Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск
№ 4 (2017)

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

6-16 398
Аннотация
Статья посвящена истории сотрудничества хореографов с воспитанниками Ленинградского хореографического училища (ныне - Академии русского балета имени А. Я. Вагановой) от 1917 года до наших дней. Автор выделяет и анализирует наиболее значимые события: постановку начинающим хореографом Л. М. Лавровским полнометражных балетов «Катерина» и «Фадетта» (1930-е), первые хореографические опыты В. А. Варковицкого, Л. В. Якобсона, Б. Я. Эйф-мана. Делается вывод о том, что профессиональному росту воспитанников училища немало способствовали и постановки из театрального репертуара, а именно спектакли «Фея кукол», «Щелкунчик», «Пахита» (Гран па).
17-27 375
Аннотация
Статья посвящена художественному взаимодействию двух видов искусства, объединенных идеей «движущейся картинки» - балета и кинематографа. Проявившееся в первой трети XX века, оно отчетливо выступило в балетных спектаклях «Бык на крыше» и «Сотворение мира» Д. Мийо, а также в совместном сочинении «Новобрачные на Эйфелевой башне» композиторов группы «Шести». В статье рассмотрены специальные кинематографические приемы и эффекты, угадывающиеся в названных произведениях; затрагивается преломление в балете некоторых идей и экспериментальных поисков, связанных с киноискусством. Сделан вывод о том, что киноэффекты и визуальные по своей природе приемы находят применение в других видах искусства.
28-39 484
Аннотация
В статье рассматривается сценическая история балета Мариуса Петипа «Баядерка», подчеркивается значение сохранения этого балетного шедевра в Мариинском театре на протяжении всего ХХ века, представлен обзор основных сценических версий балета конца ХХ - начала XXI вв., в которых были предприняты попытки восстановить (реконструировать) утраченный последний акт (финал) спектакля. Рассматриваются использование в «Баядерке» различных выразительных средств балетного театра и некоторые вопросы драматургии «Баядерки».
40-46 335
Аннотация
В данной статье освещаются важные этапы сценический жизни балета М. М. Фокина «Петрушка» в советское время. Автор сопоставляет две версии спектакля, прошедшие в Ленинграде. Первую осуществил в 1920 году балетмейстер Л.С. Леонтьев на сцене ГАТОБа. Более поздняя постановка 1961 года в Малом оперном театре была воплощена в хореографии К.Ф. Боярского. На основе анализа документов выявляются различия в художественном подходе и сценическом облике двух постановок. В статье приводятся не публиковавшиеся ранее высказывания современников и авторов балета; затрагиваются вопросы трактовок танцевальных партий, в том числе - исполнение роли Петрушки Л. С. Леонтьевым и В. М. Пановым. Данное исследование восстанавливает неизвестные ранее детали о взгляде современников на творчество К. Ф. Боярского, а также отражает ценность возобновления балетов Фокина для советского танцевального театра.
47-59 479
Аннотация
Данная статья посвящена мифологической составляющей балета Кароля Шимановского «Харнаси» - основополагающей для эстетико-стилевой концепции произведения, основанного на гуральском фольклоре. В статье воссоздается история работы над сценарием балета, выявляются особенности музыкального языка и композиции сочинения. Впервые в российском музыкознании анализируется феномен «нуты» - ритмо-гармонического и интонационного комплекса, лежащего в основе ансамблевого музицирования гуралов. Балет Шимановского рассматривается в контексте неофольклорного направления в истории музыки XX века.
60-66 605
Аннотация
В статье рассматривается драматургия балета К. Голейзовского «Иосиф Прекрасный» в сценическом и музыкальном единстве. Автор использует метод сравнительного анализа при изучении литературного и балетного материала, сопоставляет особенности музыкальной и хореографической драматургии, воссоздает картину поисков балетного театра начала ХХ века. На примере балета «Иосиф Прекрасный» впервые выявляются особенности музыкально-хореографической драматургии этого спектакля. Стройная композиция, оригинальное исполнительское решение, продуманная музыкальная драматургия (тембровая характеристика героев, лейтмотивная система), красочное оформление спектакля - все это позволило авторам балета «Иосиф Прекрасный» (хореографу К. Голейзовскому, композитору С. Василенко и художнику Б. Эрдману) создать цельное, гармоничное и новаторское произведение.

ПОДГОТОВКА АРТИСТОВ БАЛЕТА

67-81 499
Аннотация
Статья посвящена методике преподавания классического танца. Рассматриваются варианты комбинирования и усложнения учебных заданий в экзерсисах классического танца с лейтмотивным движением battement tendu по первой позиции в средних и старших классах организаций среднего профессионального образования. Проведен теоретический анализ комбинирований учебных заданий Н. И. Тарасова. Сделаны выводы о том, что для Тарасова, прием являлся основным в работе над супинацией тазобедренных суставов.

БАЛЕТНАЯ КРИТИКА

82-89 292
Аннотация
Статья посвящена Международному оперному фестивалю в Савонлинне (Финляндия). Представлены: краткая история фестиваля, его структура и организация, обзор репертуара, критические заметки по премьерам фестиваля - операм: «Похищение из сераля», «Куллерво», «Риголетто».

