на который пришлась жизнь и деятельность композитора Петра Ильича Чайковского. Анализируется влияние событий эпохи на его биографию и творчество.
82-91 76
Аннотация
В статье рассматривается деятельность выдающегося отечественного музыковеда Б.В. Асафьева по изучению творчества П. И. Чайковского. Делается вывод о том, что работы Асафьева об этом композиторе сыграли значительную роль в процессе осознания Чайковского в качестве национального классика, интенсивно происходившем в СССР на протяжении послереволюционных десятилетий, и в то же время способствовали повышению профессионального статуса самого ученого.
92-97 122
Аннотация
Статья посвящена новаторской оперной драматургии «Евгения Онегина», открывшей новые перспективы для театральных постановок. В Петербургском спектакле 1884 г. (режиссёр Йозеф Палечек) и в его дальнейших возобновлениях хореография танцевальных сцен принадлежала Льву Иванову. Она явилась новым словом в постановке русского характерного и бытового танца.
98-102 15
Аннотация
Статья посвящена предпринятому впервые подробному текстологическому исследованию рукописи неизданного шуточного произведения С. И. Танеева. Полное название миниатюры в автографе - «День рождения композитора. Балет М. Петипа. Музыка П. И. Чайковского. Фортепианное переложение С. Танеева». Сочинение написано для фортепиано в 4 руки ко Дню рождения Чайковского 25 апреля 1892 года (судя по авторской датировке в автографе). В статье приведено авторское «краткое содержание балета», расшифрованы имена действующих лиц, среди которых, - герои произведений Чайковского. Подробно проанализированы основные темы, взятые и переработанные в произведении Танеева. Отдельное внимание уделено авторским ремаркам и исполнительским указаниям в рукописи.
103-108 15
Аннотация
И у Стравинского, и у Дягилева существовал культ Чайковского. Когда Дягилев решил поставить в Лондоне «Спящую красавицу», он обратился к Стравинскому, попросив его оркестровать те куски, которые были выпущены из оркестровой партитуры при первой постановке в Санкт-Петербурге. Согласно договоренности с Дягилевым, Стравинский опубликовал в гезете «The new times» статью, в которой выражал свое восхищение гением Чайковского. Вторично Стравинский обратился к любимому композитору в 1928 г., когда Ида Рубинштейн попросила его написать для нее балет. Так возник «Поцелуй феи». Мысль использовать для этого фортепианные произведения Чайковского, оркестровав их, принадлежала А. Бенуа, о чем Стравинский не упомянул в своих «Диалогах».
109-112 52
Аннотация
В статье рассматриваются моторно-пластические упражнения, основанные на метроритмических формулах музыки «Детского альбома» П. И. Чайковского и опыт их применения на уроках в АРБ имени А. Я. Вагановой. Данные упражнения направлены на развитие координационной точности, внимания, передачи ритма в движении, устойчивости в заданном темпе, навыка коллективного взаимодействия.
113-120 16
Аннотация
Статья посвящена подмосковным усадьбам, связанным с жизнью и творчеством П. И. Чайковского. Окрестности всех этих усадеб отличались большой живописностью и были средой, питавшей творческую фантазию композитора. В статье рассматривается история строительства, приводится анализ объемно-пространственной композиции и факты бытования усадеб.
121-128 101
Аннотация
Автором статьи предпринята попытка реконструкции творческих контактов К. Дебюсси и П. И. Чайковского. Основное внимание уделяется анализу работы Дебюсси с музыкой Чайковского в 1880-е гг., в частности его переложения балета «Лебединое озеро» для фортепиано в 4 руки, вышедшее в издательстве Юргенсона в Москве (1882). Предложена гипотеза об опосредованном влиянии музыки Чайковского только на ранние сочинения самого Дебюсси (например, единственную симфонию h-moll, написанную в 1880 г. для фортепиано в 4 руки) и причины, по которым сочинения и фигура Чайковского не упоминались Дебюсси после 1883 г.
129-131 22
Аннотация
Для музыкальной культуры поставангарда вопрос эстетических приоритетов был особенно острым. И если антиромантические устремления новой музыки творчество П. И. Чайковского оставляют в стороне, то музыкальная культура поставнгарда апеллирует к наследию композитора. В статье анализируются концепции сочинений Х. В. Хенце, цитировавшего или по-своему реинтерпретировавшего творчество П. Чайковского. Парафраз «Спящей красавицы», балет «Спящая принцесса» (Die schlaffende Prinzessin) представляет своего рода «рекомпозицию» - авторскую инструментовку аутентичного текста. Б. А. Циммерман в композиции «Photoptosis» (1968) цитирует «Танец Феи Драже» из «Щелкунчика».
132-136 29
Аннотация
Статья посвящена постановке проблемы роли меценатов в жизни и творчестве П. И. Чайковского. Проблема заказчика, мецената, спонсора и т. п., его места и значения в художественной культуре мало разработана в российской гуманитарной науке, особенно в искусствоведении. На примере наиболее важных для Чайковского меценатов: императора Александра III, административных структур, курировавших искусство, баронессы Н. Ф. фон Мекк, П. И. Юргенсона показана неоценимая помощь меценатов, обеспечившая композитору возможность решения жизненных и творческих проблем.
137-146 23
Аннотация
В статье реконструирована парадоксальная рецептивная ситуация, связанная с оценкой творчества П. И. Чайковского в эпоху Первой мировой войны. Самый исполняемый композитор эпохи он при этом воспринимался критиками «Русской музыкальной газеты», одного из самых авторитетных печатных периодических изданий по музыке, как музыкант далекий от «духа времени». Оттого значимость и актуальность Чайковского для новой военной эпохи не являлись очевидными. И этот образ «неактуального классика» надолго вошел в историю. Всю советскую эпоху продолжалась работа над кодифицированием Чайковского.
147-153 19
Аннотация
Статья посвящена одной из частей мультфильма У. Диснея «Фантазия» (1940), музыкальной основой которой стала сюита из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. В этой картине различные элементы европейского искусства (начиная от музыки и заканчивая конкретными образами и стилевыми чертами изображения) включаются в пространство американской массовой культуры с помощью анимационного медиа. Задача данной статьи - проследить, как Дисней адаптирует музыку Чайковского для восприятия массовой американской аудитории, соединяя элементы культурной традиции Нового и Старого света.
154-159 87
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме конфликтного взаимодействия видов и жанров искусства в процессе создания нового театрального произведения - постановке балета «Щелкунчик» художником М. Шемякиным на сцене Мариинского театра в 2001г. Автор статьи приходит к выводу, что создание особого художественного пространства, где внутреннее содержание и настроение спектакля передаются через форму, цвет и фактуру ведет к изменению функции хореографа в балетном спектакле, и как следствие, меняет жанр постановки, превращая классический балет в оригинальное перформативное произведение, строящееся по своим, заданным художником законам.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

