Реконструкция истории формирования первой программы классического танца в Пекинской школе танца (1953–1962)
Аннотация
Профессиональное хореографическое образование в Китае имеет сложную историю и генеалогию. С открытием в 1954 году Пекинской школы танца в Китае происходит соединение древних культурных реликвий с европейской системой хореографии [1, с. 129] и единой программой русской школы балета советского периода [2; 3]. Цель исследования заключается в реконструкции истории формирования первой профессиональной программы классического танца в Пекинской школе (1954). Основное внимание сфокусировано на изучении институционализации программы по классическому танцу, которая до 1954 года не имела теоретических и академических основ балетного образования. Проводится сравнительный анализ исторических траекторий развития программ Пекинской школы танца и советской балетной школы.
Об авторах
Н. А. ДогороваРоссия
д-р искусствоведения, доцент, проф. кафедры театрального искусства
ул. Большая Никитская, д. 3/1, Москва, 125009
Цзюнь Фань
Россия
аспирант кафедры театрального искусства
ул. Большая Никитская, д. 3/1, Москва, 125009
Список литературы
1. Догорова Н. А. «Мышление и танец»: языковой пластический код в основе становления теории предмета хореографии // Психолого-педагогические вопросы современного образования: монография. Чебоксары: Среда, 2024. С. 168–180.
2. Ваганова А. Я. Основы классического танца. СПб.: Лань, 2000. 192 c.
3. Леонова М. К., Ляшко З. Х. Из истории Московской балетной школы (1937–1945). М.: МГАХ, 2022. Ч. IV. 432 с.
4. Советско-китайские культурные связи. 1949–1960 гг. Сборник документов. М.: Кучково поле Музеон, 2022. 848 с.
5. 曾湘玲, 舞学点韵. 中国传统舞之探径 / 吉林: 吉林大学出版社, 2021. 178 с. Чжэн Сянлин, Усюэ Дяньюнь. Исследование традиционного китайского танца / Чанчунь: Изд-во Цзилиньского университета, 2021. 178 с.
6. Ирхен И. И., Ли Жуй. Хореографические заимствования как форма распространения русской балетной культуры в Китае // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2020. № 1 (22). С. 95–102.
7. 吕艺生. 坚守与跨越 舞蹈编导理论与实践研究 – 上海: 上海音乐出版社, 2013. 362 页 . Лу Ишэн. Настойчивость и чехарда: исследование теории и практики хореографии. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2013. 362 с.
8. 于平. 舞剧 «鱼美人» 与中国舞剧新体系的探索历程, 北京 // 北京舞蹈学院学报. 2022. № 4. 85–96 页. Юй Пин. Балет «Красавица-рыбка» и процесс исследования новой системы китайского балета // Вестник Пекинской академии танца. 2022. № 4. С. 85–96.
9. 李承祥. 良师益友–纪念古谢夫诞辰 90 周年. 舞蹈. 1994. № 2. 8–11 页. Ли Чэнсян. Отличный учитель и хороший друг. К 90-летию со дня рождения Гусева // Танец. 1994. № 2. С. 8–11.
10. 李承祥. 舞蹈编导基础教程. 北京: 中央民族大学出版社, 2015. 257 页. Ли Чэнсян. Базовый учебник хореографии. Пекин: Изд-во Центрального университета национальностей, 2015. 257 с.
11. 许定中, 李春华, 刘秀乡, 王菲叶. 中国芭蕾舞史 // 北京: 中央民族大学出版社, 2016. 257 页 . Сюй Динчжун, Ли Чуньхуа, Лю Сюйсян, Ван Фэйе. История китайского балета // Пекин: Изд-во Центрального университета национальностей, 2016. 257 с.
12. Юбилей Пекинской школы // Бюллетень методического кабинета хореографического училища ГАБТ СССР № 3. 1960. РГАЛИ. Ф. 683. Оп. 3. Ед. хр. 87. 238 л.
