Предпосылки применения искусственного интеллекта как постановочного инструмента в современной хореографии
Аннотация
Статья посвящена анализу предпосылок применения искусственного интеллекта (ИИ) как постановочного инструмента в современной хореографии. Отмечена возможность применения ИИ и в театральных, и в перформативных, нередко обращающихся к т. н. «расширенной хореографии» постановках. Прослежена связь современных технологий ИИ с ранними опытами объединения танца и компьютеров в междисциплинарных проектах 1960-х годов («Experiments in Art and Technology», русское кинетическое искусство). На основе исторического и сравнительного методов выделены ключевые концептуальные основания, предвосхитившие современное использование ИИ: алгоритмизация и автоматизация процесса творчества, идеи кибернетики, делегирование творчества. Отмечены ограниченные возможности ИИ как автономного генератора хореографии. Приведены примеры практического применения ИИ в работах хореографов 2010‒20-х годов для создания медиаоформления (А. Абалихина) и роботизированной хореографии (H.A.U.S., Хуан И, К. Матулевский ‒ С. Гайдукова). Подчеркнута необходимость профессионального сотрудничества хореографов с инженерами для продуктивного использования технологий ИИ в современном танце.
Об авторе
О. В. ГрызуноваРоссия
канд. искусствоведения, доц.
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023
Список литературы
1. Грызунова О. В. Театральное и нетеатральное постановочное мышление в современной хореографической практике // Обсерватория культуры. 2021. Т. 18. № 4. С. 416‒423. [Электронный ресурс]. DOI 10.25281/2072-3156-2021-18-4-416-423
2. Никифорова Л. В. Новые направления в исследованиях танца: dance studies и digital humanities // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2022. № 4 (81). С. 18‒30.
3. Durning J., Waterhouse E. 77 choreographic proposals: Documentation of the evolving mobilization of the term choreography // International Journal of Performance Arts and Digital Media. 2013. Vol. 9. № 1. P. 44‒51.
4. Franko M., Lepecki A. Editor’s Note: Dance in the Museum // Dance Research Journal. 2014. № 46 (3). P. 1–4. [Электронный ресурс]. DOI:10.1017/S0149767714000424
5. Лепеки А. Исчерпывая танец. Перформанс и политика. М.: Garage, 2021. 208 с.
6. Brannigan E. The persistence of dance: choreography as concept and material in contemporary art. MI: University of Michigan Press, 2023. 375 p.
7. Birringer J. After Choreography // Performance Research. 2008. № 13 (1). P. 118–122. [Электронный ресурс]. DOI:10.1080/13528160802465649
8. Birringer J. Dance and not dance // PAJ: A Journal of Performance and Art. 2005. Vol. 27. № 2. P. 10–27.
9. Birringer J. What score? Pre-choreography and post-choreography // International Journal of Performance Arts and Digital Media. 2013. № 9 (1). P. 7–13. [Электронный ресурс]. DOI:10.1386/padm.9.1.7_1
10. Birringer J. H. Media & Performance: along the border. Baltimor and London: Johns Hopkins University Press, 1998. 381 p.
11. Birringer J. H. Kinetic atmospheres: Performance and immersion. London: Routledge, 2021. 318 p.
12. Baker C. C., Sicchio K. Intersecting art and technology in practice: techne/technique/technology. New Your & London: Taylor & Francis, 2016. 227 p.
13. Сироткина И. Е. Наука о танце: хореология Алексея Сидорова // Международный журнал исследований культуры. 2022. № 4 (49). С. 6–19. [Электронный ресурс]. DOI: 10.52173/2079-1100_2022_4_6
14. Сироткина И. Сетело: цифровая телесность и кинестезия // Теория моды: одежда, тело, культура. 2019. № 52. С. 121–139.
15. Максимов В. И. Теоретические основы современного танца // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021. № 6 (77). С. 45–55.
16. Курюмова Н. В. Художественная стратегия Ольги Поны: выйти за рамки традиционного танцевания // Международный журнал исследований культуры. 2022. № 4 (49). С. 83–94. [Электронный ресурс]. DOI: 10.52173/2079-1100_2022_4_83
17. Курюмова Н. В. Современный танец в культуре XX века. Смена моделей телесности. СПб.: Планета музыки, 2022. 208 с.
