Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Научно-практический рецензируемый журнал

«Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой» — научный журнал, представляющий результаты исследований в области искусствоведения и смежных с ним областях гуманитарного знания. Тематически ориентированное на общие вопросы искусства и искусствоведения,  специфические проблемы теории, истории, организации хореографического искусства, в первую очередь — искусства балета, издание отражает  научные интересы и приоритеты профессорско-преподавательского состава старейшего и авторитетнейшего в России высшего учебного заведения — Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой — и,  сформированного им за долгие годы  существования вуза профессионального сообщества искусствоведов, артистов балета, театра, музыкантов и художественных критиков.

Текущий выпуск

№ 6 (2020)
Скачать выпуск PDF
6-19 28
Аннотация
В статье рассматриваются основные этапы жизненного и творческого пути Адоля Сагмановича Хамзина (07.02.1934–17.05.2020) — советского артиста балета, педагога классического и дуэтно-классического танца. Рефлексии подвергается артистическая деятельность Хамзина: от первых шагов на подступах к балетному искусству до признанного мастера дуэтного танца в Ленинградском академическом Малом оперном театре. В поле зрения автора оказывается и многолетняя преподавательская деятельность Хамзина на педагогическом факультете Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

20-38 20
Аннотация
Настоящая статья посвящена первому сценическому опусу американского композитора С. Барбера (1910–1981) — балету «Глубины сердца» (1946), ныне известному как «Медея». Эта партитура была заказана композитору кумиром американского танца модерн — хореографом М. Грэм (1893–1991) и продолжила ее коллекцию балетов на сюжеты древнегреческой мифологии. В статье рассматривается история создания балета «Медея», разбирается сюжет, проводятся параллели с литературным первоисточником либретто (трагедия Еврипида «Медея»). Анализируются архетипы героев и их музыкальные характеристики. Рассматривается оригинальная хореография (М. Грэм) и сценография (И. Ногучи) спектакля, неразрывно связанная с драматическим действием. Уделяется внимание сценической судьбе сочинения и его рецепции в США.
39-49 43
Аннотация
Статья посвящена судьбе балетной критики в цифровую эпоху. В ситуации, когда слово, бывшее основой цивилизации, дискредитировало себя, переход от аграрной эры к индустриальной привел к ломке всей системы ценностей. Эпоха перемен подвергает многие незыблемые прежде каноны сомнению, а то и пересмотру. Автор статьи выделяет два рода литературы о балете: первый — балетная критика, где главенствует танец и ему всё подчинено, во втором — главным становится пишущий о балете, а танец является отправной точкой размышлений. Выводом из анализа становится то, что кардинальные проблемы балетоведения, с которыми сталкивается балетный критик, — это прежде всего понимание того, что такое танец и где его границы; как соотносятся в хореографическом искусстве танец и музыка; как сохранить классическое наследие.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ И ТЕАТРА

50-63 27
Аннотация
Статья посвящена первому драматическому спектаклю антрепризы Иды Рубинштейн «Мученичество Святого Себастьяна». Автор рассматривает развитие идеи театрального модерна как основной эстетики антрепризы, выделяя основные его черты. Синтез искусств, к которому стремилась актриса на драматической сцене, был основан на пластическом решении всей постановки, где главный хореографический текст М. Фокина для роли И. Рубинштейн выступал связующим инструментом всех компонентов спектакля: текста, пения, декораций, танца.

ПОДГОТОВКА АРТИСТОВ БАЛЕТА

64-77 28
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы практической работы над хореографическим произведением студентов, будущих хореографов и анализируются этапы этой работы. Особое внимание автор уделяет вопросам композиции хореографического текста. Предлагается авторская методика преподавания по дисциплине «Композиция и постановка танца».
78-87 53
Аннотация
В статье анализируется один из наиболее важных компонентов урока классического танца — allegro. Автор предлагает сосредоточиться на специфических аспектах изучения прыжков в средних классах профессиональной балетной школы, используя свой личный опыт, а также базируясь на методической литературе. В статье уделяется внимание такому элементу, как plié, и важности его правильного исполнения для толчка и приземления при прыжке. Определяется то, какие именно прыжки изучаются в третьем-четвертом классах, на чем нужно делать акцент при освоении материала. А также освещается равнозначность изучения прыжков в мужском и женском классах, делается вывод об универсальности методики обучения allegro.
88-99 92
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные проблемы организации научных видеоконференций в онлайн-формате. «Дистант» показал производственную эффективность и малую экономическую затратность подобных мероприятий Автор доказывает, что дистанционный формат конференций будет способствовать демократизации и оптимизации научной коммуникации, даст возможность участия в онлайн-конференциях возрастным и физически маломобильным ученым, позволит делать конференции более специализированными и локальными по тематике. Вместе с тем онлайн-формат требует от докладчиков и модераторов особой концентрации для удержания внимания слушателей. Необходимо повышать уровень технической оснащенности и компьютерную грамотность участников онлайн-конференций, совершенствовать навыки владения программными продуктами, обеспечивающими видеоконференции.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