160-172 34
Аннотация
В статье рассматриваются законы хореографического симфонизма на примере «Симфонии до мажор» Баланчина. Автор анализирует драматургию и строение четырех частей балета, разбирает его музыкально-хореографические формы и показывает развитие авторской концепции танцсимфонии.
173-176 18
Аннотация
В статье предпринята попытка проследить взаимосвязь между трактовками понятия «грациозность» в философском дискурсе английского ученого Герберта Спенсера и в культурно-смысловом контексте романтической эпохи. Научная концепция Спенсера о грациозности как феномен сравнивается с реминисценциями критиков и современников Тальони, посвященными ее танцу. Помимо этого, приводятся отрывки из произведений поэтов М. Поднебесного и Н. Огарёва.
177-184 33
Аннотация
Статья посвящена первому советскому телебалету на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Граф Нулин» (1940). Музыку балета написал Б. В. Асафьев - ведущий советский музыковед и композитор. Появление «Графа Нулина» стало важным событием, как для развития балета, так и для телеискусства. Сочинение музыки в новом жанре требовало от композитора и нового подхода к организации музыкального материала. Написанное по принципам телемузыки, произведение Асафьева позволило добиться гармонии в синтезе средств кинематографа, музыки и балета, открыть новые возможности жанра.
185-192 57
Аннотация
Автором статьи предпринято исследование основных областей творчества Джона Кранко, значимого европейского хореографа XX в. Возглавляя балетную труппу Штутгарта в течение 13 лет, он пришел к созданию трилогии многоактных сюжетных балетов. Особое внимание обращено на спектакль «Онегин», одну из ключевых хореографических работ Кранко, ставшую классикой XX в.
193-196 78
Аннотация
Беседа посвящена работе Н. Цискаридзе в балете Р. Пети «Кармен. Соло», вопросам создания авторской исполнительской трактовки образов знаменитой новеллы П. Мериме. Балет представляет безусловный интерес для исследователя проблем рецепции произведений литературы в современном балете.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХОРЕОГРАФИИ

