Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск
№ 1 (2017)

АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА ИМЕНИ А. Я. ВАГАНОВОЙ: ОПЫТ, ТРАДИЦИИ, ПРАКТИКА

6-17 83
Аннотация
В статье авторы впервые дают периодизацию основных этапов формирования и развития художественной коллекции Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. На основе архивных источников анализируется характер поступлений, варианты экспозиций, дается летопись художественной коллекции на двух первых этапах: первом - от 1917 года до официального открытия Музея в 1957 году; втором - от 1957 года до переезда Музея в новые помещения в 1988 году. Выявляется роль в становлении и развитии коллекции ее первой хранительницы - Мариэтты Харлампиевны Франгопуло.
18-25 111
Аннотация
В статье рассказывается о проблемах включения в процесс профессионального хореографического образования новой специализации - танцтерапии. Для этого нужны новые программы, учебники и учебные пособия. В них должен быть учтён русский опыт лечения многих болезней классическим танцем. Автор указывает на примеры лечения танцем в Древней Греции, а также приводит замечательные рецепты профилактики здоровья артиста балета, данные в гениальном труде А.Я. Вагановой «Основы классического танца».

ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ И ПРАКТИКА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

26-32 82
Аннотация
В статье рассматривается хореографический номер «Ромео и Джульетта» Вернона Дюка - Джорджа Баланчина, вошедший в кино-ревю «Безумства Голдвина» (1938). Особенности интерпретации шекспировского сюжета и исторический контекст постановки позволяют предположить, что она создавалась как комментарий к одноименному балету Прокофьева и событиям вокруг подготовки его премьеры в СССР. В статье замысел и воплощение мини-балета сопоставлены с понятием «средней культуры», актуальной для США 1930-х гг.
33-39 126
Аннотация
В центре внимания статьи - «отклики» на балет «Красный мак», премьера которого состоялась 14 июня 2017 года. Первый балет на «революционную тему» породил множество откликов в пространстве повседневной культуры: фарфоровые композиции, духи и парфюмерная продукция, папиросы и конфеты. На волне интереса к балету тиражируется сам образ мака (в элементах гардероба, в полиграфии, в рукоделии). В статье высказывается предположение, что именно балет «Красный мак» стал первым явлением сценического искусства, которое продемонстрировало возможности тиражирования идей и образов высокого искусства в пространстве массовой культуры на основе образа балета (образа «красного мака»).
40-46 46
Аннотация
Статья посвящена балету «Асель» - постановке на музыку В. Власова, осуществленной на сцене Киргизского Национального Академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева. Автор анализирует опыт музыкального и театрального воплощения произведения Ч. Айтматова «Тополек мой в красной косынке», уделяя особое взаимосвязи художественной литературы и хореографии.
47-57 46
Аннотация
В статье рассматриваются два знаковых произведения литовского национального искусства: балет Э. Бальсиса - В. Гривицкаса «Эгле, королева ужей» (1960) и одноименный фильм (реж. А. Моцкус, В. Гривицкас), в основу которого лег балет (1965). Авторы не оставляют без внимания исторический и социокультурный контекст появления фильма и балета, вводят в русскоязычный обиход ряд источников, ранее не переводившихся с литовского языка. Новаторскую для своего времени постановку В. Гривицкаса сегодня нельзя не признать произведением, ознаменовавшим собой этап зрелости балета Литвы, его готовность осваивать новые формы и способы взаимодействия с развивающимися медиа-технологиями.
58-66 81
Аннотация
Балет «Золотой ключик» был впервые поставлен в Ленинграде молодым выпускником консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Минтаем Тлеубаевым. Он надолго вошел в репертуар Оперной студии консерватории, выполняя важную миссию воспитания юного поколения зрителей. В «Золотом ключике» М. Тлеубаев обращается к детской теме, ставшей магистральной в его плодотворном творчестве. Автором в статье анализируются композиция и драматургия, режиссерская концепция и пластическое решение спектакля.
67-70 167
Аннотация
Статья посвящена русскому балету. В ней рассказывается о презентации книги воспоминаний о балетном мастерстве Э. Чеккетти. Автор изучает и демонстрирует особое влияние Энрико Чеккетти на русскую школу преподавания классического танца. Статья адресована преподавателям истории классического танца.

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

71-77 83
Аннотация
В статье рассматриваются различные возможности использования систем дистанционного обучения для студентов творческих специальностей на примере авторских курсов на двух различных платформах свободного доступа. Первая рассматриваемая платформа - Moodle. На ее примере показывается возможность создания курсов различной направленности (теоретических и практических), представляются возможности работы с текстовыми файлами, аудио- и видеоматериалом, создания и редактирования тестов и контрольных заданий, контроля усвоения пройденного материала. Вторая рассматриваемая платформа - Lingvomaster. На ее примере демонстрируется возможность создания интерактивных упражнений - от кроссвордов до упражнений на множественный выбор и примеры их включения в курсы различного рода. В резюмирующей части статьи делается вывод о возможности и необходимости применения современных технологий обучения для студентов творческих специальностей.
78-86 156
Аннотация
Статья посвящена проблеме детского балетного спектакля. Автор отмечает актуальность проблемы, обусловленной оскудением детского репертуара на профессиональной сцене, уступающей в этом вопросе балетным школам и даже любительским студиям. В статье рассмотрены особенности создания детского балета на профессиональной и любительской сцене. Особое внимание уделено методологии работы над созданием балета в детской непрофессиональной школе на примере собственного опыта автора, осуществившего постановку балета «Маша и Щелкунчик» в Детской балетной школе Ильи Кузнецова.
87-93 117
Аннотация
В данной статье раскрываются сущностные характеристики понятия «педагогическое наследие», которое используется в настоящее время как отражение целого комплекса историко-педагогических идей, традиций, обобщенных практик и результатов научных трудов ученых-педагогов.
94-99 44
Аннотация
Анализируется жанр презентации как форма самостоятельной работы студен тов консерватории в курсе «История отечественной музыки». Делаются выводы об объективных причинах, вызывающих сложности у студентов при выполнении презентаций. В качестве таких причин названы как специфика предмета, так и особенности ведущей модальности обучающихся в консерватории. Предложена общая стратегия понимания этой формы заданий в контексте новой картины мира с идей пост-истины.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

