Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Научно-практический рецензируемый журнал

«Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой» — научный журнал, представляющий результаты исследований в области искусствоведения и смежных с ним областях гуманитарного знания. Тематически ориентированное на общие вопросы искусства и искусствоведения,  специфические проблемы теории, истории, организации хореографического искусства, в первую очередь — искусства балета, издание отражает  научные интересы и приоритеты профессорско-преподавательского состава старейшего и авторитетнейшего в России высшего учебного заведения — Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой — и,  сформированного им за долгие годы  существования вуза профессионального сообщества искусствоведов, артистов балета, театра, музыкантов и художественных критиков.

Текущий выпуск

№ 5 (2021)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА 

6-18 22
Аннотация

Статья посвящена легендарной фигуре в истории русского балета — Льву Иванову, выдающаяся роль которого до сих пор, по мнению автора, не получила адекватной оценки. Рассказано о сложностях его творческого пути в качестве исполнителя, педагога, балетмейстера. Его редкостный талант как хореографа отмечают все исследователи. В статье сделана попытка объяснить степень новизны, тот переворот, который произошел в созданном Ивановым. Его творения в основном либо преданы забвению, либо растворились в созданном другими. Сохранились лишь гениальные «лебеди». Именно они стали знаком подлинной революции в балете: здесь классический танец стал воплощением психологической реальности, языком искусства ХХ века. 

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ, МУЗЫКИ И ТЕАТРА 

19-34 32
Аннотация

Музыкально-двигательный метод ритмического воспитания Э. Жак-Далькроза существует более ста лет. За это время он развивался в самых разных направлениях: в музыкальной, театральной, хореографической и терапевтической сферах. В статье рассматриваются точки соприкосновения ритмической гимнастики с танцевальным искусством. На примерах продемонстрированы результаты взаимодействия метода Жак-Далькроза с хореографическими постановками и перспективы использования музыкально-двигательных методов в танцевальном искусстве и обучении.

ПОДГОТОВКА АРТИСТОВ БАЛЕТА И ТЕАТРА 

35-38 20
Аннотация

Текст представляет собой воспоминания об Агриппине Яковлевне Вагановой. Это запись беседы Ирины Павловны Дешковой c Риммой Степановной Петерсон.

39-49 19
Аннотация

В статье анализируется единственная книга великой русской балерины Ольги Спесивцевой «Техника балетного артиста», изданная в Лондоне в 1967 году. В этом издании, по мнению автора, Спесивцева представила идеальную для себя модель уроков классического танца, направленных на развитие техники и представляющих синтез опыта и знаний балерины. Автор прослеживает этапы работы танцовщицы с педагогами классического танца (А. Чекрыгиным, В. Рыхляковой, В. Жуковой, М. Фокиным, К. Куличевской, А. Вагановой, Э. Чеккетти и др.), повлиявшими на личностное становление Спесивцевой, а также эволюцию ее профессиональных и педагогических взглядов. Автор проводит обзор основного содержания книги и приводит достоверные факты из истории ее создания.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА 

50-59 17
Аннотация

Статья посвящена балетному театру Альфреда Шнитке — наименее исследованной области творчества композитора. В центре рассмотрения — балет «Пер Гюнт» — одно из значительных сценических произведений 1980-х годов. Творческая деятельность композитора 1970–80-х годов, направленная на поиск новых стилевых решений в области мелодии, гармонии, формы, полифонии, фактуры, отмечена появлением театральносценического жанра — балета. За пятнадцатилетнюю историю становления в творчестве композитора балетного жанра было написано три балета: «Лабиринты», «Эскизы», «Пер Гюнт». В статье исследуется многомерная природа сюжета ибсеновской драмы и образа Пер Гюнта, получившего множество интерпретаций в театральных, концертных и мультимедийных композициях. Многоликость героя подчеркивается оригинальной находкой балетмейстера Джона Ноймайера, заключающейся в перенесении борьбы противоположных начал из внутреннего мира персонажа на реальную сцену, где сталкиваются семь разных аспектов личности Пер Гюнта в обличии семи танцоров. С целью выявления особенностей музыки балета проводится детальный анализ языковых средств некоторых номеров: звуковысотности, гармонии, динамики, ритма и тембра.

60-69 30
Аннотация

В статье рассматривается русское народное песенное творчество как фактор, определяющий идейно-выразительные особенности отечественной музыкальной культуры, и как способ формирования системы моральных и эстетических ценностей индивида, удовлетворения его духовных и эмоциональных потребностей. Исследуя динамику развития народной песни в контексте становления современного общества, авторы указывают на многовариантность ее трансформаций в профессиональном искусстве, определяет в качестве источника интонационного тезауруса, основы адаптированных к восприятию городского слушателя близких к сфере эстрадного искусства исполнительских практик.
Авторы приходят к выводу о невозможности и бесперспективности противостояния изменениям русской народной песни с целью резервации ее аутентичного облика в современном обществе, однако, считают важным сохранение народной песни как культурной памяти, источника и основы смыслов и образов отечественной культуры.

70-83 20
Аннотация

В современном мире визуальное искусство занимает большое место и доступно самому широкому кругу людей. Развиваясь как жанр, кино в его различных интерпретациях формирует новые жанровые разновидности, такие, например, как киномузыка. В отличие от оперного жанра, где работа композитора в сотрудничестве с режиссером или дирижером находится под воздействием множества факторов и конечный результат меняется в зависимости от каждой конкретной постановки, кино как фиксированный жанр сохраняет результат, единожды осуществленный и сохраненный в тандеме режиссера и композитора.
В настоящей статье проводится анализ соединения визуального и слухового опыта на примерах совместных работ некоторых творческих союзов композитора и режиссера. Рассматривается уникальный опыт взаимодействия и характерные особенности каждого описываемого творческого тандема, как, например, образование общих стилевых черт и взаимосвязей, позволяющих создавать уникальные кинокартины, проблематика взаимодействия режиссера и композитора и вопросы значения музыкального оформления фильма как важнейшего средства выразительности. Примерами для рассмотрения в данной статье являются некоторые известные отечественные и зарубежные киноработы, на основе которых базируются концепции звукового фильма.

