Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск
№ 1 (2016)

АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА ИМ. А.Я. ВАГАНОВОЙ: ОПЫТ, ТРАДИЦИИ, ПРАКТИКА

9-15 20
Аннотация
Статья посвящена анализу первоисточников в артистических портретах художника Юрия Владимировича Пугачева (1933-1998) из коллекции Мемориального кабинета Истории отечественного хореографического образования АРБ имени А.Я. Вагановой. Автор выявляет методы работы художника как с фотографией при создании мемориальных портретов выдающихся русских артистов балета, так и с живой натурой. Вводится в научный оборот ранее не опубликованные архивные документы и материалы, раскрывающие истории создания живописных и скульптурных портретов Пугачева.
16-24 29
Аннотация
В статье раскрываются новые факты биографии одной из выдающихся учениц А.Я. Вагановой - Натальи Александровны Камковой. В центре внимания находится культурная среда, из которой вышла и в которой формировалась будущая балерина и педагог.

К 110-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.М. КОСТРОВИЦКОЙ

25-28 15
Аннотация
Вниманию читателей представлены воспоминания о периоде обучения в классе В.С. Костровицкой, о той роли и влиянии, которые оказала выдающийся педагог и незаурядная личность на дальнейшую творческую судьбу автора.
29-37 64
Аннотация
Статья, базирующаяся в основном на архивных исследованиях автора, раскрывает перед читателем малоизвестные черты личности и судьбы В.С. Костровицкой, рассказывает о ее вкладе в методику преподавания классического танца и знакомит с некоторыми эпизодами ее воспоминаний о Ленинградской Блокаде. Автор вводит в научный обиход фрагменты ранее не публиковавшихся дневниковых записей выдающегося балетного педагога.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

38-52 34
Аннотация
В статье исследуются социальные, психологические и эстетические предпосылки острейшего конфликта между Баланчиным и Прокофьевым во время создания балета «Блудный сын». Хореография Баланчина, рожденная по инициативе Дягилева вопреки неприятию балетмейстерской трактовки Прокофьевым, в соотношении с музыкой заключала в себе амбивалентность компонентов. Противоречивое единство в синтетическом театральном спектакле соответствовало принципу дополнительности Бора.
53-60 17
Аннотация
«Весна священная» - самая востребованная по числу хореографических интерпретаций среди партитур «русского периода» творчества И. Стравинского. Автор, рассматривая разнообразные стилевые и драматургические особенности хореографических интерпретаций «Весны» XX - начала XXI вв. выявляет причины необычайной востребованности произведения.
61-66 19
Аннотация
Статья посвящена легендарному балету «Маргарита и Арман». В статье сделан акцент на соотношении музыки Ф. Листа и хореографического решения Ф. Аштона. Учитывается соответствие драматически насыщенных и лирических эпизодов балета. Анализ проводится с позиций реализации в балете идей и образов романтической эпохи. Характерные черты романтизма находят отражение на уровне музыкального и хореографического текста, автобиографического контекста, трактовки художественных образов и эмоционального градуса воплощения чувственных переживаний.
67-78 44
Аннотация
Ариадна - героиня греческой мифологии. В России на рубеже XVIII - XIX веков были поставлены несколько балетов на сюжет об Ариадне, Тезее и Вакхе. В статье исследуется история этих постановок с привлечением неизученных литературных и нотных источников. В центре внимания публикации неизвестное либретто и нотная рукопись балета французского хореографа П. Шевалье де Бриссоля на музыку испанского композитора B. Мартин-и-Солера «Ариадна, покинутая Тезеем на острове Наксос». Рассмотрены проблемы текстологии, драматургии, стиля и реконструкции произведения. Либретто балета переведено с французского языка на русский и приводится впервые.
79-87 104
Аннотация
В 1980-е гг. термин «драмбалет» получил откровенно негативную и даже уничижительную окраску. Профессиональный балетоведческий дискурс предъявил «драмбалету» (направлению, определяющему для весьма результативного новаторского этапа в развитии балетного искусства), обвинения в «полном отказе от традиционных классических структур» ради «отанцованной пантомимы и драматизированного танца». Автор, рассматривая феномен «драмбалета» на примерах его лучших образцов, получивших не только признание современников, но и долгую сценическую жизнь, делает вывод: хореодрама («драмбалет») - правомочный жанр балетного театра, берущий истоки в реформаторской практике Ж.-Ж. Новерра (XVIII в.), и развивавшийся в творчестве выдающихся хореографов последующих эпох. Один из разделов статьи посвящен продуктивным творческим связям японского и русского балета, особенно активно осуществлявшимся в 195060-е гг. именно на почве хореодрамы.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХОРЕОГРАФИИ

88-96 36
Аннотация
В статье рассматриваются функции народной хореографии; освещается процесс взаимодействия культур, во-первых, на примере связей крестьянской и городской культур в развитии музыкально-хореографических форм многофигурных хороводов и танцев; во-вторых, в хореографическом фольклоре русского и угрофинских этносов; в-третьих, в динамике бытования народного танца от прошлого к современной ситуации. Творческая адаптация французской кадрили в русских деревнях показывает, как «чужое» становится «своим», как она отвечает запросам молодежи, что меняется в процессе адаптации. Прослеживается бытование хореографического фольклора в городской культуре XX-XXI вв. Этнокультурологические аспекты проблемы дополняются освещением социокультурных и педагогических аспектов.
97-104 62
Аннотация
Сегодня в различных сферах искусства и культуры очевидна потребность в специалистах по танцевальному фольклору, которая зачастую остаётся неудовлетворённой. Автор посвящает свою статью опыту решения этой проблемы на кафедре «Хореографического искусства» Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП). В результате многолетней работы (с 2002 г.) на данной кафедре сформировался блок учебных дисциплин, направленных на подготовку специалистов и бакалавров, владеющих этнохореографическими профессиональными навыками.

ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

105-122 426
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению музыкальных примеров, иллюстрирующих методы и приемы фортепианного сопровождения урока танца в двадцатом веке. Анализируются музыкальные примеры, представленные в изданиях мастеров отечественной балетной педагогики - А. Цорна, Н. Легата. А. Вагановой (фортепианные иллюстрации С. Бродской), Л. Ярмолович (фортепианные иллюстрации М. Пальцевой). Выявляются важнейшие характерные особенности, позволяющие сформулировать функциональные критерии прикладной музыкальной импровизации для урока танца, ее основополагающие принципы. Статья знакомит с процессом зарождения и становления профессии концертмейстера балета, искусством мастеров прикладной импровизации.

HARMONIA MUNDI

123-130 27
Аннотация
Статья посвящена эстетическому прочтению постмодернистской «слабости», концептуальным воплощением которой является «слабая теология». Современное возвращение религии из разряда явлений культуры в ее основание сопряжено с отрицанием религиозного догматизма и поисками условий для умножения культурного многообразия. В этих условиях эстетическое творчество приобретает особую значимость, поскольку оно практически генерирует различия, возрастанием которых теперь оправдывается человеческое существование.
131-142 31
Аннотация
Статья затрагивает одну из центральных тем музыкально-философского дискурса, распространившегося от философии на теорию Новой музыки и далее на композиторскую практику. В работах Умберто Эко она звучит как «инновация и повторение», в интерпретации Жиля Делеза «различие и повторение». Противопоставляя понятия безусловной оригинальности (новации) и повторения, автор статьи анализирует характеристики «серийного» искусства, а также различные типы повтора. Автор статьи обращается к концепции «различия и повторения» в творчестве австрийского композитора Берхнхарда Ланга и с позиции У. Эко и Ж. Делеза анализирует два его цикла, посвященные философской тематике «Монадологии» и «Различие и Повторение». Основным научным статьи выводом становится концептуальная близость философии и новой музыки, а также представление последней в качестве своеобразного вида постсфилософской деятельности

В ЗЕРКАЛЕ ИСКУССТВ

143-151 16
Аннотация
Статья посвящена проблемам организации пространственного образа в архитектуре и в искусстве декорации; выявлению и систематизации иконографически устойчивых композиций монументально-декоративного убранства русских интерьеров XVII - первой трети XIX века. Внимание уделено ментальным особенностям восприятия данных пространств. Устанавливаются соответствия между различными типами мышления, изобразительными формами и типами композиционных приемов, создающих гротескный пространственный образ интерьера.
152-154 18
Аннотация
Статья представляет собой попытку оценить жизненный путь и творческую деятельность С. Т. Рихтера с дистанции в 18 лет, прошедших со времени кончины великого пианиста. Отмечается необычное соотношение традиционных этапов профессиональной карьеры; дается характеристика Рихтера-исполнителя в главных разделах его репертуара. Показаны важные обретения Рихтера в пианистической области. В качестве итога автор статьи представляет общественную роль рихтеровского искусства, его связи с миром советской культурной современности и непреходящее значение всего, что он сделал, в судьбе мирового фортепианного исполнительства.
155-160 22
Аннотация
Одним из аспектов оперной реформы Верди является преобразование традиционных оперных форм. В данной статье внимание концентрируется на высказываниях композитора, проясняющих его музыкально-драматургические принципы на примере больших финалов, с начала XIX в. строившихся по законам четырехфазной la solita forma. Свидетельством значения, которое Верди придавал такому финалу, служит переписка композитора, в том числе ряд писем 1880-х гг., ранее не переводившихся на русский язык.
161-168 27
Аннотация
Статья посвящена творческим связям немецкого пианиста, композитора и педагога Адольфа фон Гензельта, прожившего 50 лет в Петербурге, и русских композиторов его времени - П.И. Чайковского, М. А, Балакирева и А.Г. Рубинштейна.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

169-178 27
Аннотация
Отношения искусства и реальности - важнейшая тема авангардной и постмодернистской теории искусства. Многие художественные практики ХХ в. стремились соединить и отождествить искусство и жизнь, обеспечить проникновение жизни в искусство в политическом и бытовом смысле. Характерную точку зрения представляет объяснение взаимодействия вымышленного и реального миров через теорию текста и интертекстуальности. В частности, это взаимодействие неоднократно становилось предметом размышлений в работах крупнейшего семиолога ХХ столетия, итальянского учёного и писателя Умберто Эко. Его идеи, сформулированные на материале художественной литературы, содержат значительное количество обобщений, которые имеют общеэстетический характер и объясняют специфику художественного процесса постсовременности.
179-186 43
Аннотация
Статья посвящена одному из самых необычных, но в тоже время самых знаковых направлений в истории искусства - дадаизму. Рассматриваются его основные эстетические позиции; приводятся в пример наиболее оригинальные произведения М. Дюшана, X. Балля, Ф. Пикабиа, Э. Сати. Утверждается, что дадаизм сыграл важную роль в становлении таких явлений второй половины ХХ века, как хэппенинг и перформанс, повлияв на становление акционизма в целом.

ХРОНИКА СОБЫТИЙ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)