100-114 26
Аннотация
Статья посвящена Марселю Дюшану — художнику, в широком смысле слова, и игроку в шахматы. Из сочетания, синтеза и противоречий художественного и игрового начал и родилась творческая стратегия Дюшана. Автор рассматривает эстетические и художественные принципы Дюшана, сформировавшиеся под влиянием искусства шахматной игры. Анализируя различные проявления принципов шахматной игры у Дюшана, а также описывая знаменитый перформанс, в рамках которого композитор Джон Кейдж сыграл с Дюшаном шахматную партию, автор статьи приходит к выводу, что в творчестве Дюшана шахматная игра приобретает статус творческой стратегии.
115-129 15
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о факторе содержания в исполнительской лексике Владимира Николаевича Минина. Этот компонент репрезентируется в качестве главного условия в построении дирижерской стратегии в направлении раскрытия авторского замысла. Доминирующим методом В. Н. Минина становится соотношение означаемого и означающего в системе средств исполнительской выразительности. Творческая инициатива дирижера в создании художественного образа произведения фокусируется на пересечении плана содержания и плана выражения, что определяет феномен певческого фонизма Московского камерного хора.
130-147 19
Аннотация
Статья посвящена истории издания одного из первых в Петербурге художественных журналов — «Журнала изящных искусств». На основе междисциплинарного подхода, с учетом трех групп признаков, характеризующих специализированное периодическое издание, «Журнал изящных искусств» рассматривается как исторический источник по истории отечественной художественной культуры первой четверти ХIХ века. В статье анализируются структура журнала, содержание и жанры публикуемых материалов, поднимаются проблемы теории искусства, эстетики, в том числе назначения искусства в обществе, эстетического вкуса, творческого гения, соотношения понятий прекрасного и приятного, театра как вида искусства.
148-163 22
Аннотация
Статья посвящена роли М. И. Глинки в создании русской симфонии. Подробно рассматривается замысел и работа композитора над симфонией на две русские темы (1834) и симфонией «Тарас Бульба» (1848–1856). Выявляется их прямая соотнесенность со взглядами композитора на немецкую симфоническую традицию (модель цикла, тематизм, приемы развития). Проводится сравнительный анализ идей Глинки со взглядами на симфонию его современников (В. Ф. Одоевского, В. В. Стасова, М. А. Балакирева, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова и других). Автор опровергает укоренившееся в отечественном музыкознании представление о постигшей Глинку в жанре симфонии неудаче, основанное лишь на незавершенности замыслов композитора. Впервые выявляется глубокое родство в понимании идеи симфонии и способах ее воплощения между Глинкой и его младшими современниками. Делается вывод о том, что Глинка в своем творчестве (в одночастных и циклических произведениях) наметил не один, как всегда считалось, а два основных пути развития русской симфонической музыки.
164-177 20
Аннотация
Статья посвящена эволюции маски хвастливого воина в истории европейской драматургии, от классического периода Античности до ХХ века включительно. Точкой отсчета для формирования масочных образов предлагается считать драматургию Аристофана. Именно в пьесе древнегреческого комедиографа создается маска вояки-солдафона, получившая развитие в вариациях маски воина-бахвала в последующей многовековой истории театра и драматургии. Еще в Античности появляется формула «хвастливый воин», определившая суть маски героя Т. М. Плавта и название его комедии. Исследование судьбы образа вояки-хвастуна, вместившего в себя опыт итальянского, английского, французского, русского театров, показало, что маска эта стала мифологическим типом.
178-187 21
Аннотация
Статья посвящена изучению особенностей художественно-поэтического мировоззрения в его изначальной взаимосвязи с мифом и мифологическим мировидением. Миф — это особая совокупность взглядов на окружающий мир, которую человек вырабатывает по законам красоты и целостного мировосприятия, это базовая психологическая структура личности, важнейший механизм реализации человека в культуре. Танец в своем древнем и изначальном виде является одной из проекций мифа, осуществляющей связь сакрального и земного. Рассматривая особенности исторических типов мировоззрения и специфику современного художественного образа мира, автор приходит к выводам о том, что танец не повторяет, не дублирует устную речь, а «разговаривает» при помощи своей образно-коммуникативной динамической структуры. Язык танца не только выражает глубинное эмоциональное состояние человека, он одновременно обладает знаково-символической природой, а для символического языка внешняя красота неотделима от красоты внутренней. Перспективу дальнейшего исследования составляет понимание возможности возвращения искусству танца его исходного сакрального звучания при формировании нового образа мира.
188-208 24
Аннотация
Статья посвящена одному из аспектов многосторонней деятельности выдающейся отечественной пианистки Надежды Иосифовны Голубовской — ее обращению к клавесину как средству передачи старинной музыки. Корни ее интереса к клавесину связываются с гастролями в России Ванды Ландовской и парижского ансамбля «Концертное общество старинных инструментов». Архивные документы подтверждают настойчивую, но безуспешную борьбу Голубовской за возможность изучать клавесин у лучших европейских клавесинистов. Рассматриваются участие Голубовской в «Эрмитажных концертах» 1931–1935 годов, послевоенные концерты с использованием клавесина, малоизвестные клавесинные записи, выпущенные в 2003 году в серии «Великие исполнители Северной Пальмиры». Исправлены некоторые неточности предыдущих публикаций.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.