Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск
№ 6 (2016)

АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА ИМ. А.Я. ВАГАНОВОЙ: ОПЫТ, ТРАДИЦИИ, ПРАКТИКА

7-12 179
Аннотация
В статье с опорой на архивные материалы (заметки и комментарии к урокам) воссоздается «лаборатория» педагогического мастерства А. Я. Вагановой; рассказывается о педагогическом сопровождении учебного процесса на уроках классического танца.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

13-22 61
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению музыкальных свойств вариации как жанра и формы классического балета. исторический путь формирования музыкального облика вариаций, осуществляемый как диалог хореографического и музыкального начал, рассматривается в контексте композиторского творчества, роли и значения творческого взаимодействия хореографа и композитора. наряду с типическими свойствами вариаций, выявляются такие синтетические их качества, сформировавшиеся в эпоху М. Петипа и П. Чайковского, как диалогичность, взаимная «интертекстовая» обращенность к смыслам музыкального и пластического искусства.
23-31 27
Аннотация
В статье раскрывается гастрольная деятельность артистов Большого и Мариинского театров на рубеже ХIХ и ХХ вв.; прослеживается их вклад в развитие театрального и музыкально-хореографического искусства Воронежского края.
32-38 33
Аннотация
Статья посвящена творчеству известного петербургского художника Василия Ивановича Братанюка, важнейшей темой творчества которого является искусство балета. Анализируется цикл картин и этюдов, посвященных ученицам Академии им. А.Я. Вагановой.
39-43 82
Аннотация
Статья посвящена судьбе и длительному артистическому пути русского танцовщика и балетмейстера Николая Яворского, ставшего первым педагогом классического танца в кубинской балетной школе в Гаване. Анализ педагогической деятельности Яворского строится на воспоминаниях очевидцев событий тех лет, первых учеников школы: Алисии и Фернандо Алонсо - будущих основателей Национального Балета Кубы и Кубинской Национальной балетной школы.

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

44-49 69
Аннотация
В статье рассматриваются проблема выбора репертуара для обучающихся в ДМШ по классу фортепиано. Предлагается использовать в процессе обучения детей пьесы-посвящения Эрика Сати, которые могут дать учащимся «ключи» к овладению разными музыкальными стилями. В статье уделяется внимание сравнительному исполнительскому анализу некоторых сочинений Э. Сати и К. Дебюсси.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

50-58 44
Аннотация
В статье рассматривается инструментальная пассакалия и чакона в отечественной музыке на рубеже XX - XXI вв. Подчеркивается, что полифонические формы и жанры в творчестве петербургских композиторов получают новое толкование: формируются иные структурные модели, происходит сопряжение нескольких жанров, размывается тональная основа. Рассмотрен новый статус полифонической темы, нетрадиционные приемы ее развития, воздействие современных техник композиции, трансформирующих полифоническую форму, способствуя ее эволюции; соотношение традиций и новаторства.
59-68 83
Аннотация
В статье рассмотрена концепция «мышечного связывания», которая представляет собой опыт движения человека в унисон с другими. Если режим массовости модернисткой культуры начала ХХ в. восходит к ритуальным практикам и имеет целью создание новой общности, то с середины ХХ в. возникает новый режим - режим коллективности, совместного опыта телесной вовлеченности в спектакль зрителя и исполнителя (начиная с опытов Джадсон Черч театра).
69-79 82
Аннотация
Статья посвящена столетию возникновения дадаизма в Швейцарии в 1916 г. и выявляет театральный аспект в разнообразной деятельности Х. Балля, Э. Хеннинг, Т. Тцара, Х. Арпа. С 1918 г. возникают дадаистские группы в Германии и во Франции, которые устраивают театральные акции. В качестве примера дадаистской драматургии рассматривается пьеса Ж. Рибмона-Дессеня «Немой чиж».
80-86 50
Аннотация
В статье исследуется вариант хореографического прочтения Анной Терезой де Кеерсмакер музыкального текста («Vortex Temporum») французского композитора-спектралиста Ж. Гризе. Автор анализирует причины неожиданного для де Кеерсмакер, известной своим предпочтением американского музыкального минимализма, обращения к музыкальному произведению французского спектрализама; устанавливает, что минимализм и спектрализм (абсолютно несопоставимые в эстетическом плане) демонстрируют некоторую схожесть в повторности, а также в соотношении микро- и макро пространств и временной статике в избранном хореографом для интерпретации сочинении Ж. Гризе.
87-96 19
Аннотация
Статья посвящена изучению взаимосвязи истории художественной группировки «Флюксус» с жизнью её главы, литовско-американского художника Джорджа Мачунаса. Рассматриваются основные факты последнего периода его жизни, проведённого в Нью-Йорке. Делаются выводы о влиянии биографических фактов и идей Мачунаса на развитие эстетической программы группы «Флюксус» в 1960-1970-е годы. Освещаются существенные моменты, объединяющие биографию Мачунаса и историю художественной группы. Выделяются наиболее характерные для флюксуса направления деятельности Мачунаса.
97-106 19
Аннотация
Статья посвящена одному из магистральных жанров современности - инструментальному театру. Главным объектом анализа стало моделирование игровых процессов посредством передвижения инструменталистов в пространстве сцены. В качестве примеров рассматриваются музыкальные опусы О. Бочихиной, Ф. Караева, С. Жукова, Я. Ксенакиса, Д. Брехта, B. Суслина, А. Пуссёра, Р. Эриксона, Г. Наварда, К. Вулфа.

