Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

ИСТОРИЯ ФОРТЕПИАННОГО АККОМПАНЕМЕНТА УРОКУ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В НОТНЫХ ОБРАЗЦАХ

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению музыкальных примеров, иллюстрирующих методы и приемы фортепианного сопровождения урока танца в двадцатом веке. Анализируются музыкальные примеры, представленные в изданиях мастеров отечественной балетной педагогики - А. Цорна, Н. Легата. А. Вагановой (фортепианные иллюстрации С. Бродской), Л. Ярмолович (фортепианные иллюстрации М. Пальцевой). Выявляются важнейшие характерные особенности, позволяющие сформулировать функциональные критерии прикладной музыкальной импровизации для урока танца, ее основополагающие принципы. Статья знакомит с процессом зарождения и становления профессии концертмейстера балета, искусством мастеров прикладной импровизации.

Об авторе

Галина Александровна Безуглая
Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой
Россия


Список литературы

1. Пресняков В. «Мой первый год в театральном училище» // Дунаева Н. Из истории русского балета. Избранные сюжеты. СПб: АРБ им. А.Я. Вагановой, 2010. С. 41-52.

2. Ладыгин Л.А. О музыкальном содержании учебных форм танца: метод. Пособие. - М.: Московская гос. Консерватория, 1993. 143 с.

3. Некрасова О. Горский-педагог // Балетмейстер А. Горский. Материалы. Воспоминания. Статьи. Сост. Е. Суриц, Е. Белова. СПб: ГИИ, 2000. С. 198-203.

4. Шлезингер С. Об игре танцев // Пианист-методолог. Вып. 24. СПб., 1906. С. 9-24.

5. Zorn F.A. Musical score of the Grammar of the art of dancing, by. Ed. by Alfonso Josephs Sheafe. Boston [s.n.], 1905. 48 р.

6. Цорн А.Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии. 2-е изд, испр. СПб: Планета музыки; Лань, 2011. 544 с.

7. Грегори Дж., Эглевский А. Николай Легат. Наследие балетмейстера / пер. М. Харитонова. СПб: АРБ имени А.Я. Вагановой, 2014. 127 с.

8. Тарасов Н. Классический танец. Школа мужского исполнительства. СПб.: Лань, 2005. 479 с.

9. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Изд. 5-е. Л: Искусство, 1980. 192 с.

10. Розенталь Ю. Концертмейстеры ЛАХУ им. А.Я. Вагановой советского периода. // Вестник АРБ им. А.Я. Вагановой. 2011. № 2 (26). С. 69-77.

11. Новерр Ж.-Ж. Письма о танце/ пер. А. Гвоздевой, вст. ст. И. Соллертинский. Л.: Academia, 1927. 384 с.

12. Ярмолович Л.И. Элементы классического танца и их связь с музыкой. Л.-М.: Музгиз, 1952. 137 с.

13. Ярмолович Л.И. Принципы музыкального оформления урока классического танца / под ред. В. И. Богданова-Березовского. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1968, 143с.

14. Богданов-Березовский В.И. Музыка и вопросы хореографического образования// Ярмолович Л.И. Элементы классического танца и их связь с музыкой. Л.-М.: Музгиз, 1952. С. 3-11.

15. Безуглая Г.А. Концертмейстер балета: музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром: учебное пособие. - СПб: Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, 2005, 220 с.

16. Безуглая Г.А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа. Учебное пособие. СПб: Лань-Планета музыки, 2015. 272 с.

17. Бойко А.А. Функции концертмейстера в работе над учебными танцевальными комбинациями // Сборник статей Московской государственной академии хореографии о театре, балете и музыке (Альманах). Вып. 20. М.: МГАХ, 2010. С. 53-59.

18. Кузнецов И.Л. Музыкально-пластическая эстетика П.А. Пестова: автореф. дисс.. канд. иск. М.: ГИТИС, 2013. 19 с.

19. Лысцова Л. Деятельность концертмейстера балета: исполнительский и педагогический аспекты. Дисс.. канд. иск. Пермь, 2015. 242 с.

20. Ревская Н. Классический танец. Музыка на уроке. Экзерсис. Методика музыкального оформления урока классического танца. СПб.: Композитор, 2005. 64 с.

21. Ревская Н. Музыкальное оформление урока классического танца: Учебное пособие. СПб: Союз художников, 2010. 88 с.

22. Хазанова С. Концертмейстер на уроках хореографии. Учебное пособие. СПб.: Композитор, 2013. 36 с.

23. Штемпель Н.М. Урок классического танца. Учебное пособие для концертмейстеров балетного класса. СПб.: Композитор, 2014. 172 с.


Для цитирования:


Безуглая Г.А. ИСТОРИЯ ФОРТЕПИАННОГО АККОМПАНЕМЕНТА УРОКУ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В НОТНЫХ ОБРАЗЦАХ. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2016;(1):105-122.

For citation:


Bezuglaya G.A. The history of the piano accompaniment of classical dance lesson in musical samples. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2016;(1):105-122. (In Russ.)

Просмотров: 419


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)