Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

СПЕЦИФИКА ПЛАСТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛЬСКОМ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ: СПЕКТАКЛЬ «ВАКХАНКИ» ТЕАТРА «ХОРЕЯ» И АКТЕРСКИЙ ТРЕНИНГ ТОМАША РОДОВИЧА

Полный текст:

Аннотация

В статье анализируется исторический контекст возникновения и развития теоретических и практических аспектов театральной антропологии. Актерские тренинги современного польского режиссера Т. Родовича и структура спектакля «Вакханки» театра «Хорея» (Лодзь) исследуются методами культурной антропологии и сравнительного анализа. Специфика пластической выразительности в антропологическом театре проанализирована на основе теории и практики Ежи Гротовского и театральных опытов Центра Театральных практик Гардженицы. Установлено, что сценический образ в антропологическом театре создается путем реконструкции синкретической модели актерского существования. Единый комплекс танца, пения, слова и движения создается благодаря знакомству с античной драматургией и способами реконструкции античного пения и танца. В заключении делается вывод об уникальности подхода к тренингу в антропологическом театре, основанном на соединении архетипических культурных знаков разных эпох и личного опыта актера-исполнителя.

Об авторе

П. М. Степанова
Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения
Россия

канд. искусствоведения

ул. Правды, д. 13, Санкт-Петербург, 191119, Россия



Список литературы

1. Орлова Э. А. История антропологических учений. М.: Академ. Проект; Альма Матер, 2010. 621 с.

2. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Академ. проект, 2008. 555 с.

3. Burzyński T. Obok teatru // Burzyński T., Osiński Z. Laboratorium Grotowskiego. Warszawa, 1978. S. 120-180.

4. Барба Э., Саварезе Н. Словарь театральной антропологии: Тайное искусство исполнителя. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2010. 320 с.

5. Павис П. Антропология театральная // Словарь театра. М.: ГИТИС, 2003. С. 48.

6. Kornaś T. Włodyimiery Staniewski i Ośrodek Praktzk Teatralnzch Gardyienice. Kraków: Homini, 2004. 354 s.

7. Kornaś T. Schola Teatru Węgaity: Dramat liturgiczny. Kraków: Homini, 2012. 534 s.

8. W poszukiwaniu własnej ścieżki: z prof. Dariuszem Kosińskim rozmawia M. Figzał // Nietak!t. 2015. № 21-22. S. 5-10.

9. Хорея. Лодзь. 2011. 24 с.

10. Bartosiak M. Za pośrednictwem osób działających. Łódz: Wydawnictwo uniwersytetu łódzkiego, 2013. 251 s.

11. Rodowicy T. „Onou Orchesis“ – Taniec Osła: O pracy nad Metamorfozami // Konteksty. 2001. № 1-4 (252-255). S. 45-50.

12. Duniec K. Ciało w teatrze: Perspektywa antropologiczna. Warszawa: Instytut Sztuki PAN, 2012. 328 s.

13. Элиаде М. Шаманизм: Архаические техники экстаза. М.: Академ. Проект, 2014. 399 с.

14. Elektra Eurypidesa: Esej teatralny (cheironomia / gesty). Gardzienice, 2005. 24 s.

15. Partyga E. Chór dramatzcynz w paszukiwaniu tożsamości teatralnej. Kraków: Księgarnia akademicka, 2004.

16. Rodowicy T. Dlaczego Antyk, czyli kondycja Europy. Stowarzyszenie teatralne Chorea (2004-2006) // Konteksty. 2006. № 2 (273). S. 21-28.

17. Bogdanowicz A. Bułgarska banica z serem i szpinakiem, kawa „turka” i liście winogron, czyli o potrzebie doświadczania Innego w poszukiwaniu teatralnym // Konteksty. 2006. № 2 (273). S. 15-21.

18. Гаспаров М. Л. Еврипид Анненского // Анненский И. Театр Еврипида. СПб.: Гиперион, 2007. С. 7-14.

19. Wichowska J. Ptaki nad miastem // Didaskalia. 2006. № 71. S. 98-100.

20. Гротовский Е. От театральной труппы к Искусству-проводнику // Гротовский Е. От Бедного Театра к Искусству-проводнику. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2003. С.251-274.

21. Сотрудничество Томаса Ричардса с Гротовским в проекте «Объективная драма» // Вокруг Гротовского. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2009. С. 149-174.

22. Łopatowska A. Poszukiwania Gestu – Moje spotkanie z zespołem Scholi Teatru Węgajty // Konteksty. 2007. № 2 (277). S. 141-148.

23. Richards T. The Edge – Point Of Performance. Pontedera, Italy: Documentation Series of the Workcenter of Jerzy Grotowski, 1997. 107 p.

24. Юнг К. Г. Структура психики и архетипы. М.: Академ. Проект, 2009. 304 с.

25. Slowiak J., Cuesta J. Jerzy Grotowski. Warszawa: Wydawnictwa Uniwersytetu Warszawskiego, 2007. 207 s.

26. Вульф К. Антропология: История, культура, философия. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2008. 280 с.

27. Выготский Л. С. К вопросу о психологии творчества актера // Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. Научное наследство. М.: Педагогика, 1984. Т. 6. С. 319-329.


Для цитирования:


Степанова П.М. СПЕЦИФИКА ПЛАСТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛЬСКОМ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ: СПЕКТАКЛЬ «ВАКХАНКИ» ТЕАТРА «ХОРЕЯ» И АКТЕРСКИЙ ТРЕНИНГ ТОМАША РОДОВИЧА. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2018;(4):129-141.

For citation:


Stepanova P.M. THE SPECIFIC CHARACTER OF PLASTIC EXPRESSIVENESS IN CONTEMPORARY POLISH THEATRE ANTHROPOLOGY: THE PLAY ‘THE BACCHAE’ (2012) BY THE CHOREA THEATRE AND AN ACTING TRAINING BY TOMASZ RODOWICZ. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2018;(4):129-141. (In Russ.)

Просмотров: 33


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)