Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

ПЕРФОМАНС КАК ПАРОДИЯ

Полный текст:

Аннотация

В статье анализируются особенности возникновения перформанса как формы акционистских практик в его специфичном для искусства флюксуса виде. Перформанс не стал основным  типом художественной активности флюксус-артистов, но именно на фестивалях флюксуса  можно было увидеть наиболее ранние его виды. В рамках движения практиковались особые  перформансы, которые основывались на методе пародирования классических произведений  искусства. Для флюксус-перформансов характерно бытование в виде  партитур, фиксирующих основные особенности их создания и исполнения, связанных с  рождением жанра из институциональных форм классического музыкального искусства. По результатам анализа партитур трех наиболее характерных и показательных перформансов (миниопер Бенджамина Паттерсона) делаются выводы об основных художественных особенностях жанра пародийного перформанса и возможностях использования пародии как основного средства выразительности в  акционизме. Определяется место жанра в рамках акционистских практик и стилистических поисков авангардного и постмодернистского искусства. 

Об авторе

Л. А. Меньшиков
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского- Корсакова
Россия

Театральная пл., 3, Санкт-Петербург, 190000, Россия

канд. филос. наук, доц.



Список литературы

1. Benjamin Patterson: Living Fluxus / B. Patterson, E. Gruhn. Köln: Verlag der Buchhandlung Walther Konig, 2014. 297 p.

2. Theatre of the Object: Reconstructions, Re-creations, Reconsiderations, 1958–1972:

3. May 6 — June 24, 1988, Alternative Museum, New York City / P. Frank, Alternative Museum (New York). N. Y.: The Museum, 1988. 32 p.

4. Fluxus: Расслабьтесь, больно не будет // The Art Newspaper Russia. 2013. Февраль. № 1 (10). C. 57.

5. Off Limits: Rutgers University and the Avant-Garde, 1957–1963 / Ed. by J. Marter; The Newark Museum. Newark; New Brunswik; L.: The Newark Museum; Rutgers University Press, 1999. 194 p.

6. The Exquisite Corpse: Chance and Collaboration in Surrealism’s Parlor Game / Ed. by K. Kochhar-Lindgren, D. Schneiderman, T. Denlinger. Lincoln; L.: University of Nebraska Press, 2009. 331 p.

7. At a Distance: Precursors to Art and Activism on the Internet / Ed. by A. Chandler, N. Neumark. Cambridge; L.: The MIT Press, 2005. 486 p.

8. The Ashgate Research Companion to Experimental Music / Ed. J. Saunders. L.: Routledge, 2009. 412 p.

9. Филиппов С. М. Модернизм / постмодерн в эстетическом дискурсе ХХ века // Мировая литература в контексте культуры. 2010. № 5. С. 42–45.

10. Patterson B. The Black & White File. A Primary Collection of Scores and Instructions for His Music, Events, Operas, Performances and Other Projects, 1958–1998. Wiesbaden: Erbenheim, 2012. 166 p.

11. Stegmayer B. Ben Patterson: Event Scores. Berlin: Verlag für zeitgenössische Kunst und Theorie, 2012. 318 p.

12. Балаш А. Н. Реди-мейды Марселя Дюшана и их репродуцирование // Вестник Санкт-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. 2017. № 1 (30). С. 99–102.

13. Булычева Д. Ф. Процессуальное искусство в культуре модернизма и постмодернизма: Общее и частное // Каспийский регион: Политика, экономика, культура. 2010. № 1 (22). С. 97–102.

14. Барабаш Н. А. Телевидение и театр: Игры постмодернизма. М.: Мос. гос. пед. ун-т, 2003. 182 с.

15. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности. М.: Play&Play, Канон+, 2015. 376 с.

16. Маньковская Н. Б. Перформанс // Культурология: Энциклопедия: В 2 т. Т. 2 / Гл. ред. С. Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1998. С. 120.

17. Hubl M. Trace Elements. Joke, Wit and Irony in Contemporary Art with a Extensive Review of Fluxus // Kunstforum International. The Current Periodical for All Areas within the Visual Arts. Vol. 120. Ruppichteroth, 1992. P. 97–107.

18. Austin J. L. How to Do Things with Words. Oxford: Clarendon press, 1962. 166 p.

19. Тишунина Н. В. Проблема взаимодействия искусств в литературе западноевропейского символизма // Синтез в русской и мировой художественной культуре: Материалы Второй науч.-практ. конф., посвящ. памяти А. Ф. Лосева / Отв. ред. А. Е. Секриеру, науч. ред. И. Г. Минералова. М.: Моск. гос. пед. ун-т, 2002. С. 100– 101.

20. Степанова (Гончарова) Е. В. Перформанс и театр: Опыт параллельного исследования // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2011. № 3. С. 268–282.

21. Поморцева А. М. Темпоральность в искусстве постмодерна: Культурно-философский аспект // Вестник Ставропол. гос. ун-та. 2010. № 1 (66). С. 264–270.

22. Мартынов В. И. Зона opus posth, или Рождение новой реальности. М.: Классика- XXI, 2005. 288 с.

23. The Taste of Art: Cooking, Food, and Counterculture in Contemporary Practices / Ed. by S. Bottinelli, M. d’Ayala Valva. Fayetteville: The University of Arkansas Press, 2017. 350 p.

24. Родионов С. Н. Культура постмодерна и искусство Запада: «Насилие смысла» в пространстве симуляции и имитации // Культурная жизнь Юга России. 2008. № 3 (28). С. 30–32.

25. Чистякова М. Г. О роли искусства в информационном обществе // Вестник Тюмен. гос. ун-та. 2010. № 5. С. 207–212.

26. Бобринская Е. А. Концептуализм. М.: Галарт, 1994. 216 с.

27. Седых Э. В. К проблеме интермедиальности // Вестник Санкт-Петерб. ун-та. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2008. Вып. 3. Ч. 2. С. 210–214.

28. Бергер Л. Г. Эпистемология искусства: Художественное творчество как познание. «Археология» искусствоведения. Познание и стили искусства исторических эпох. М.: Русский мир, 1997. 402 с.

29. Gelfert H. D. What is Kitsch. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2000. 143 s.

30. Афанасьева Т. Ю. Постмодерн — художественный стиль или философия? // Научные ведомости Белгород. гос. ун-та. Серия: Философия. Социология. Право. 2008. Т. 12. № 5. С. 156–163.

31. Киташова О. А. История практик перформанса и бахтинский карнавал // Артикульт. 2012. № 2 (16). С. 11–24.

32. Моргунов А. П. Ценностные ориентиры искусства авангарда XXI века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 2 (16): В 2 ч. Ч. 2. С. 141–146.


Для цитирования:


Меньшиков Л.А. ПЕРФОМАНС КАК ПАРОДИЯ. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2018;(2):113-129.

For citation:


Menshikov L.A. PERFORMANCE AS PARODY. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2018;(2):113-129. (In Russ.)

Просмотров: 46


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)