ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Один из самых известных греческих композиторов ХХ века Никос Скалкотас (1904–1949) во многих сочинениях опирался на фольклор: использовал традиционные греческие мелодии и сочинял авторские темы в народном стиле. Важную часть творческого наследия композитора составляет музыка для балета. Скалкотас написал три сочинения в этом жанре, из которых самым зрелым является одноактный балет «Море» (1948–1949) из десяти номеров со вступлением. Партитура этого произведения, как и многих других творений Скалкотаса, до сих пор не издана. Либретто написано композитором и трактовано в символическом ключе. Главенствующее значение в нем имеет мир морской фантастики, противопоставленный, с одной стороны, реальным людям, с другой, – историческим персонажам. В музыке балета используются две мелодии сиртоса – одного из самых известных греческих танцев.
В ходе исследования выявлены связь первой мелодии с танцевальной песней «Я буду тебя любить», восхождение второй – к народной песне «Лодка». Обе мелодии трактуются композитором как лейттемы. Их появление в различных номерах придает музыке ярко выраженное этническое звучание. Авторы пришли к выводу, что балет Скалкотаса является убедительным примером раскрытия национально-характерной тематики в греческой музыке ХХ века.
Dance Studies и Digital Humanities – современные направления, которые могут заметно трансформировать науку о танце. Направление Dance Studies преемственно по отношению к Сultural Studies. При всем разнообразии видов танца, к которым обращаются исследователи, при разнообразии применяемых методов (от семиотики и психоанализа до постколониальных исследований) Dance Studies объединены установкой на исследование того, как танец участвует в формировании идентичностей, причем идентичности полагаются конфликтующими. Цифровая гуманитаристика – это использование цифровых методов сбора, обработки и анализа источников для постановки новых исследовательских проблем из горизонта гуманитарных наук. Процесс творчества с использованием цифровых технологий; документация танца в форме аннотированной видеозаписи танца; исторические исследования на основе цифровых архивов и тематических баз данных считаются сегодня основными формами исследования танца в формате цифровой гуманитаристики. Сделан вывод о продуктивности обращения к цифровой гуманитаристике в рамках программы стратегического лидерства «Приоритет 2030» для трансформации научной и образовательной среды Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.
Рубеж XIX–XX веков – яркий период расцвета хореографического искусства. Балетный театр становится площадкой для экспериментов. Особое место в жанрово-стилевой картине эпохи занимает свободный танец (танец модерн).
В статье анализируется творческая биография американской танцовщицы Лои Фуллер, стоявшей у истоков этого синтетического искусства. Материалом исследования послужила автобиография актрисы «Пятнадцать лет моей жизни». Специальное внимание уделяется характеристике творческого метода Лои Фуллер, основанного на наблюдательности, вчувствовании в образ и интенсивной вовлеченности в процесс движения. Образы-метафоры (прежде всего, образ огня), созданные танцовщицей в своих выступлениях, осмысливаются автором статьи в русле феноменологического метода Г. Башляра, а творчество Фуллер в целом рассматривается как иллюстрация к концепции Ж. д’Удина о синтетической природе искусства, в основе которого лежит осязание и, соответственно, жест.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ, МУЗЫКИ И ТЕАТРА
Статья посвящена изучению музыкальной стороны «неканонических» постановок балета «Раймонда» А. Глазунова, осуществленных в последнее столетие: работ В. Вайнонена (1938), Дж. Баланчина (1955; 1961), Т. Рохо (2022), Р. Божан (2022), трансформирующих или отвергающих первоначальные сюжетные и музыкально-драматургические основания спектакля, созданного в содружестве композитора с М. Петипа. Отмечается важность бережного и профессионального отношения к редакторской работе с композиторской партитурой, отличающейся необычайной органичностью и композиционным равновесием. Выявляются музыкально-редакторские и музыкально-драматургические особенности партитур, созданных для каждой из рассматриваемых постановок; отмечается их обусловленность новыми, актуальными для своей эпохи замыслами хореографов. Показаны основные приемы работы с текстом: перекомпоновка партитуры, внесение купюр, перенесение номеров из одного акта в другой (Вайнонен, Рохо, Божан), создание авторской сюиты, воплощающей симфонический замысел бессюжетного балета (Баланчин), добавление фрагментов музыки других произведений Глазунова (Рохо, Божан). Делается вывод о том, что каждая из рассмотренных хореографических и музыкальных версий «Раймонды» воплощает одну из наиболее актуальных идей, направлений театральной и хореографической мысли, вливаясь в культурный контекст эпохи.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ И ТЕАТРА
Статья посвящена образам-персонажам оперы «Мастер и Маргарита» С. Слонимского, решенных композитором средствами танца и пластики, но без вокала. Выявлена их связь с генезисом литературного текста Булгакова и давними традициями оперного жанра, преломленными композитором в своем сочинении. Определена драматургическая значимость образов Коровьева (Фагота), кота Бегемота, имеющих инструментально-пластическую характеристику, и танцевальных эпизодов (бал у Сатаны). Рассмотрено дополнительное включение балетмейстерами танца главных героев (Мастера и Маргариты) в финальный эпизод оперы.
