Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Научно-практический рецензируемый журнал

«Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой» — научный журнал, представляющий результаты исследований в области искусствоведения и смежных с ним областях гуманитарного знания. Тематически ориентированное на общие вопросы искусства и искусствоведения,  специфические проблемы теории, истории, организации хореографического искусства, в первую очередь — искусства балета, издание отражает  научные интересы и приоритеты профессорско-преподавательского состава старейшего и авторитетнейшего в России высшего учебного заведения — Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой — и,  сформированного им за долгие годы  существования вуза профессионального сообщества искусствоведов, артистов балета, театра, музыкантов и художественных критиков.

Текущий выпуск

№ 3 (2021)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА 

6-19 58
Аннотация

В статье поднимается проблема сохранения хореографического наследия Мариуса Ивановича Петипа в реставрациях, возобновлениях его балетов. Анализируются возможности использования в современной сценической практике некоторых записей хореографии Петипа (система Степанова); высказывания самого мэтра классического танца о постановочном процессе; мнения об аутентичных постановках, возобновлениях и реконструкциях балетов Петипа, принадлежащие знаменитым российским хореографам и танцовщикам (П. А. Гусеву, Ф. В. Лопухову, К. М. Сергееву, Ю. Н. Григоровичу и др.). Также в статье содержатся рекомендации правильного педагогического подхода к классической хореографии при подготовке учащихся к исполнению партий в балетных спектаклях (на примере вариации феи Кандид в возобновлениях «Спящей красавицы» выдающимися балетмейстерами XX века).

20-33 26
Аннотация

В статье рассматривается деятельность объединения «Драматический балет», существовавшего в Москве в 1920–30-е годы, и прежде всего — его спектакли, созданные во второй половине 1920-х годов: «Война игрушек» на музыку Ф. Шумана, концертные программы «Игры в танцах» и «Спортивные танцы» (балетмейстер А. М. Мессерер), «Иван-маляр и четыре франта» Ю. С. Милютина (балетмейстер Н. А. Глан), «Мурзилка и Мазилка» и «Мазилка найден!» на музыкальный монтаж из произведений Э. Грига, А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Р. М. Глиэра (балетмейстер Н. А. Болотов), «Шалуны» на музыку Р. Шуберта (балетмейстер К. Я. Голейзовский). Прослеживаются основные вехи в истории студии, принципы и формы ее взаимодействия с другими современными учреждениями; формулируются основные теоретические идеи, которыми руководствовались педагоги и хореографы, работавшие в «Драмбалете». Путем анализа материалов прессы и воспоминаний восстанавливается облик наиболее значимых постановок. Особое внимание уделяется тому, как воспринимали спектакли студии современники. Автор приходит к выводу, что деятельность студии «Драмбалет» оказала значительное влияние на формирование эстетики и направлений поисков балетного театра конца 1920–30-х годов. Особо отмечается, что с концом деятельности студии многое из опробованного в ней стало достоянием академических трупп.

34-43 41
Аннотация

В статье рассматриваются пантомимно-хореографические особенности сцены нереид из второго акта балета «Спящая красавица». На основе разбора действия и выразительных средств, используемых балетмейстером, доказывается самодостаточность и уникальность этого фрагмента балета в контексте всего спектакля, продолжающего тенденции романтизма балетов XIX века.

44-61 37
Аннотация

Статья посвящена анализу понятия «классическое наследие» в балетном театре. Анализируются различные позиции по отношению к идее подлинности и аутентичности в классическом балете. Эта проблема является одной из наиболее актуальных, так как сохранение наследия и по сей день представляется первостепенно важным в хореографическом искусстве. Опыт обращения с классическим наследием обогащался с годами, и способы, с помощью которых это происходило, иногда являлись  взаимоисключающими. Автор приходит к выводу, что тема подлинности и по сей день остается открытой.

62-72 23
Аннотация

В статье рассматриваются критические работы Акима Волынского, написанные им в 1913 году. В них противопоставляются балеты, созданные Мариусом Петипа, и постановки Михаила Фокина: Волынский неоднократно поднимал вопрос о разрушительном влиянии новой пластики Фокина на старую школу классического танца. Критика Волынского сопровождала все премьеры Фокина 1913 года. Вместе с тем Волынский предрекал вечную жизнь и славу балетным шедеврам Мариуса Петипа, в которых видел проявление возвышенной духовности и чистоты. В статье приводятся цитаты из неизвестных широкой публике рецензий Волынского, опубликованных в газете «Биржевые ведомости».

