Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Научно-практический рецензируемый журнал

«Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой» — научный журнал, представляющий результаты исследований в области искусствоведения и смежных с ним областях гуманитарного знания. Тематически ориентированное на общие вопросы искусства и искусствоведения,  специфические проблемы теории, истории, организации хореографического искусства, в первую очередь — искусства балета, издание отражает  научные интересы и приоритеты профессорско-преподавательского состава старейшего и авторитетнейшего в России высшего учебного заведения — Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой — и,  сформированного им за долгие годы  существования вуза профессионального сообщества искусствоведов, артистов балета, театра, музыкантов и художественных критиков.

Текущий выпуск

№ 3 (2019)
Скачать выпуск PDF
6-16 7
Аннотация
В статье рассматривается ряд событий, проходивших в СанктПетербурге и Москве в 2018 году в связи с празднованием юбилея Мариуса Петипа. В ней дается информация о главных выставках, которыми отметили юбилей ведущие музеи и архивы, рассказывается о фундаментальном энциклопедическом издании «Петипа. Танцемания», изданном Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства, большое внимание уделяется международной научной конференции в Москве, прошедшей в июне 2018 года.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

17-28 4
Аннотация
Статья посвящена балету «Манкурт» К. Молдобасанова по роману Ч. Айтматова «Буранный полустанок». Проводится детальный анализ спектакля, поставленного на сцене Киргизского Национального Академического театра оперы и балета имени А. Малдыбаева. Особое внимание автор уделяет личности писателя, тесной связи музыкального театра с художественной литературой, музыкой и хореографией.
29-42 10
Аннотация
В статье дается обзор художественного руководства Начо Дуато Государственным балетом Берлина с 2014 по 2018 годы. На основе рецензий и статей немецкой прессы, программок, а также видеофрагментов спектаклей, фотографий и изображений сценографии и костюмов, дан анализ четырех балетов («Статичное время», «Кастраты», «Ржавчина», «Земля»), связанных общей остросоциальной тематикой. Выявлены проблемы и причины неприятия немецкими художественными критиками постановок и художественного руководства Начо Дуато.
43-63 11
Аннотация
Изучение традиций народной хореографии, ее подлинных форм, особенно наследия отдельных наиболее ярких носителей деревенской плясовой культуры, в настоящее время относится к числу актуальных вопросов, поскольку в последние десятилетия был накоплен значительный объем видеоматериалов, так и не введенный в научный оборот и творческую практику в полной мере. В настоящей статье выявляются стилевые особенности традиционной мужской сольной пляски Геннадия Николаевича Копыльцова, владеющего череповецкой музыкально-хореографической традицией. На основе комментариев народного исполнителя характеризуется контекст бытования сольной мужской хореографии, отмечены принципы освоения пляски в народной культуре. Представленные сведения сопоставляются с более ранними этнографическими описаниями. В ходе анализа экспедиционных материалов и записей этнографических концертов установлены закономерности композиции сольной пляски, особенности плясовой лексики исполнителя.
64-86 13
Аннотация
В статье исследуется балет «Гамлет» А. Фадеечева, поставленный в 2008 году в Ростовском государственном музыкальном театре. Выявлены замысел балетмейстера, структура, стилистические особенности, хореографический язык, проанализирована музыкальная основа спектакля. Балет рассматривается в контексте других хореографических постановок «Гамлета» на российской сцене в XXI веке.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ И ТЕАТРА

87-99 1
Аннотация
Статья посвящена музыкально-хореографической линии творчества выдающегося отечественного композитора, главы «ленинградской школы» Владимира Щербачева. Обозначены его контакты с театрально-хореографическим миром, выявлено композиторское представление о балетном жанре. Рассмотрено сочинение Щербачева, воплотившее оригинальное, синтетическое взаимодействие музыки, танца, цвета и света — Нонет для струнного квартета, фортепиано, флейты, арфы, женского голоса и партии пластики.
100-123 8
Аннотация
Статья посвящена анализу музыкальной драматургии мюзикла «Мастер и Маргарита», созданному в Санкт-Петербурге в 2014 году продюсерской компанией «MakersLab» и театром Мюзик-холл. Музыка к спектаклю создавалась содружеством композиторов в составе А. Танонова, С. Рубальского, И. Любимской, О. Томаз, О. Попкова и А. Маева. Формат легкого жанра не помешал создать строго выверенную музыкально-драматургическую систему, в основе которой лежат лейтмотивы и тематические арки, на интонационном уровне интерпретирующие сложное содержание романа М. Булгакова. Петербургский мюзикл «Мастер и Маргарита» можно отнести к жанровой разновидности мюзикла-оперы, характерной для европейской ветви развития мюзикла, сформировавшейся в последней трети ХХ века и генетически связанной с творчеством Э. Ллойда Уэббера. Опора на традиции и достижения европейского оперного искусства и самобытное преломление и развитие этих традиций — основополагающая черта анализируемого в статье мюзикла.
124-143 7
Аннотация
Статья посвящена биографии капельмейстера Императорского театра в Санкт-Петербурге Риккардо Дриго. Рассматриваются обстоятельства создания им оригинальной музыки балетных спектаклей и редакций произведений других авторов. Дается характеристика многоаспектной деятельности итальянского маэстро в российском музыкальном театре рубежа XIX−XX веков. На основе архивных материалов и публикаций периодических изданий воссоздаются и вводятся в обиход отечественного искусствознания ранее неизвестные факты его жизни.
144-155 8
Аннотация
В связи с преобладанием некоммерческого театрального сектора в России полезно проанализировать опыт продюсирования театрального дела в США на примере крупного регионального репертуарного театра − Американского «консерваторного» театра. Театр был основан в 1965 году Уильямом Боллом − выдающимся американским деятелем театральной сцены, и изначально создавался как художественное, творческое, плодотворное сотрудничество, свободное от давления активных финансовых операций. Идея Болла о создании театра с постоянной труппой, репертуарным планированием вместе с консерваторией, высшей театральной школой при этом театре, для Америки того времени была новаторской. Даже в самые сложные времена театру удалось сохранить свою учебно-консерваторскую практику и продолжить выпускать на сцену своих учеников, при дополнительном финансировании со стороны меценатов, спонсоров, абонементодержателей.