Статья посвящена хореографическим интерпретациям произведений русской классической литературы, созданным в XXI веке зарубежными хореографами. Продолжая традиции литературных балетов XX века современные интерпретации подтверждают актуальность развития этого жанра. Интересна тенденция, в связи с которой зарубежные хореографы часто находят вдохновение в произведениях русских авторов. Так, в статье рассматриваются хореографические интерпретации произведений А. С. Пушкина (повесть «Пиковая дама», роман в стихах «Евгений Онегин»), Н. В. Гоголя (комедия «Ревизор»), Л. Н. Толстого (роман «Анна Каренина»), А. П. Чехова (пьеса «Чайка»), М. А. Булгакова (роман «Мастер и Маргарита»), представленные в постановках Ролана Пети, Иньяки Урлезаги, Джона Ноймайера, Деборы Колкер, Кристал Пайт, Алексея Ратманского, Тита Каска, Кристиана Шпука, Марины Кеслер, Эдварда Клюга. В данных балетах находятся новые варианты визуального отражения взаимосвязи литературы и хореографии.
ПОДГОТОВКА АРТИСТОВ БАЛЕТА
В статье показано место и значение учебной ознакомительной практики в системе междисциплинарной подготовки бакалавров по направлению Искусства и гуманитарные науки. На основе компетентностного подхода и понимания компетенции как социально ожидаемого результата обучения теории и истории хореографического искусства, с учетом основных сфер, задач и видов профессиональной деятельности (научно-исследовательской и творческой), закрепленных в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, приоритетов образовательной политики Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, задач Программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», освещаются основные принципы организации и проведения ознакомительной практики на базе старейшего музея Российской Федерации – Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, являющегося многофункциональным научным и культурно-образовательным комплексом. Подводятся итоги практики.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
Введение оптических медиа в оперную партитуру может повлиять на взаимодействие разных композиционных планов (музыкального, словесного, сценического) и существенно изменить структуру оперного текста. Эти вопросы рассматриваются в данной статье на примере двух произведений – музыкальной драмы «Счастливая рука» А. Шёнберга (1913) и оперы «Игрушка и принцесса» Ф. Шрекера (1912).
В «Счастливой руке» мы встречаемся с коренным изменением принципа распределения драматического материала, сосредоточением событийного плана в области визуальных решений (цвет, свет, жест), что приводит к значительному преобладанию в партитуре слова не-звучащего (в авторских ремарках) над словом звучащим (в партиях действующих лиц). Соотношение оптического слоя драматургии и музыкального материала образует здесь свободный контрапункт автономно движущихся планов. В «Игрушке и принцессе» режиссерско-сценографическая воля автора выражена так же определенно, как и в «Счастливой руке», но традиционная структура либретто в целом не нарушена, а цветовая партия подчинена логике музыкально-драматического действия. Отличительная черта шрекеровских ремарок проявляется во внимании к акустическим явлениям (указания на различные источники звука, их расположение и передвижения).
