Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск
№ 2 (2018)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

6-16 272
Аннотация

В статье рассматриваются балеты «Салат» и «Голубой экспресс», созданные композитором  почти одновременно для двух различных художественных коллективов. «Балеты-близнецы»,  как назвал их Дариус Мийо, обнаруживают родство не только в хореографическом, живописно- декорационном, но и в музыкальном решениях. Круг музыкальных интонаций, драматургия  этих сочинений включает элементы вокальных сценических жанров, взаимодействие с которыми придает каждому из балетов неповторимый облик.

17-33 296
Аннотация

Статья посвящена осмыслению феномена кубинского балета, нередко именуемого «кубинским  чудом». Описан вклад его основателей Фернандо, Алисии и Альберто Алонсо,  охарактеризованы этапы становления танцевального искусства Кубы. Показана детерминация  отдельных периодов кубинского балета политическими событиями. Актуализированы данные о  создании первой школы балета на Кубе, о первом русском балетном педагоге Николае  Яворском, о балетном образовании. Уточнены отличительные характеристики кубинской  балетной школы. Сделан вывод о том, что универсальная система хореографического  образования, разработанная Фернандо и Алисией Алонсо, позволила за кратчайший срок  поднять «юный» кубинский балет до мирового уровня.

34-38 73
Аннотация

В статье прослеживается судьба известной балетной династии Балтачеевых- Кумысниковых,  подробно разбирается творческий путь Наймы Валеевны Балтачеевой, у которой автор статьи  училась, когда была начинающей артисткой балета. Найма Валеевна успешно совмещала  артистическую карьеру с работой педагога, в 1950/51 учебном году она довольно часто  замещала А. Я. Ваганову на ее уроках. В статье делается акцент на педагогическом мастерстве  Н. В. Балтачеевой, ее умении чувствовать музыку, творчески подходить к обучению хореографическому мастерству.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ

39-52 82
Аннотация

В статье рассматривается история создания танцевальной сюиты Франца Шрекера «День  рождения Инфанты», написанной в 1908 году для венской выставки Kunstschau.  Анализируются сюжет, драматургия, музыкальные параметры сюиты. Основные стилевые  доминанты произведения позволяют провести параллели и аналогии со стилем модерн и его  немецким вариантом — югендстилем. Проводится краткий обзор ключевых понятий  югендстиля, среди которых: культ красоты, синтез искусств, двойственность и др.

53-62 127
Аннотация

Статья посвящена специфике оркестровки оперы-балета «Млада» Н. А. Римского-Корсакова.  Автор подчеркивает особое предназначение этого сочинения быть «творческой лабораторией»  для апробации новых оркестровых средств композитора. В статье доказывается, что партитура  «Млады» оказала влияние на развитие оркестровки не только в русской, но и в мировой  традиции в контексте расширения оркестровых средств, пополнения оркестровых красок за  счет новых и нестандартных (по отношению ко времени создания произведения) инструментов. Сделан вывод о том, что оркестр «Млады» не только способствовал раскрытию  богатства звучания этого сочинения, но и во многом стимулировал развитие оркестра, как в творчестве самого Римского-Корсакова, так и последующих музыкантов.

ПОДГОТОВКА АРТИСТОВ БАЛЕТА

63-73 122
Аннотация

В статье рассмотрен процесс создания детского балетного спектакля «Снежная королева» в  непрофессиональном хореографическом коллективе — театре «Щелкунчик» ( Екатеринбург).  Особенности постановочно-творческой и репетиционной работы с детьми от 9 до 17 лет —  актуальная, малоисследованная тема. На основе собственного опыта автор статьи раскрывает принципы творческой работы на основных ее этапах, вкулючая разработку спектакля, постановочно-репетиционный процесс.

74-93 291
Аннотация

Устойчивость и координация движений являются базовыми физическими качествами артиста балета, фундаментом, определяющем способности ученика к обучению в профессиональном хореографическом учебном заведении. Несоответствие между современными высокими  требованиями к уровню развития координационных способностей у артистов балета и  практически полным отсутствием научно-обоснованных специальных методик тестирования и совершенствования разных видов координационных способностей на этапе начального обучения в профессиональных учебных заведениях определило актуальность настоящего исследования. В работе были использованы  сравнительный, диагностический (анкетирование, тестирование), статистический и  экспериментальный (констатирующий педагогический эксперимент) методы исследования. Результаты проведенного исследования подтвердили предположение о недостаточной осведомленности педагогов-хореографов о видах координационных  способностей, методах их тестирования и развития (поскольку специальной научно- методической литературы о развитии координационных способностей в классической  хореографии практически нет). Тестирование координационных способностей учениц  вторых классов Академии показало достаточно низкий уровень развития способностей к  равновесию, дифференцированию, ориентированию и перестроению двигательных  действий, к ритму. Низкий уровень и отсутствие корреляции между степенью развитости  указанных вариантов координационных способностей между собой доказывает необходимость разработки специальных упражнений для развития каждого из них в отдельности.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

