Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Семантика тембра электрогитары в современной музыке

Аннотация

В фокусе исследования статьи – семантика тембра электрогитары. Изучение музыкального материала позволяет сделать вывод о возможных способах ее применения, к которым обращаются композиторы. Существуют разные виды акустических гитар, которые отличаются друг от друга: барочная, классическая, дредноут, русская, эстрадная и пр. В этой статье речь пойдет только об электрогитаре, которая не относится к акустическим музыкальным инструментам и в соответствии с классификацией музыкальных инструментов в системе Хорнбостеля – Закса является электрофоном. Электрогитара является одним из самых распространенных инструментов в современной музыкальной культуре, оказавшим сильное влияние на развитие музыкального искусства XX и первой четверти XXI веков. Ее разнообразные возможности и тембр определили не только звучание множества популярных музыкальных жанров, но и стали важным средством музыкальной выразительности, способным передавать широкий спектр эмоций и идей. Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью электрогитары в современном музыкальном дискурсе и необходимостью системного анализа ее тембральных характеристик с точки зрения семантического наполнения. В условиях постоянного развития музыкальных технологий и появления новых способов обработки звука возникает потребность в осмыслении того, как трансформируется семантика электрогитарного тембра и какие новые смыслы он приобретает в современном музыкальном контексте.
Исследование способствует более глубокому пониманию роли тембра в современной музыкальной коммуникации и расширяет возможности творческого использования электрогитары.

Об авторе

В. Е. Григорьев
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
Россия

соискатель уч. степени канд. искусствоведения 

Театральная пл., д. 3, литер «А», Санкт-Петербург, 190000 



Список литературы

1. Waksman S. Instruments of Desire: The Electric Guitar and the Shaping of Musical Experience. Harvard: Harvard University Press, 1999. 392 p.

2. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М.: Жуковский: «КАНОН‒пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. 464 с.

3. Jameson B. 'Rock Spectrale': The cultural identity of the electric guitar in Tristan Murail's "Vampyr!" // Tempo. 2015. Vol. 69. No. 274. Р. 22‒32.

4. Мирошниченко В. «Академическая музыка посреди рок-концерта ‒ почему бы и нет?» Интервью с пионером спектрализма Тристаном Мюраем (2018) [Электронный ресурс]. URL: https://knife.media/tristan-murail-interview/ (дата обращения: 14.02.2025).

5. Murail T. «Vampyr!» pour guitare électrique // Paris: Henry Lemoine, 2004. Р. 3‒8.

6. Walser R. Running with the Devil: power, gender, and madness in heavy metal music // Hanover, NH: University Press of New England, 1993. 260 p.

7. Guttridge P. ARTS: underrated the case for Trash TV (1995) [Электронный ресурс]. URL: https://www.independent.co.uk/life-style/arts-underrated-the-case-fortrash-tv-1591966.html (дата обращения: 14.02.2025).

8. Plouvier J. Interview: Plouvier about Romitelli (2014) [Электронный ресурс]. URL: https://www.ricordi.com/en-GB/News/2014/09/Romitelli.aspx (дата обращения: 14.02.2025).

9. Королев А. А. Ф. Ромителли Dead City Radio (2016) [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/29828229/%D0%A4_%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B8_Dead_City_Radio (дата обращения: 14.02.2025).

10. Лаврова С. В. Сальваторе Шаррино и другие. Очерки об итальянской музыке конца ХХ − начала XXI века. СПб.: Академия Рус. балета им. А. Я. Вагановой, 2019. 230 с.

11. Mavis B. “Women and the Electric Guitar”. In Sexing The Groove: Popular Music and Gender/ London; New York: Routledge, 1997. P. 37‒49.

12. Финкельштейн Ю. А. Семантика тембра классической гитары в произведениях для ансамбля композиторов нововенской школы // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 2. С. 12–19.

13. Попов С. С. Инструментоведение: учебник. 7-е изд., испр. СПб.: Лань: Планета музыки, 2024. 448 с.

14. Конен В. Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. М.: Музыка, 1994. 160 с.

15. Мякотин Е. В. Тембр как знаковая система. К проблеме структурного анализа музыкального тембра // PHILHARMONICA. International Music Journal. 2020. № 6. С. 61‒66.

16. Цукер. А. М. Массовая музыка и музыкальная критика // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 4. С. 25‒33.

17. Алдошина И., Приттс Р. Музыкальная акустика: учебник. СПб.: Композитор, 2006. 720 с.


Рецензия

Для цитирования:


Григорьев В.Е. Семантика тембра электрогитары в современной музыке. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(3):140-149.

For citation:


Grigoriev V.Е. Semantics of electric guitar timbre in contemporary music. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(3):140-149. (In Russ.)

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)