13. 北京舞蹈学院院志编委会. 北京舞蹈学院, 北京舞蹈学院志, 1954–1992 年 / 编纂人员 : 吕艺生, 朱立人, 陆泽群. 北京舞蹈学院内部资料, 1997. 399 页. Редакционный комитет журнала Пекинской академии танца. Пекинская академия танца: хроники (1954–1992 гг.) / Составители: Лу Ишэн, Чжу Лижэнь, Лу Цзэцюнь. Пекин: Издво Пекинской академии танца, 1997. 399 с.
14. 曲皓, 尹佩芳 // 古典芭蕾基本训练 // 北京舞蹈学院内部资料. 1962. 289 页. Цюй Хао, Инь Пэйфан. Основы обучения классическому балету // Архив кафедры бального танца Пекинской школы танца. 1962. 289 с.
15. Положение о Государственном Петроградском Театральном Балетном Училище // Материалы по истории русского балета: в 2 т. / сост. М. В. Борисоглебский. СПб.: ЛГХУ, 1939. Т. 2. С. 229–232.
16. Программа занятий балетными танцами с примерным распределением учебного материала на семь отделов по степени трудности и сложности их // Материалы по истории русского балета: в 2 т. / сост. М. В. Борисоглебский. СПб.: ЛГХУ, 1939. Т. 2. С. 260–262.
17. Учебные программы ЛГХТ / ред. Е. И. Чесноков. Ленинград: ЛГХТ, 1936. 84 с.
18. Программа курса «Классический танец» для отделения с 6-летним сроком обучения // Архив Московской государственной академии хореографии. Оп. 3. Д. 178. 14 л.
19. Мориц В. Э., Тарасов Н. И., Чекрыгин А. И. Методика классического тренажа. Л.: Искусство, 1940. 188 с.
20. Ваганова А. Я. Основы классического танца. Л.: Искусство, 1948. 208 с.
21. 董锡玖, 隆荫培, 新中国舞蹈的奠基石. 香港: 天马出版社, 2 008. 790 页. Донг Сицзю, Лун Иньпэй. Краеугольный камень танца в новом Китае. Гонконг: Изд-во Скайхорс, 2008. 790 с.
22. 北京舞蹈学院附属中级舞蹈学校 // 芭蕾舞. 中国艺术教育大系. 中专. 北京: 文化艺术 出版社, 2024. 537 页. Средняя школа танцев при Пекинской академии танца // Балет. Серия Китайского художественного образования. Среднее образование. Пекин: Культура и искусство, 2024. 537 с.
23. Валукин М. Е. Эволюция движений в мужском классическом танце: учеб. пос. М.: Российская академия театрального искусства – ГИТИС, 2007. 248 с.
24. Силкин П. А. Педагогическое наследие А. Я. Вагановой: урок классического танца // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2015. №1 (36). C. 75–78.
25. Жирова В. В. Формирование программы по классическому танцу ПетербургскоЛенинградской балетной школы в 1863–1940-м годах: дисс. … канд. искусств. СПб. 2025. 189 с.
26. Меньшиков Л. А., Жирова В. В. Книга-альбом «Хореографiя» В. И. Степанова в истории становления методики классического танца в России // Вестник СанктПетербургского университета. Искусствоведение. 2024. № 3 (14). С. 580–597.
27. 张玉萍. 古典芭蕾基础教学法. 上海: 上海音乐出版社, 2014. 379 页. Чжан Юпин. Основные методы преподавания классического балета. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2014. 379 с.
Рецензия
Для цитирования:
Догорова Н.А., Фань Ц. Реконструкция истории формирования первой программы классического танца в Пекинской школе танца (1953–1962). Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(3):94-114.
For citation:
Dogorova N.A., Fan J. Formation of the First Classical Dance Program in the system of professional choreographic education of China. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(3):94-114. (In Russ.)