Я. П. Полонский – либреттист оперы А. Н. Серова «Вражья сила»
Аннотация
Статья посвящена процессу создания либретто оперы А. Н. Серова «Вражья сила». Неопубликованные эпистолярные материалы композитора раскрывают еще одного автора, принимавшего участие в создании либретто. Поэт и прозаик, редактор журналов «Закавказский вестник» и «Русское слово» Я. П. Полонский, вместе с еще одним литератором А. Ф. Жоховым, исправляли оригинальный текст А. Н. Островского и переписывали последние два действия в соответствии с идеями А. Н. Серова. Факт работы Я. П. Полонского над «Вражьей силой» еще не освещался в научной литературе, в данной публикации приведены 5 писем композитора к поэту за 1859 и 1869 годы, раскрывающие непростой творческий процесс в рамках создания оперной постановки.
Ключевые слова
Об авторе
А. С. ВойцешкоРоссия
аспирант, препод. каф. истории русской музыки
ул. Глинки, д. 2, литер А, Санкт-Петербург, 190068
Список литературы
1. Абрамовский Г. К. Оперное творчество А. Н. Серова. СПб.: Канон, 1998. 170 с.
2. Блок А. А. Судьба Аполлона Григорьева. URL: http://az.lib.ru/b/blok_a_a/text_1915_sudba_ap_grigoryeva.shtml (дата обращения: 25.12.2023).
3. Дегтярева Н. И. История музыки как системный объект: взгляд из XIX века (по материалам работ Александра Николаевича Серова) // Оpera musicologica, 2019. № 2 [40]. С. 13‒21.
4. Дулат-Алеев В. Р. Русский реализм, «фаустианский» романтизм и театр моралите в опере А. Н. Серова «Вражья сила» // Музыка: искусство, наука, практика. СПб. 2018. № 4 (24). С. 38‒44.
5. Журавлева Е. М. Особенности концепции оперы «Вражья сила» А. Н. Серова с точки зрения фольклорной традиции двуединства смешного и страшного (к вопросу об образе скомороха в русской опере XIX века) // Дергачевские чтения – 2000. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: материалы международной научной конференции. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001. Ч. 1. С. 281‒285.
6. Карпусь В. И. Хоровой цикл С. И. Танеева Op. 27 на стихи Я. П. Полонского: корреляция эстетико-философских взглядов поэта и композитора // Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2018. № 7 (93). С. 128‒132.
7. Корнацкий Н. Н. К биографии литератора и мецената Г. А. Кушелева-Безбородко // Вестник Брянского университета. Брянск, 2016. № 2. С. 55‒63.
8. А. Н. Островский и русские композиторы. Письма: сборник / под общ. ред. Е. Л. Колосовой и Вл. Филиппова. М.-Л.: Искусство, 1937. 249 с.
9. Островский А. Н. Дневники и письма. Театр Островского / под ред. В. Филлипова, ст. и комм. Н. П. Кашина и В. Филиппова. М.; Л.: Academia, 1937. 430 с.
10. Островский А. Н. Письма к А. Н. Серову // Полн. собр. соч. и писем. М.: Искусство, 1979. Т. 11. С. 295‒297.
11. Рахманькова К. А. Жанр оперного либретто в творчестве А. Н. Островского: автореф. дисс. … канд. искусствоведения. Иваново. 2009. 19 с.
12. Серов А. Н. Письма к Д. Лобанову // РМГ. 1908. 13, 20 апреля. С. 125‒134.
13. Федорова Е. А. Сотрудничество Я. П. Полонского с журналами «Современник» и «Русское слово» в 50-е годы XIX века // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. Рязань. 2017. № 4 (57). С. 138‒153.
14. Чайковский М. И. Жизнь Чайковского: в 3 т. Т. 1. Часть IV (1866‒1877). М.; Лейпциг: изд. П. Юргенсона, 1900. 537 с.
15. Штейнер О. А. С. И. Танеев и Серебряный век: автореф. дисс. … канд. искусствоведения. М. 2007. 23 с.
Рецензия
Для цитирования:
Войцешко А.С. Я. П. Полонский – либреттист оперы А. Н. Серова «Вражья сила». Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(3):125-139.
For citation:
Voitseshko A.S. Ya. P. Polonsky as the librettist of A. N. Serov’s opera The Power of the Fiend. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(3):125-139. (In Russ.)