18. Меньшиков Л. А. Терминология отечественного хореоведения в сфере современного танца, или О том, что делать с его современностью // Международный журнал исследований культуры. 2022. № 3 (48). С. 6–15. [Электронный ресурс]. DOI: 10.52173/2079-1100_2022_3_6
19. КОД: провинции. Цифровые и медиатехнологии в современной хореографии: мат-лы IV Всерос. науч.-практ. конф. 07–09 июня 2024 г. Калуга: Инновационный культурный центр, 2024. 155 с.
20. Грибов С. С. Перформансы «Девять вечеров» в истории современного танца. Объектно-ориентированная хореография «Solo» Деборы Хэй // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2021. № 2 (73). С. 53–69.
21. Грибов С. С. Мультимедийные технологии в хореографии: генеративные структуры в танцевальном медиаперформансе. Барнаул: Алтай. гос. ин-т культ., 2024. 231 с.
22. Forsythe W. William Forsythe and the practice of choreography: it starts from any point / ed. by S. Spier. Abingdon, Oxon; New York, NY: Routledge, 2011.
23. Synchronous Objects for One Flat Thing, reproduced. [Электронный ресурс]. URL: https://synchronousobjects.osu.edu/ (дата обращения: 25.04.2025).
24. Motion bank [Электронный ресурс]. URL: http://motionbank.org/ (дата обращения: 25.04.2025).
25. Choreographic Coding Lab [Электронный ресурс]. URL: https://choreographiccoding.org/#/ (дата обращения: 25.04.2025).
26. Mamonova I. Kinetic Art: The Leningrad Experience, the 1920s–1990s // Vestnik of Saint Petersburg University. Arts. 2023. Vol. 13, no. 3. P. 489–507. [Электронный ресурс]. DOI: 10.21638/spbu15.2023.306
27. Колейчук В. Ф. Кинетизм: альбом. М.: Галарт, 1994. 154 с.
28. Сенькина В. Борис Понизовский и Вячеслав Колейчук: История одной утопии. 01.06.2018 // Театръ [Электронный ресурс]. URL: https://oteatre.info/borisponizovskij-i-vyacheslav-kolejchuk-istoriya-odnoj-utopii/ (дата обращения: 25.04.2025).
29. Грызунова О. В., Петухов Ю. Н. Понятие компьютерной хореографии и современные направления компьютеризации постановочного процесса // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2022. № 6. С. 6–18.
30. Матулевский К. Хореограф и нейросети: спектакль в три промпта // КОД: провинции. Цифровые и медиатехнологии в современной хореографии: сб. ст. Калуга: Инновац. культ. центр Калуги, 2024. С. 94‒105.
31. Wang Mc., Shen YT. An Intuitive Human-Robot Interaction Method for Robotic Dance Choreography // Human-Computer Interaction. HCII 2023. Lecture Notes in Computer Science. Springer, Cham. 2023. Vol. 14013. [Электронный ресурс]. DOI: 10.1007/978-3-031-35602-5_18
32. Lin Y. Choreographing Digital Performance in Twenty-First Century Taiwan // Corporeal politics: dancing east Asia. MI: University of Michigan Press, Ann Arbor. 2020. P. 301–316.
33. H.A.U.S. (Humanoid Robots in Architecture and Urban Spaces) [Электронный ресурс]. URL: https://h-a-u-s.org/index.php/2018/03/13/doppelganger-a-danceperformance-about-relations-between-humans-and-humanoids/ (дата обращения: 27.04.2025).
34. Schürer O. Doppelgänger-A Dance Performance Research Cycle on Humans and Humanoids // Tanz der Dinge (Things that dance). Bielefeld: Verlag, 2019. P. 77–80.
35. Кужель Ю. Л. Японский театр Нингё Дзёрури. М.: Наталис; Рипол классик, 2004. 480 с.
Рецензия
Для цитирования:
Грызунова О.В. Предпосылки применения искусственного интеллекта как постановочного инструмента в современной хореографии. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(3):40-53.
For citation:
Gryzunova O.V. Conceptual prerequisites for the application of artificial intelligence as a choreographic tool in contemporary dance. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(3):40-53. (In Russ.)