100-107 49
Аннотация
Статья посвящена эволюции образа Пьеро на театральной сцене. Рассмотрение сценического пути знаменитой маски охватывает разные виды театрального искусства: драматического, пантомимического, балетного. При всем жанровом разнообразии судьба персонажа-маски Пьеро имеет общие тенденции и общую эволюцию. Начиная в XVII веке с маски «слуги», играющего второстепенную роль в спектакле, в XX веке образ Пьеро превращается в символ глобального обобщения - мечтательности, лиричности, одинокости.
107-118 88
Аннотация
В статье рассматривается Первая соната для гитары соло Никиты Кошкина. Произведение изучено с точки зрения трактовки композитором сонатности. Исследование показывает, что композитор, несмотря на тенденции к миниатюризации современной сонаты, придерживается традиционного прочтения сонатного цикла. В каждой части Сонаты он использует сонатную форму. В этом жанре композитора привлекает возможность реализации масштабного замысла. Определено, что язык произведений Кошкина всегда исходит из специфики гитары. Будучи великолепным гитаристом, композитор расширяет возможности любимого инструмента, приближая их к универсальным.
119-130 90
Аннотация
В первой декаде ХХ века язык танцевальных движений кардинально менялся. Не остался в стороне этих поисков и художник Василий Кандинский. Статья посвящена генезису и анализу того типа танцевально-пластического движения на сцене, который искал Кандинский, создавая свои сценические композиции.
131-138 54
Аннотация
Автор статьи обращается к актуальной теме исследования современных концеп ций звукового пространства. Отправной точкой исследования философии внутризвукового пространства становится концепт “другого пространства” или гетеротопии М. Фуко. В статье анализируются пространственные концепты Л. Ноно, Б. Фуррера, П. Аблингера, а также В. Тарнопольского. Выводом из результатов исследования становится общая система координат для концептуализации пространства в философии и новой музыке.
139-145 40
Аннотация
Статья посвящена «живой электронике» - специальной компьютерной системе для музыкального исполнения с совместным использованием акустического и электронного инструментария. Рассмотрены три возможных способа взаимодействия музыканта-исполнителя с электроникой во время «живого» исполнения: 1: использование аудиозаписи электронной части партитуры; 2: использование специальных интерфейсов для непосредственного управления электроакустическими звучаниями, эффектами и событиями; 3: использование сложной системы «живого» взаимодействия акустических инструментов и электроники на основе установленных композитором алгоритмов. Сделан вывод о значительном художественном преимуществе системы live-electronic перед другими - она позволяет музыканту самостоятельно управлять темпом, ритмом, пульсом сочинения, характером звучания не только акустического, но и электронного. При этом у музыканта нет необходимости использовать дополнительные технические интерфейсы: процесс контроля звука осуществляется привычным музыкально-интонационным способом.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ХОРЕОГРАФИИ

146-155 119
Аннотация
Занятия классической хореографией с элементами пальцевой техники в раннем возрасте вызывают неоднозначную реакцию у родителей, профессиональных балетных педагогов, руководителей танцевальных студий и врачей-ортопедов. В статье анализируются доводы сторонников и противников раннего вовлечения детей в мир танца и оценивается влияние специфических физических нагрузок на растущий детский организм с точки зрения биологии, медицины и педагогики.
156-162 58
Аннотация
Статья посвящена изучению распространенности малых аномалий развития сердца (МАРС) и гемодинамических нарушений, которые могут являться частными проявлениями синдрома дисплазии соединительной ткани, по данным эхокардиографического обследования. На основе полученных данных выявлена группа повышенного риска по возможности развития сердечно-сосудистой патологии при занятиях хореографией, физической культурой и спортом. Даны рекомендации по ведению врачебно-педагогического контроля за занимающимися художественной гимнастикой при наличии у них МАРС.

РЕЦЕНЗИИ

163-167 35
Аннотация
В статье предпринят аналитический разбор двух балетных премьер 2016 г. Большом театре Беларуси. Авторы обеих полнометражных постановок - молодые женщины-хореографы. Балет «Любовь и смерть» на музыку Полада Бюльбюль-оглы сочинила Ольга Костель. «Маленького принца» Евгения Глебова поставила Александра Тихомирова. Отмечены достоинства спектаклей, прежде всего, серьезность проблематики; выявлены допущенные молодыми авторами драматургические просчеты.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)