Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск
№ 4 (2018)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

6-15 75
Аннотация

Балет М. И. Петипа «Баядерка» рассматривается в контексте царившего в российской художественной практике второй половины XIX века стиля историзма. Подчеркивается, что «Баядерка» имеет черты романтизма, но ими стилистика этого балета не исчерпывается. Также подчеркивается, что стилистическую характеристику «Баядерки», отчетливо корреспонди-
рующую с историзмом, можно экстраполировать на все произведения Петипа, начиная с «Дочери Фараона». Для стилистического определения хореографического театра Петипа предлагается понятие «полистилистика».

16-23 41
Аннотация

Статья посвящена сотрудничеству петербургских хореографов и солистов балета с итальянскими балетными труппами (Рим и Неаполь) в начале XXI века. Первоначальную постановку «Раймонды» А. Глазунова (либретто М. Петипа) осуществил по «гарвардским записям» Сергей Вихарев (2011). Свою редакцию старинного «Корсара» и возобновление
«Египетских ночей» А. Аренского (постановка М. Фокина) предложил Вячеслав Хомяков (2008 и 2009).

24-36 60
Аннотация

Статья посвящена второму (пятилетнему) периоду творческой деятельности Людвига Минкуса в должности штатного композитора балета Императорских театров России. Рассматриваются основные произведения, написанные в сотрудничестве с Мариусом Петипа. На основе архивных материалов и публикаций периодических изданий второй половины XIX века восстановлена хронология появления основных произведений композитора. Проанализирован музыкальный материал танцев из его неопубликованных балетов.

37-48 35
Аннотация

Официальным днем рождения балетной труппы Михайловского театра принято считать 6 июня 1933 года – дату премьеры балета «Арлекинада» в постановке Федора Лопухова. Однако годы, предшествующие первой балетной постановке, заслуживают отдельного исследования: в оперных спектаклях театра танцы ставили такие хореографы, как Георгий Баланчивадзе, Павел Петров, Александр Чекрыгин. В статье впервые публикуются докладные записки Чекрыгина из архива Михайловского театра, проливающие свет на его попытки создания самостоятельной балетной труппы театра еще в 1927 году, за шесть лет до ее официального основания. В статье также приводятся сведения о первых артистах труппы, работавших в театре в 1918–1935 годах.

49-57 32
Аннотация

Статья посвящена анализу «Ленинградской симфонии» — уникального, ни на что не похожего спектакля в постановке И. Д. Бельского на музыку Д. Д. Шостаковича. Этот спектакль занимает особое место в истории отечественного и мирового балета. Проведен музыкально-хореографи-
ческий анализ произведения. Автор приходит к выводу, что спектакль «Ленинградская симфония» стал прообразом новой структурной модели танцсимфонии.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА

58-70 42
Аннотация

В данной статье рассматривается отражение архитектонических особенностей (а именно симметрии) пространства пяртовской музыки в балетах Кристофера Уилодона и их воплощение в многоуровневой структуре спектакля. Известное выражение Аймерта, адресованное музыке Антона Веберна, — «лирическая геометрия» — актуально и для творчества Арво Пярта, в основу которого также положены математические пропорции, геометрическая соразмерность и числовая гармония. В пластических интерпретациях музыки Пярта хореографы часто обращаются к идее «лирической геометрии», проецируя симметрию музыкального материала на хореографический текст. В статье проводится сравнительный анализ трех спектаклей Кристофера Уилдона («Литургии», «После до-
ждя» и «Misericordes»), прежде всего, с точки зрения работы хореографа с музыкальными структурами. Кристофер Уилдон, продолжая традицию бессюжетного балета, заложенную Джорджем Баланчиным, как и его предшественник, соотносит структурно-хореографический язык с композиционным построением музыкального произведения. Принцип геометрического освоения пространства спектакля в своей структурной соотнесенности с музыкой Арво Пярта превращает балеты Уилдона в визуальное воплощение музыкального текста.

71-90 17
Аннотация

Под воздействием научно-философской мысли ХХ века произошли кардинальные изменения в области изобразительного, музыкального и хореографического искусства и литературы. В 1950-е годы в музыке расцвела алеаторика, однако алеаторные или близкие ей концепции задолго до музыки возникли в архитектуре, живописи, литературе и хореографии.
В статье представлен результат анализа хореографической алеаторики М. Каннингема с точки зрения контролированной и произвольной организации произведения искусства; сделан вывод об исключительном влиянии М. Каннингема — крупнейшего танцора и хореографа, интегрировавшего в своем творчестве ведущие художественные тенденции эпохи, на мировое искусство и предположение о неизбежности дальнейшего развития его идей в хореографической культуре XXI века.