ПОДГОТОВКА АРТИСТОВ БАЛЕТА 

73-90 60
Аннотация

Статья посвящена методике преподавания современной хореографии, педагогическим аспектам, практическому изучению дисциплины в профильных учебных заведениях. Современная хореография рассматривается как средство, влияющее на обучение, воспитание и развитие обучающихся для освоения профессиональных компетенций в подготовке артистов балета. Технические принципы современной хореографии соотносятся с принципами классического танца. Автор находит сходные и различные черты в методике преподавания классического и современных видов танца в процессе достижения общих целей обучения. Разъясняются некоторые особенности построения учебных занятий, специфика и последовательность освоения элементов современной хореографии в подготовке артистов балета.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА 

91-98 22
Аннотация

Статья посвящена истории и условиям возникновения в США направления модернистской живописи, вдохновленного технической эстетикой. Прецизионизм объединял различных американских художников, сюжетами картин которых была урбанистика и атрибутика современного техногенного мира. В статье анализируется творчество М. Л. Шамберга, изображавшего машины и ставшего первым художником данного направления. Его картины передавали менталитет прагматичного пуританского американца. Ч. Шилер, будучи также автором множества промышленных фотографий, продолжил начинания Шамберга, фактически став создателем направления «прецизионизм».

99-108 20
Аннотация

Статья раскрывает роль итальянского импресарио Доменико Барбайя в развитии форм существования оперы в первой половине XIX века. Став одним из самых сильных и влиятельных менеджеров своего времени, Барбайя остался в истории музыки почти забытым персонажем. Сегодня его исключительное умение управлять ведущими европейскими театрами достойно полноценного изучения. Включенный в важные процессы театральной жизни, где певцы и композиторы были звездами эстрады,
он формулировал стандарты оперного спектакля, стандарты управления, которые обеспечили интерес к итальянской опере, к солистам, наконец, к нему самому. В своей работе конкурентоспособный импресарио эффективно использовал все имеющиеся ресурсы театральной индустрии (инфраструктуру, материально-техническую базу, администрирование), добавляя в них собственные индивидуальные находки и решения. В его логике одинаково важны были искусство и бизнес, доходность и качество художественного продукта. Внедренные в эмпирическую практику управления они поныне сохраняют безусловную ценность и способны служить профессиональному становлению современных менеджеров.

109-121 48
Аннотация

В статье рассматривается рукопись середины XVI века, представляющая собой альбом цветных рисунков с изображениями подлинных ювелирных украшений небольшого формата из семьи баварских герцогов. Изображения драгоценностей — подвесок, цепей, браслетов, ожерелий, аграфов для головных уборов, деталей поясов и подвесной сумки-кошелька — сравниваются с портретами немецкой знати того же времени, благодаря чему уточняется их назначение и варианты использования. Поскольку рисунки сделаны придворным живописцем баварского герцога Гансом Милихом, то особый интерес представляют написанные им же портреты Альбрехта V и Анны Баварских — владельцев семейных сокровищ и заказчиков рассматриваемой рукописи. Изучение данного памятника, хранящегося в Баварской государственной библиотеке, и ставшее возможным благодаря созданию его цифровой копии, помогает полнее оценить роль ювелирных украшений в костюмном комплексе немецкого Возрождения.

122-131 21
Аннотация

Факт множественности интерпретаций музыкальных текстов и, как следствие, наличие различных способов интонирования одного и того же текста (иными словами, его смысловое варьирование) ставит вопрос о границах смысла конкретного текста.  Предположение об отсутствии таких границ было бы равнозначным признанию возможности бесконечных, неограниченных смысловых модификаций текста, что означало бы равное допущение любых смыслов — то есть, в конечном счете, его бессмысленность. Цель работы — попытка обнаружения констант, смысловых инвариантов музыкального-художественного (звукового) текста. На материале европейской музыки различных исторических эпох выделяются различные условия существования и сохранения музыкальных текстов: а) условия устной традиции, б) письменной традиции, еще не пришедшей к полной фиксации звуковысотной и ритмической сторон музыкального текста (до XIX века), в) письменной традиции в ее максимально полном раскрытии, не допускающем дополнений нотного текста со стороны исполнителей (XIX и XX веков). Широкий охват материала предполагает применение сравнительно исторического метода. В вопросах музыкального смыслопорождения наиболее целесообразно было обратиться к феноменолого-диалектическому методу, утвержденному А. Ф. Лосевым. Производится разделение понятий текстового (в том числе нотного) и смыслового инвариантов музыкального произведения. Выводы, содержащие новые положения: а) в качестве смыслового инварианта произведения видится звуковой образ (модель), имеющий жанрово-стилевую природу и определяющий все возможные способы интонирования при непрерывности устной исполнительской традиции; б) в музыке развитой письменной традиции расширение диапазона интерпретаций обусловлено сложным сплетением различных и даже контрастных жанровых моделей в нотном тексте, которые, тем не менее, определяли направления (векторы) смыслов, препятствуя переходу в «дурную бесконечность», в) в новом контексте представлено определение музыкального произведения, данное А. Ф. Лосевым.