94-103 43
Аннотация

В статье анализируется творчество блестящего русского музыканта, пианиста, общественного  деятеля XIX века Антона Григорьевича Рубинштейна. Помимо крупных форм, таких, как  концерт или соната, рассматривается жанр миниатюры, к которому композитор часто  обращался. В обширном фортепианном наследии Рубинштейна (всего композитором создано  свыше двухсот фортепианных пьес) встречаются почти все жанровые варианты романтической  фортепианной миниатюры: прелюдии и романсы, экспромты и колыбельные, скерцо и баллады, элегии, вальсы, серенады, баркаролы, мазурки, полонезы, ноктюрны. Анализируется  несколько ноктюрнов Антона Рубинштейна. Даются методические рекомендации по исполнению ноктюрнов на разных уровнях подготовки музыкантов: в школе, училище, вузе.

104-112 29
Аннотация

В статье рассматривается переписка Ю. Вейсберг с Н. Мясковским. Значимая фигура в  музыкальных кругах Москвы, Мясковский старался помогать Вейсберг с исполнением и  публикацией ее сочинений. Несмотря на самые разные (в т. ч. и негативные) оценки ее  творчества со стороны московских коллег, он настойчиво пропагандировал ее музыку. Деловые отношения между музыкантами продолжались долго, но отрицательное решение специальной комиссии Музгиза (в которой работал Мясковский), вынесенное по поводу публикации любимого детища Вейсберг, — оперы «Гюльнара» — положило конец их деловым взаимоотношениям и личным контактам.

113-129 92
Аннотация

В статье анализируются особенности возникновения перформанса как формы акционистских практик в его специфичном для искусства флюксуса виде. Перформанс не стал основным  типом художественной активности флюксус-артистов, но именно на фестивалях флюксуса  можно было увидеть наиболее ранние его виды. В рамках движения практиковались особые  перформансы, которые основывались на методе пародирования классических произведений  искусства. Для флюксус-перформансов характерно бытование в виде  партитур, фиксирующих основные особенности их создания и исполнения, связанных с  рождением жанра из институциональных форм классического музыкального искусства. По результатам анализа партитур трех наиболее характерных и показательных перформансов (миниопер Бенджамина Паттерсона) делаются выводы об основных художественных особенностях жанра пародийного перформанса и возможностях использования пародии как основного средства выразительности в  акционизме. Определяется место жанра в рамках акционистских практик и стилистических поисков авангардного и постмодернистского искусства. 

130-140 723
Аннотация

В статье исследуется роль синтезатора в современной культуре. Ставится вопрос о месте  акустических и электронных инструментов в культуре постмодерна. Поднимается проблема  значения акустических инструментов в эпоху электронных технологий. Обосновывается тезис о постепенном переходе фортепиано в сферу аутентичного исполнительства и изменении  образа и задач исполнителя в связи с экспансией электронных инструментов в музыкальное пространство современной культуры.

141-152 71
Аннотация

Статья посвящена эволюции образа Арлекина на театральной сцене за весь период его  существования. Рассмотрение сценического пути знаменитой маски охватывает разные виды  театрального искусства: драматического, пантомимического, балетного. При всем жанровом  разнообразии судьба этой маски имеет общие тенденции и общую эволюцию. Арлекин, как  персонаж комедии дель арте, за четыре столетия проходит путь, превращаясь из маски второго дзанни в символ актерского мастерства.

153-163 74
Аннотация

Статья посвящена факторам соотношения этической и эстетической проблематики в процессе  анализа литературного произведения. В качестве определяющего фактора этического  поведения автор выделяет человеческие взаимоотношения, которые могут быть отражены в  сюжете и поведении действующих лиц, а в качестве эстетического – процесс функционирования литературного произведения, его интерпретации и процесса потребления. В области определения и понимания этических норм для автора статьи ключевым становится  процесс изменения эстетических средств выражения, в зависимости от эпохи. При анализе  художественного произведения автором статьи предлагается сделать акцент на эстетической (и  научной парадигме) в области литературоведческих исследований, которая наиболее  соответствует данному историческому (культурологическому) периоду.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)