В истории культуры ХХ век стал переломным. Технический прогресс проникал во все сферы, включая музыкальное искусство. Открытие электронной лампы положило начало новой эры электронных музыкальных инструментов. Одним из самых оригинальных и ранних изобретений является инструмент французского музыканта Мориса Мартено – «Волны Мартено». Для этого инструмента созданы многие произведения, он используется в музыке к кинофильмам. Сегодня история инструмента представляет большой интерес с точки зрения зарождения электронной музыки, так как он среди прочих стоял у ее истоков.
В статье рассматривается эссе Л. С. Бакста «Чайковский в “Русском балете”», опубликованное в преддверии премьеры балета «Спящая принцесса» 1921 года в лондонском театре Альгамбра и включенное в сувенирную программу к спектаклю. Исследовательский интерес автора сосредоточен на первой части эссе – воспоминании Л. С. Бакста о его приглашении в Мариинский театр на генеральную репетицию балета «Спящая красавица» в 1890 году, знакомстве с П. И. Чайковским и И. А. Всеволожским, а также о судьбоносной роли этого спектакля в определении творческой будущности художника. Автор ставит под сомнение рассказ Л. С. Бакста и приходит к выводу о том, что художник, мифологизируя отдельные детали прошлого, сконструировал убедительное, но не вполне достоверное воспоминание. В процессе исследования автор уточняет датировку двух фотографий Л. С. Бакста.
В приложении к статье автор предлагает собственный перевод первой части эссе с английского языка.
Статья посвящена анализу темброво-колористической специфики оперы «Сон в красном тереме» американо-китайского композитора Брайта Шенга. В своем творчестве он мастерски сочетает элементы китайской традиционной музыкальной культуры с европейскими композиторскими техниками. Шенг стремится к объединению восточных и западных элементов. С учетом этой цели композитор добавляет элементы сложности к изначальной природной простоте и диатоничности китайской музыки за счет контрапункта и расширенной тональности. В музыке Шенга ее европейские черты, как правило, подчеркиваются использованием западных инструментов и жанров, акцент делается на мелодии, развиваемой через орнаментику, а не традиционное мотивное развитие. Тембровые аспекты (красочные элементы) оперы не менее важны для композитора, чем ладогармонические. Используя различные фольклорные мотивы и темы, собранные в Китае, Шенг обращается к единой мелодической линии, переокрашенной разнообразной европейской гармонией ХХ века. Применение нерегулярных метров и ритмов, а также системы ритмических паттернов вносит дополнительные элементы китайской традиционной музыки в американскую современную оперу.
Автор изучает концепции философии постмодернизма, рассматривает идею ризомы как связанной с сетевыми концептами через процесс выявления инноваций в модернистской и постмодернистской поэзии и прозе. В качестве примера выбрана поэзия Т. С. Элиота, проза Дж. Уинтерсон. Ризомные и сетевые концепты напрямую связаны с современным взглядом на эстетическую парадигму, соотносимую с культурным и социальным развитием, и часто рассматриваются как применимые к изучению литературных текстов. Выбранная методология включает в себя структурно-семантическое исследование художественных текстов и анализ взглядов на инновации в модернистской и постмодернистской поэзии. Результаты исследования позволяют выдвинуть гипотезу о том, что постмодернистская философия и сетевые концепты непосредственно применимы к изучению модернистских (а также постмодернистских и современных литературных текстов), если не социальных процессов. Один из возможных примеров можно увидеть в развитии поэтической парадигмы, в которой слово используется в качестве медиума. Стихотворение становится средством выражения трансцендентного и актуализации сетевого концепта. Ризома и сетевые концепты позволяют увидеть общие закономерности развития и обновления поэтических, литературных, культурных и философских практик. Важной частью исследования является сопоставление языка музыкальных и литературных текстов, нахождение общих закономерностей их развития.