Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Дебюсси и Чайковский: траектория творческих (не)встреч

Аннотация

Автором статьи предпринята попытка реконструкции творческих контактов К. Дебюсси и П. И. Чайковского. Основное внимание уделяется анализу работы Дебюсси с музыкой Чайковского в 1880-е гг., в частности его переложения балета «Лебединое озеро» для фортепиано в 4 руки, вышедшее в издательстве Юргенсона в Москве (1882). Предложена гипотеза об опосредованном влиянии музыки Чайковского только на ранние сочинения самого Дебюсси (например, единственную симфонию h-moll, написанную в 1880 г. для фортепиано в 4 руки) и причины, по которым сочинения и фигура Чайковского не упоминались Дебюсси после 1883 г.

Об авторе

Любовь Абрамовна Купец
Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова
Россия


Список литературы

1. Айзенштат М. П. От англомании к англоведению [Электронный ресурс] // История. рф. URL: http://histrf.ru/ru/biblioteka/book/ot-anghlomanii-k-anghloviedieniiu (дата обращения: 17.04.2015).

2. Быканова М. С. Языковая личность музыканта в этнокультурном аспекте (на материале дискурсных манифестаций А. Н. Скрябина и К. Дебюсси): автореф. дис.. канд. филологических наук. Белгород, 2014. 18 с.

3. Вайнштейн О. Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. М.: Новое литературное обозрение, 2005. 640 с.

4. Гозенпуд А. Рихард Вагнер и русская культура. Л.: Сов. композитор, 1990. 295 с.

5. Дебюсси К. Избранные письма. JI.: Музыка, 1986. 286 с.

6. Дебюсси К. Собрание сочинений для фортепиано. В 6 т. Т. 5 / ред. К. С. Сорокин. М.: Музыка, 1965. 217 с.

7. Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы. M. - JI.: Музыка, 1964. 278 с.

8. Жиляев Н. [Предисловие] / Дебюсси К. Симфония h-moll для ф-но в четыре руки. /ред. Н. Жиляева. М.: ОГИЗ-МУЗГИЗ, 1933. C. 2-3.

9. Кремлёв Ю. Клод Дебюсси. М.: Музыка, 1965. 792 с.

10. Купец Л. А. Визуальная парадигма в художественном мире К. Дебюсси // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование. Мат. науч. - практ. конф., Астрахань, 1997. С. 92-98.

11. Купец Л. А. Камерное вокальное творчество Клода Дебюсси в контексте французской художественной культуры конца XIX - начала ХХ века (опыт историкокультурной интерпретации): дис. канд. искусствоведения. СПб., 1995. 278 с.

12. Литвинов С. В. Англомания в России как социокультурное явление, последняя треть XVIII - середина XIX вв.: автореф. дис.. канд. культурологии. М., 1998. 24 c.

13. М. П. Мусоргский и музыка XX века: сб. статей / [ред. - сост. Г. Головинский]. М.: Музыка, 1990. 268 с.

14. Моисеев Г. Симфония си минор Клода Дебюсси. История оного предисловия // Николай Сергеевич Жиляев: Труды, дни и гибель. М.: Музыка, 2008. С. 308-326.

15. Садуова А. Т. Импрессионизм в русской музыке рубежа XIX - XX веков: истоки, тенденции, стилевые особенности: автореф. дис.. канд. искусствоведения. Уфа. 2011. 24 с.

16. Чайковский П. И. Переписка с Н. Ф. фон Мекк. В 3-х т. Т. 2. M. - JI.: Academia, 1935. 676 с.

17. Чайковский П. И. Переписка с Н. Ф. фон Мекк. В 3-х т. Т. 3. M. - JI.: Academia,, 1936. 664 с.

18. Чайковский П. И. Полн. собр. соч. Литературные произведения и переписка. В 17 т. Т. 9. М.: Музыка, 1965. 547 с.

19. Щеткина-Роше Н. Музыкальный ориентализм Скрябина и Дебюсси. От цитирования к трансформации языка [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 3 (5). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 17.04.2015).

20. Арістова І. М. Проблема втілення екстатичного стану в музиці (на прикладі творів К. Дебюссі, О. Скрябіна та Ч. Айвза): автореф. дис. канд. мистецтвознавства. Кіeв, 2005. 18 с.

21. Charle Christophle. Debussy in Fin-de-Siecle Paris // Debussy and his would / Ed. by Jane L. Fulcher. Priceton, New Jersey, 2001, pp. 271-298.

22. Holloway R. Debussy and Wagner. London, 1979. 398 p.

23. Kelly Barbara. Debussy’s Parisian affiliations // The Cambridge Companion to Debussy / Ed. Bb Simon Trezise. Part 1: Man, musician and culture. Cambridge University Press. 2003, pp. 25-42.

24. Lesure F., Howat R. Debussy (Achille-) Claude // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. In the 29-volume second edition. Grove Music Online / General Ed. Stanley Sadie. Oxford University Press. 2001 ^D).

25. Lockspeiser E. Debussy: his life and mind. Vol. 1. Oxford University Press, 1979. 291 p.

26. Orledge R. Debussy and the theatre. Cambridge University Press, 1982. 383 p.

27. Rimski-Korsakow G. М. Debussy w rodzinie Meek // Muzyka, Warsz., 1960, № 1, ss. 45-62.

28. Winzer D. Claude Debussy und die französische musikalische Tradition. Wiesbaden, 1981. 175 s.


Рецензия

Для цитирования:


Купец Л.А. Дебюсси и Чайковский: траектория творческих (не)встреч. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2015;(3):121-128.

For citation:


Kupets L.A. Debussy and Tchaikovsky: The Story of virtual meetings. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2015;(3):121-128. (In Russ.)

Просмотров: 590


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)