ПОДГОТОВКА АРТИСТОВ БАЛЕТА

91-96 49
Аннотация

Статья посвящена одноактному балету К. Я. Голейзовского «Листиана», созданному для Ленинградского хореографического училища имени А. Я. Вагановой в 1958 году. Автор статьи — участница постановки — рассказывает об особенностях хореографии этого уникального балета, о методах работы выдающегося мастера с воспитанниками школы.

БАЛЕТНАЯ КРИТИКА

97-104 46
Аннотация

Три рецензии посвящены различным по значимости событиям, связанным с именем великого Петипа. Это гастроли в Санкт-Петербурге Приморского филиала Мариинского театра, показавшего премьеру «Спящей красавицы», торжественное открытие ХV юбилейного конкурса артистов балета «Арабеск» в Перми и «Лебединое озеро» Санкт-Петербургского театра балета имени П. И. Чайковского на Александринской сцене в новом статусе балетных и музыкальных программ старейшего российского театра.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

105-119 155
Аннотация

Статья посвящена одной из страниц педагогической деятельности Адольфа фон Гензельта (1814–1889) — знаменитого немецкого пианиста, композитора и педагога, работавшего в Петербурге на протяжении пятидесяти лет. С помощью материалов, сохранившихся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки, частично восстановлена биография одной из учениц Гензельта — пианистки Ю. Л. Грюнберг-Тюриной.

120-128 40
Аннотация

Статья (рецензия) посвящена фундаментальному коллективному исследованию в трех томах — «Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве XX века — начала XXI века. 1917–2017», осуществленному на основе идейного замысла петербургского философа А. Л. Казина. Автор обращается к осмыслению содержания второго и первой книги третьего томов, созданных в метафизической исследовательской парадигме, противостоящей позитивизму в гуманитарной науке. Рассматриваемые труды имеют своим предметом духовную сущность художественных явлений в области литературы, музыки, изобразительного искусства, театра, кино. Анализируются представленные литературоведческие и искусствоведческие материалы, раскрывающие современному сознанию проблему преемственности христианской традиции в советский период 1934–1991 годов, действенную силу и глубину русской национальной духовности.

129-141 33
Аннотация

В статье анализируется исторический контекст возникновения и развития теоретических и практических аспектов театральной антропологии. Актерские тренинги современного польского режиссера Т. Родовича и структура спектакля «Вакханки» театра «Хорея» (Лодзь) исследуются методами культурной антропологии и сравнительного анализа. Специфика пластической выразительности в антропологическом театре проанализирована на основе теории и практики Ежи Гротовского и театральных опытов Центра Театральных практик Гардженицы. Установлено, что сценический образ в антропологическом театре создается путем реконструкции синкретической модели актерского существования. Единый комплекс танца, пения, слова и движения создается благодаря знакомству с античной драматургией и способами реконструкции античного пения и танца. В заключении делается вывод об уникальности подхода к тренингу в антропологическом театре, основанном на соединении архетипических культурных знаков разных эпох и личного опыта актера-исполнителя.

142-164 34
Аннотация

В статье рассматривается феномен интерактивной звуковой инсталляции как вид искусства. Выдвигается тезис о том, что именно этот вид искусства обладает особыми возможностями коммуникации со зрителем-слушателем в области вариативности, стихии случайного. Мы предлагаем называть это «реальной алеаторикой».
Рассматриваются особенности композиции интерактивной звуковой инсталляции и ее отличие от композиции музыкального произведения. В качестве примеров приводятся инсталляции, соавтором которых выступил автор статьи, показывается композиционная структура их звуковой составляющей во взаимосвязи с целостным строением произведения, особенности
технической реализации.

162-176 23
Аннотация

В статье рассматривается функция классической гитары в составе инструментального ансамбля в отечественном вокально-инструментальном цикле второй половины ХХ века на примере «Сюиты зеркал» Андрея Волконского. В центре внимания — особенности концепции сюиты, вы-
разительные средства, музыкальный язык, черты стиля, особенности тембровой драматургии произведения. Определено, что в основе концепции произведения лежит идея зеркальности, отражения. Данная идея определяет драматургию произведения, влияет на выбор композитором ряда его выразительных средств, инструментария, формирование композиционных особенностей сюиты.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)