К ЮБИЛЕЯМ С. ПРОКОФЕВА И Д. ШОСТАКОВИЧА

107-115 37
Аннотация
В статье предпринят анализ художественной поэтики Пятой симфонии C. С. Прокофьева (1944) в контексте профессиональной стратегии композитора в первое «советское» десятилетие его биографии. Особенность этой стратегии заключалась в том, что музыкант в течение рассматриваемого периода совмещал ориентацию на две референтные группы: с одной стороны, активно адаптируя нормативы «большого стиля» социалистического реализма, с другой, - продолжая стремиться к успеху у зарубежной аудитории.
116-126 46
Аннотация
В статье рассматривается отношение двух крупнейших отечественных композиторов - С. Прокофьева и Д. Шостаковича - к балетному жанру. Проанализированы композиторские комментарии, направленные на образносодержательную специфику балета, нюансы музыкально-драматургической работы, взаимоотношения композитора и балетмейстера.
127-136 65
Аннотация
Статья посвящена изучению характерной для искусства XX века «новой фортепианности» связанной с графикой фортепианного письма. Как показано в работе, этот новый способ репрезентации нашел свое плодотворное развитие в творчестве С.С. Прокофьева. Автор приходит к выводу, что истоки данного направления начали формироваться в исполнительском и композиторском стиле главы Новой русской школы в частности, в балакиревском «Исламее».
137-147 54
Аннотация
В статье в рамках рецептивных исследований анализируются принципы и механизмы формирования научной биографии, характерные для советского музыковедения. Рассматриваются созданные в советский период биографии С.С. Прокофьева; изучается влияние идеологии на способы и манеру интерпретации фактов жизни и творчества композитора. В центре внимания автора статьи находится не имеющая аналогов биография Прокофева И. Нестьева. В качестве источников также были использованы: три издания Большой советской энциклопедии, Музыкальная энциклопедия, научно-популярные монографии из серии «ЖЗЛ» (С. Морозова и И. Вишневецкого).
148-161 32
Аннотация
В статье анализируется широкая общественная и профессиональная дискуссия, развернувшаяся в СМИ после премьерного показа в Большом театре (февраль 2016) оперы Д. Шостаковича «Катерина Измайлова» во второй редакции. Применена методика исторического и текстологического анализа. Установлено, что, критикуя Шостаковича, современная музыкальная общественность пытается выстроить собственную положительную идентичность, оперируя логикой бинарного мышления, характерного для советского периода истории. Сделан вывод, что образ композитора-диссидента являлся информационной предустановкой для негативной оценки постановки Большого театра.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ХОРЕОГРАФИИ

162-168 203
Аннотация
Статья посвящена особенностям развития суставов, мышц и сводов стопы у студентов хореографического училища. Рассматриваются хореографические упражнения с анатомо-биомеханической точки зрения, способствующие изменениям суставов и сводов стопы и, как следствие, появлению травм и деформаций опорно-двигательного аппарата балерин. Представлены результаты исследования, проведенного лабораторией биомеханики Клиники Самарского государственного медицинского университета в Самарском хореографическом училище (колледже), свидетельствующие о широком распространении плоскостопия и вальгусной деформации среди учащихся.
169-177 102
Аннотация
В статье приведены современные методы диагностики, профилактики и выбора технологий оздоровления и реабилитации при микротравматической болезни и травмах у спортсменов танцевального спорта, с использованием метода гомотоксикологии.
178-184 103
Аннотация
Статья посвящена анализу суточного рациона питания и состояния здоровья девушек референтной группы, занимающихся художественной гимнастикой, в течение годичного цикла базовой подготовки. Выявлены существенные отклонения пищевого рациона и режима питания гимнасток от рекомендуемых нормативов, и, как следствие: практически 100 % заболеваемость опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, сколиоз, нарушение осанки), высокая частота патологических изменений желудочно-кишечного тракта и миопии. Многие из этих нарушений могут являться частными проявлениями синдрома дисплазии соединительной ткани.

ПЕРЕВОДЫ

185-192 32
Аннотация
Цель данной статьи - показать, что высказывания Леонардо об обучении живописи - важный аспект его мышления и существенная черта их современности, предположить, что его всеохватывающий подход к искусству должен быть рассмотрен не только с точки зрения зарождающегося научного мышления, но так же и на фоне новых экономических и социальных воздействий в равной степени характерных современному миру. Перевод выполнен по изданию: Williams R. The Spiritual Exercises of Leonardo da Vinci // A Companion to Art Theory. Blackwell Publishing, 2002. pp. 75-87. Статья публикуется с любезного разрешения автора.

ХРОНИКА СОБЫТИЙ

197-200 16
Аннотация
Статья посвящена юбилею Санкт-Петербургского государственного академического театра балета им. Леонида Якобсона. Автор прослеживает пройденный труппой путь, отмечает особенности каждого из четырех этапов, сжато характеризует деятельность руководителей труппы - Л. В. Якобсона, А. А. Макарова, Ю.Н. Петухова и А.Г. Фадеева. Акцент при этом сделан на репертуарную политику руководителей, в частности, на проблему сохранения шедевров основателя труппы Якобсона.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)