132-151 119
Аннотация

В данной статье доказывается, что благодаря исследованиям в области акустики, развитию электронной музыки в фортепианном творчестве Тристана Мюрая появились совершенно новые принципы, новые формы, идеи о способах обращения со звуком, взаимодействия со временем, объемом, фактурой. Для инструментальной академической музыки второй половины XX века компьютерные технологии и новые знания в области акустики стали тем ресурсом, который во многом определил ее развитие. Цикл «Труды и дни» и другие фортепианные сочинения Тристана Мюрая рассмотрены через призму моделей, разработанных в области электронной музыки и акустики. Для каждой анализируемой модели объяснены способы ее применения. Речь идет о моделях «эха» и реверберации; методе «петли» (Loop method); кольцевой модуляции; эффекте изменения времени.

152-165 16
Аннотация

Зачастую понятия «музыкальная комедия», «советская оперетта» и «оперетта» в критике, публицистике и научных текстах используются как синонимы. В музыкальных театрах (театрах оперетты, музыкальной комедии) смешение понятий «оперетта» и «музыкальная комедия» не происходит. Причиной тому — структурные различия в музыкальной и литературной основе произведений, требующие различных подходов в практической театральной деятельности при постановке оперетты и музыкальной комедии. В статье рассматривается ряд характеристик музыкальной и драматургической основы произведений, выявляется общее и различное в оперетте и музыкальной комедии, анализируются постановочные традиции, выявляются тенденции, укрепляющие позиции музыкальной комедии как совершенно самостоятельного жанра.

166-175 11
Аннотация

Статья посвящена влиянию итальянского искусства бельканто на вокальную мелодику М. И. Глинки. На примерах из опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» показано сочетание приемов итальянского бельканто с русскими песенными интонациями. Благодаря этому стилевому синтезу возникло уникальное явление русского бельканто, следы которого надолго сохранились в русской музыке. Автор приходит к выводу, что причинами сближения итальянского бельканто и русской мелодики были их потенциальная вариантость, сложная, прихотливая ритмика и протяжность (кантиленность в итальянской мелодике). Развитая, временами весьма виртуозная, орнаментика и мелизматика также были одинаково естественными как для итальянской, так и для русской мелодики.

176-183 20
Аннотация

Статья посвящена творчеству российского композитора и гитариста Сергея Ивановича Руднева. Во введении рассматривается статус классической гитары. На фоне возрастающего интереса к инструменту в нашей стране появление виртуозов и отсутствие разнообразного национального репертуара приводит к возникновению среди исполнителей образцов композиторской практики. Одним из гитаристов, композиторский стиль которого сформировался на основе исполнительской манеры, стал С. Руднев. В основной части статьи описаны предпосылки к формированию индивидуального композиторского стиля, демонстрирующего влияние игры корифеев русской семиструнной гитары XIX столетия. Определено, что основным источником вдохновения для музыканта стала русская песня. Показано, что язык сочинений Руднева сложился на пересечении русской музыкальной традиции и современного исполнительства на классической гитаре. Композитор использует в своих вариациях элементы современных (фингерстайла, страйдта) исполнительских стилей. Результатом превосходного владения инструментом стали находки композитора в области тембра, которые он применяет для создания эффектов, подчеркивающих национальный колорит (колокольность, подражание народным инструментам, казачьему хору). Композиции Руднева являются самобытными произведениями, в которых ярко выражены национальные черты.

184-192 21
Аннотация

Статья посвящена вокальному творчеству известного китайского композитора Лю Цуна. Его произведения рассматриваются в контексте китайской музыки нового тысячелетия. Анализируются особенности музыкального языка композитора с позиций оригинального преломления в них традиций китайской народной музыки, устанавливается характерная тематика, образный строй, исполнительские особенности вокальных произведений композитора.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.