84-97 13
Аннотация

В статье проанализирована история создания театра в усадьбе известного знатного рода Шереметевых в Кусково как распространенного в XVIII веке явления организации дворцовых театрализованных мероприятий, но не исследованных с позиций формирования их визуально-художественной структуры. Архитектура театров рассматривается как в системе пейзажного парка, так и внутреннего устройства сценического пространства. Обращается внимание на композиционно-образные характеристики в реализации театрального замысла, анализируется художественно–сценическое воплощение. Методологическую основу данного исследования составили принципы сравнительно-исторического, системного анализа, позволяющие проследить эволюцию театральных сооружений в границах одной усадьбы, так и пространственные взаимоотношения архитектуры, театрального искусства и природного ландшафта как единой визуально-художественной структуры. Автор приходит к выводу о важной роли различных составляющих элементов предметно-пространственной среды как необходимой коммуникации не только в архитектуре и устройстве самих театров, существовавших на территории усадьбы Шереметева, но и емкого выражения театрализованного смысла эпохи, оказавшего влияние на всю композиционно-образную, идейную организацию паркового ансамбля. Утраченная в настоящее время архитектура Шереметевских театров сохранила дух ушедшего времени и оказала влияние на последующее развитие сценического искусства, а сам историко-художественный музейзаповедник «Кусково», расположенный на юго-востоке Москвы, сегодня принадлежит к уникальным объектам культурного наследия, становится площадкой творческого взаимодействия музея и театра. 

98-119 12
Аннотация

В статье рассматриваются история развития и основные жанрово-стилевые черты немецкой народной песни. Мелодические, гармонические, ритмические и композиционные особенности песенного фольклора раскрываются на примерах XVI–XIX веков (плясовые, любовные, утренние, исторические, соревновательные песни, баллады, песнопения ландскнехтов, писарей, крестьян, оруженосцев, охотников и рыбаков). Определяется роль немецкой народной песни в становлении национальных композиторских школ Австрии и Германии: анализируются инструментальные сочинения композиторов эпохи барокко и классицизма, в которых нашли отражение интонационные и жанрово-стилевые особенности народной песни. Методами исследования послужили теоретический анализ исторической, искусствоведческой, музыковедческой литературы; хронологический исторический и культурологический теоретический и сравнительный анализ. Методологической основой разработки проблемы послужили труды отечественных и зарубежных музыковедов-теоретиков и фольклористов. Автор приходит к выводу, что немецкий фольклор получил развитие в искусстве миннезингеров, основу репертуара которых составляли народные песни, сохранившие свои коренные признаки, — четко построенную мелодию, преобладание устойчивых ступеней лада, движения по звукам тонического трезвучия, маршевые и танцевальные ритмы. Эти же качества немецкой музыки ценили и развивали в своем творчестве И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен, Ф.Шуберт, Й. Брамс и другие немецкие и австрийские композиторы.

120-137 14
Аннотация

Статья посвящена истории постановок в России в XIX и XX веках единственной по-настоящему успешной оперы А. Г. Рубинштейна, которой в нынешнем году исполняется 150 лет. «Демон», завершенный в сентябре 1871 года и впервые представленный 13 января 1875-го, в значительной степени отличается от произведений западноевропейского театра, написанных на «демоническую» тему. Лирическая опера, в которой критики находили многословие и банальность музыкального высказывания, тем не менее, сразу была принята публикой и почти без изменений содержания дожила до 1936 года. Постановочная история «Демона» как таковая пока не привлекала внимания ученых. В статье сделана первая попытка рассмотреть сценическое бытование оперы, опираясь на критические отзывы разных лет. Ее интерпретации в основном затронули создание демонической атмосферы и соответственной стилистики как в партии главного героя, так и в общем художественном оформлении спектаклей. Кульминацией прочтения титульной роли стали ее исполнения Ф. И. Шаляпиным в начале XX столетия, вдохновленные поисками М. А. Врубеля и вернувшие сочинению лермонтовский демонизм.

БАЛЕТНАЯ И ТЕАТРАЛЬНАЯ КРИТИКА 

138-154 26
Аннотация

Статья посвящена обзору критических отзывов об Артуре Сен-Леоне, опубликованных в журнале «Музыкальный и театральный вестник» в 1856–1860-е годы. Сен-Леон был интересен критике не только как балетмейстер. В журнале есть упоминания о нем как о педагоге и танцовщике. Немало строк в «Музыкальном и театральном вестнике» посвящено Сен-Леону-музыканту. О нем писали как о скрипаче-виртуозе, так и как о композиторе (в России в 1859 году был поставлен балет с его музыкой — «Сальтарелло»). Сочетание в одном артисте такого количества талантов было явлением редким и потому удивляющим. История краткого появления Сен-Леона в отзывах конкретного издания интересна не обширностью материала и не подробностью анализа, а обаянием своей сиюминутности. Благодаря этим кратким строкам мы получаем возможность погрузиться в атмосферу музыкально-театральной жизни середины XIX века.

155-162 27
Аннотация

В статье содержится обзор традиционных балетных фестивалей, прошедших весной и летом 2021 года в двух столичных волжских городах — Чебоксарах (Чувашия) и Казани (Татарстан). Рассмотрены наиболее интересные спектакли и премьеры. Отмечено, что балетными труппами в академических театрах этих городов руководят выпускники Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.