197-201 129
Аннотация
В статье рассматриваются виды стимуляции, обладающие различным мотивационным ресурсом. Выявляются наиболее распространенные для петербургской балетной школы педагогические приемы развития профессиональной мотивации в младших и старших классах. Обращается внимание на работу с образами и метафорами на уроках классического танца.
202-207 42
Аннотация
В статье рассматривается артистизм как способ совладания с болью, контакта с собой, присутствия в ситуации, Другом, себе. Под артистизмом понимается созидание эффекта «повышенной жизни», при условии прямой апелляции к чувству.
208-215 41
Аннотация
Статья посвящена анализу опыта преподавания курса «Психология творческой деятельности» для студентов направления «Хореографическое исполнительство» Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. Обсуждаются задачи курса в соотнесении с будущей профессиональной деятельностью, научные подходы к реализации программы курса, содержание интерактивных занятий с использованием арт-технологий, различными темами и техниками для творчества. Рассматриваются психологические факторы развития личности будущих артистов балета в процессе обучения, создание условий для получения разнообразного личностного и социального опыта, свободных спонтанных реакций, генерирования творческих идей, разнопланового взаимодействия участников друг с другом. Приводятся выдержки из рефлексивно-аналитических работ студентов, отражающих их восприятие и оценку различных аспектов обучающего модуля «Психология творческой деятельности».

ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

216-224 20
Аннотация
При переводе характеристик объекта исследования в измеримое состояние с целью формализации исходных данных для их последующей обработки статистическими методами экспериментатор часто совершает ошибки. Чаще всего эти ошибки связаны с неадекватностью шкалы измерений, некорректным агрегированием индивидуальных данных, применением линейного коэффициента корреляции к членам ранговой шкалы, а не абсолютным показателям, и без оценки его надежности. В статье рассматриваются тонкости корректного выбора шкалы измерений, перехода из одной шкалы измерения в другую, агрегирования показателей, применения корреляционного анализа. Корректное или некорректное решение той или иной статистической проблемы иллюстрируется примерами из научных работ по балетной педагогике.
225-229 112
Аннотация
Музыковедческие и искусствоведческие тексты имеют много общего: в них часто наблюдается определенное завышение стиля, на уровне лексики и синтаксиса встречается множество средств экспрессивной речи, использование которых полностью зависит от авторского выбора. Именно сочетание научного стиля с экспрессией художественного текста и составляет особенность искусствоведческого и музыковедческого текстов. Основные проблемы появляются при переводе образных клише и специальных терминов, отчасти поэтому музыковедческие и искусствоведческие тексты переводят, как правило, специалисты в данных областях знаний.

В ЗЕРКАЛЕ ИСКУССТВ

230-236 35
Аннотация
В статье рассматриваются особенности исполнения танцевальных спектаклей сёсагото японского традиционного театра кабуки. На становление сёсагото повлияли традиции ранее сформировавшихся театральных форм Японии. В хореографию кабуки перешли танцевальные элементы из синтоистских действ кагура, японских традиционных танцев нихон буё, ритуального театра ногаку. Также актеры кабуки копировали движения и жесты кукол из театра кукол бунраку. Синтезируя и адаптируя традиции других театров, кабуки создаёт свою эстетику. Особенностью танцев кабуки является передача чувственного мира персонажей.
237-245 32
Аннотация
В статье затрагивается вопрос развития итальянского оперного либретто в XVII-XVIII вв. Исследованы два ярчайших этапа этого процесса, связанных с именами выдающихся либреттистов Джованни Франческо Бузенелло и Пьетро Метастазио. Две литературные модели («испанское» барочное либретто и либретто opera seria) рассматриваются на примере двух произведений, в основе которых - поэма Вергилия «Энеида». Относительное сходство фабулы позволяет выявить структурные особенности, присущие каждой из моделей.
246-250 55
Аннотация
Статья посвящена проблемам фортепианного исполнительства в области интерпретации музыки С. Рахманинова. Отмечается, что в трактовке произведений композитора установились определенные стереотипы, имеющие своей основой воздействие авторского исполнения. Выявлена роль В. Горовица в определении новых путей прочтения сочинений Рахманинова. Сопоставляются исполнительские решения Рахманинова и Горовица.
251-262 43
Аннотация
Данная статья - первое исследование произведений Бориса Асафьева, написанных для классической гитары. Рассматриваются Концерт для гитары с камерным оркестром, 12 прелюдов, 6 романсов для гитары соло (1939-1940 гг.). Определено, что композитор, обратившись к тембру гитары, воплотил его в жанрах миниатюры (прелюды, романсы) и в концертном жанре. Тематизм концерта и романсов отвечает традициям русской музыки, прелюды же коррелируют с традициями общеевропейской музыки.
263-270 26
Аннотация
Статья посвящена анализу и сопоставлению идей ОПОЯЗа («общества по изучению поэтического языка», организованного В. Б. Шкловским, Б. М. Эйхенбаумом и др.) с философскими концепциями русского аван-гарда1910-1920-х гг. Формальный метод рассматривается как искусствоведческая стратегия, вплоть до сегодняшнего дня сохраняющая научную значимость, вместе с тем, оказавшая заметное влияние на ход развития гуманитарной науки ХХ в. Автор стремится выявить и обосновать сродство художественных принципов, глубинные взаимосвязи формальной методологии с российской авангардной теорией.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