ПОДГОТОВКА АРТИСТОВ БАЛЕТА

156-169 11
Аннотация
В статье говорится о важности координации в изучении балетному искусству. Предлагается ряд упражнений для развития координационных способностей: упражнения на равновесие и устойчивость, на способность к расслаблению, чувство ритма, перестроение, ориентирование и согласование движений. Все они основаны на классическом танце и на ряде разработок для развития координации, созданных практиками и теоретиками из мира спорта. В статье приведены результаты тестирования учащихся до и после эксперимента.
170-188 10
Аннотация
В статье рассматриваются методические аспекты первого урока дуэтно-классического танца в профессиональном учебном заведении. Первый год обучения дуэтно-классическому танцу очень важен тем, что в этот период закладываются основы правильного исполнения поддержек как ученицами, так и учениками. Автор обращает особое внимание на цель и задачи первого урока: что нужно сказать ученикам, как правильно ввести их в процесс освоения техники дуэтного танца

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

189-204 4
Аннотация
Статья посвящена особенностям специальной музыкальной терминологии в немецком эпистолярном тексте XVIII века, в частности, в письмах Вольфганга Амадея Моцарта. На примере использования термина «фуга» анализируется контекст упоминания данной музыкальной формы и ее интерпретация в письмах Моцарта. Эпистолярный материал композитора свидетельствует о том, что интерес Вольфганга Амадея к фуге возник не в ранний период жизни в Вене (знакомство с фугами И. С. Баха и Г. Ф. Генделя на собраниях барона ван Свитена), а значительно раньше и сохранялся на протяжении всей жизни. Термин «фуга» и связанная с ним лексика интерпретируется в данных эпистолярных текстах однозначно и не вызывает разночтений при переводе.
205-227 5
Аннотация
В работе анализируются статьи и рецензии из журнала «Советская музыка» за 1933 – 1939 годы, посвященные фортепианному исполнительскому искусству. Прослежен процесс формирования понятия «советский исполнительский стиль», выявлена его идеологическая подоплека.
228-239 145
Аннотация
Статья посвящена проблеме применения концепции теории текста Ролана Барта (на основе его работы «S/Z») по отношению к академическому музыкальному исполнительству. Обосновывается возможность применения инструментов анализа литературного текста по отношению к нотному тексту в связи с общностью законов функционирования литературного и музыкального языков, а также необходимостью в обоих случаях «чтения»-интерпретации. В результате применения разработок Барта открываются новые возможности в интерпретации музыкальных произведений.
240-251 21
Аннотация
Статья посвящена взаимодействию и взаимовлиянию творчества двух выдающихся представителей XX века — Умберто Эко и Лучано Берио. Через эти взаимодействия автор рассуждает о более широких формах взаимовлияний музыки и литературы в историческом контексте рассматриваемого периода. Параллели выстраиваются вокруг понятий «поэтика», «язык», «текст», «музыка», «форма (структура)», «цитирование».
252-265 30
Аннотация
Целью статьи стал анализ англоязычного романа Владимира Набокова «Ада» в спектре проблематики трансгенерационной травмы, определенной для творчества писателя как наиболее общая, коллективная форма травмы, имеющая трансгенерационные характеристики. Роман «Ада или Радости Страсти» (Ada or Ardour, a Family Chronicle) в русском переводе С. Ильина становится своеобразной формой библейского повествования. Сюжетный ход, форма построение, создание нового языка представляет собой, в некотором роде, историю человечества на примере одной семьи: способом реализации, весьма характерным для литературы постмодернизма, становится совмещение психоаналитических концепций и творчества Набокова, всячески отрицавшего учение Фрейда. Одним из результатов исследования становится обсуждение взаимодействия процесса написания художественного произведения и психоаналитического опыта, направленных на устранение психических и душевных несоответствий, созидание, становление личности.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.