Особенности художественной рецепции премьер балета «Сильфида» в Париже (1832) и Санкт-Петербурге (1835)
Аннотация
Премьеры балета «Сильфида» в Париже и в Санкт-Петербурге разделили три года, но восприятие «хореографического манифеста эпохи романтизма» в России и Франции оказалось разным. В Париже сразу и безоговорочно приняли балет, увидев в нем созвучность художественным идеям романтизма. В Петербурге «Сильфиду» восприняли балетом анакреонтическим: на него смотрели сквозь призму мифологических и историко-героических постановок, составлявших значительную часть репертуара петербургской балетной труппы. Лишь приезд Марии Тальони в Россию в 1837 ввел петербургскую «Сильфиду» в пантеон высших романтических свершений. В статье исследуются различия в художественной рецепции «Сильфиды» в России и Франции, обусловленные рядом объективных факторов: организацией управления театральным делом, сменой поколений, репертуарной политикой, интенсивностью балетных премьер и индивидуальностью исполнительницы главной роли.
Ключевые слова
Об авторе
О. А. ФедорченкоРоссия
канд. искусствоведения, ст. науч. сотр.
Исаакиевская пл., д. 5, СанктПетербург, 191011
Список литературы
1. Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Романтизм. М.: АРТ, 1996. 432 с.
2. [Хроника] // Молва. 1832. 29 марта. С. 104.
3. О службе инспектора и балетмейстера Доши Антуана Титюса (он же Титюс) (Antoine Titus Dauchy) // РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Ед. хр. 5964.
4. И. М-ский. Петербургский театр. Первое представление балета «Сильфида» на Александринском театре // Северная пчела. 1835. 15 июня. С. 525–528.
5. Жесткова О. В. Блистательный мсье Верон // Вестник СПбГУ. 2012. Сер. 15. Вып. 4. С. 44–57.
6. Вольф А. Хроника петербургских театров с конца 1826 до начала 1855 года: в 2 ч. СПб.: Тип. Голике, 1877. Ч. I. 190 с.
7. Петербургский балет. Три века. Хроника: в 6 т. / авт.-сост. И. А. Боглачева. СПб.: Академия Рус. балета им. А. Я. Вагановой, 2014. Т. II: 1801–1850. 368 с.
8. Мильчина В. Париж в 1814–1848 годах. Повседневная жизнь. М.: НЛО, 2017. 944 с.
9. Guest I. The Romantic Ballet in Paris. London: Dance Books, 2008. 474 p.
10. La Sylphide: Paris 1832 and beyond / еd. by M. Smith. London: Dance Books, 2012. 382 р.
11. Filippo Taglioni. Padrе del Ballo Romantico / a cura di Bruno Ligore. Roma: Aracne editrice, 2023. 546 p.
12. Федотов А. Русский театральный журнал в театральном контексте 1840-х годов: дисс. … д-ра филос. по рус. лит-ре. Тарту. 2016. 178 с.
13. Зотов Р. М. Театральные воспоминания. Автобиографические записки. СПб.: Тип. Я. Ионсона, 1859. 118 с.
14. Дело о службе состоявшей при С. Петербургских театрах уволенной танцовщицы Луизы Круазет и о пожаловании ей пенсиона за 10-тилетнюю службу // РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Ед. хр. 4817.
Рецензия
Для цитирования:
Федорченко О.А. Особенности художественной рецепции премьер балета «Сильфида» в Париже (1832) и Санкт-Петербурге (1835). Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(3):72-83.
For citation:
Fedorchenko O.А. The ballet La Sylphide. Premieres in Paris (1832) and St. Petersburg (1835): peculiarities of artistic reception. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(3):72-83. (In Russ.)