271-276 106
Аннотация
Статья посвящена истории хореографических интерпретаций партитуры И. Стравинского «Свадебка». В статье предпринята попытка сравнительного анализа дягилевской версии 1923 г., как наиболее приближенной к замыслу композитора, и двух версий, появившихся в конце XX в. (постановки Иржи Килиана и Анжелена Прельжокажа). Работы Килиана и Прельжокажа рассматриваются как примеры различных типов взаимодействия балетмейстера с замыслом композитора. Анализ позволяет выявить духовное содержание получившихся спектаклей и предложить оценку их художественной значимости.
277-290 17
Аннотация
Статья посвящена проблемам взаимоотношений современного искусства и политики. Проводится терминологический анализ определений, адресованных современному искусству: «актуальное» (contemporary art), «левое», «протестное», «концептуальное». В настоящий момент культурная ситуация такова, что и музыка, и киноискусство, и интернет, и визуальное творчество, и литература, и театр взаимодействуют в едином творческом поле. В этих условиях происходят коммуникации между художниками и их реципиентами. Автор апеллирует к Новой музыке, к творчеству Л. Ноно, Х. Лахенмана, Х. В. Хенце, В. Ромителли, а также современных российских композиторов Г. Дорохова и А. Хубеева. Разделяя «левое» и «политически ангажированное» искусство, автор статьи подчеркивает, что в первом случае мы имеем дело с неприятием буржуазных ценностей и противодействии общественным вкусовым стереотипам, а во втором - с возможностью использования творческого продукта в социально-политических целях. Предлагается следующий вывод: в самом понятии «современный» («contemporary») нет ни определения эпохи, ни фиксации какого-либо исторического перехода. В стремлении бесконечно актуализироваться, это понятие меняет свой облик, провоцируя максимальную широту его понимания и трактовки.
291-297 19
Аннотация
Появление сетевых технологий в ХХ в. произвело революцию в системе выразительных средств различных видов искусства. Не замедлил себя ждать и сетевой флюксус. Интернет-сайты с его артефактами не только позволили полно представить историю этого направления в сети, но и стали новыми средствами творчества, актуальными для современного поколения художников. «Сетевой флюксус» соединяет в себе флюксус и интернет, но не является ни тем, ни другим. Сайты, группирующиеся вокруг него, живут самостоятельной жизнью, художники творят так, как им хочется, соблюдая заветы флюксуса, превратившегося в интертекст, организованный ризоматически, и еще более широко открытый зрителю. Благодаря сетевым технологиям, из варианта театрального зрелищ он превратился в новый вид искусства с новым социальным статусом. Но сетевые трансформации не затронули его первоначальной иронически-смеховой установки, позволяющей флюксусу оставаться в рамках единого движения и заполнять сетевое пространство проектами в прежней стилистике.
298-301 33
Аннотация
Автор рецензии рассматривает спектакль, выпущенный в 2014 г. и проживший лишь один сезон, в контексте проблематики современного прочтения балетной классики.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

ХРОНИКА СОБЫТИЙ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)