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

90-101 769
Аннотация
В статье рассматривается феномен арт-стратегий в качестве актуального фактора социокультурных процессов в целом и развития городов, в частности. На основе применения метода типологизации дается обзор основных арт-стратегий, а также оценка их использования в рамках урбанистских проектов; анализируются достоинства и недостатки их применения. Рассматривается потенциал планомерного преобразования городского пространства посредством принципа работы арт-стратегий. Делается вывод о необходимости дальнейшей теоретизации данного понятия и многоаспектной разработки практического применения полученных результатов.
102-110 364
Аннотация
В статье защищается тезис о том, что синтетические тенденции в искусстве возникают как следствие нарастания в культуре и ее мировоззрении стремления к целостности, господству надындивидуального, общечеловеческого начала. Синтез социальной практики, сфер духовной деятельности демонстрирует максимальную мобилизацию творческих сил и жизненных энергий общества, его способность перейти на новый прогрессивный уровень развития через революцию. Такие революционные преобразования всех сфер жизни происходили в России в начале ХХ века. Именно тогда внимание художественной интеллигенции привлекла проблема синтеза искусств, в решении которой они увидели возможность сплочения и духовного преображения российского общества. Автор интерпретирует идею синтеза искусства начала ХХ века как «эстетическую утопию» и исследует конкретные формы ее проявления в отечественной художественной культуре.
111-118 309
Аннотация
В статье подробно рассмотрено оперное творчество композитора, музыковеда, музыкально-общественного деятеля Ю. Л. Вейсберг-Римской-Корсаковой. В качестве основного метода исследования был использован сравнительный источниковедческий метод анализа оперных рукописей, эпистолярного наследия Вейсберг (на материалах архивов Санкт-Петербурга) и ее ближайшего окружения. По результатам анализа дана характеристика оперной стилистики Вейсберг, оценка ее взаимоотношений с друзьями/коллегами, публичной жизни театральных произведений Вейсберг. Некоторые факты переписки Вейсберг были сопоставлены с этапами ее творческой биографии; сделаны выводы О роли и значении некоторых конкретных оперных произведений в творчестве композитора.
119-131 341
Аннотация
Ивент как форма акционистского искусства ХХ века имеет различные толкования в эстетике. Существуют серьезные расхождения во взглядах на ивент среди художников авангарда. В статье предпринимается попытка путем сопоставления теорий ивента двух художников - Ла Монте Янга и Джорджа Брехта - выявить существенные черты этой формы художественной практики и вывести определение ивента в рамках эстетической парадигмы искусства неодадаизма. Сравнительный анализ взглядов этих двух теоретиков флюксуса производится на обширном материале их художественных произведений, обозначенных как ивенты, с привлечением материалов дискуссий, происходивших в переписке художников этого направления, а также на основе критических статей, сопровождавших выход в свет тех или иных ивентов. Работа завершается выводами о стилеобразующем месте теории ивента в эстетике флюксуса.
132-145 318
Аннотация
Статья посвящена хоровым сочинениям Маурисио Кагеля, созданным композитором в период с 1971 по 1985 гг. под впечатлением от изучения духовной музыки Иоганна Себастьяна Баха. Анализируя вербальные ряды сочинений Кагеля, их интонационное, тембровое решение, автор статьи приходит к выводу о глубокой связи, существующей между тремя опусами («Die Mutation», «Chorbuch», «Sankt-Bach-Passion»), темой которых явился феномен творчества И.С. Баха. Каждая из этих работ явилась очередным этапом погружения в музыкальный мир великого немецкого композитора XVIII века. Возведя в первых двух сочинениях гармонизации протестантских хоралов И.С. Баха в ранг «священной музыки», Кагель закладывает основу концепции одного из самых масштабных своих опусов - оратории «Sankt-Bach-Passion», в которой Иоганн Себастьян Бах предстает не просто великими композитором прошлого, но идеальной личностью музыкального святого, которому покланяются современные музыканты.

ПЕРЕВОДЫ И АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

146-154 595
Аннотация
Актуальность исследования связана с введением в научный оборот отечественного балетоведения нового источника по теории и истории танца модерн. Автором статьи впервые выполнен перевод отрывков из книги Сельмы Джин Коэн «Танец модерн: семь точек зрения» («The Modern Dance: Seven Statements of Belief», 1966), ранее не публиковавшейся на русском языке. На основе сравнительного метода проанализированы мнения американских хореографов на танец модерн, а также их подходы к работе с танцовщиками и постановочному процессу. Статья содержит фрагменты эссе Хосе Лимона, Анны Соколов, Эрика Хокинса, Дональда Мак-Кейла, Полин Конер, Элвина Николаса, Пола Тейлора. Делается вывод о том, что танец модерн бесконечно вариативен и, безусловно, является отдельным видом хореографического искусства. Танец модерн является своеобразной точкой зрения на функции искусства в современном мире.
155-168 283
Аннотация
Настоящей публикацией в круг источников по истории отечественного хореографического искусства советского периода вводится ранее не известный документ из архива Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, свидетельствующий о репрессиях в отношении деятелей культуры и искусства в канун Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Автор публикации комментирует письмо профессора К. Н. Державина, выступившего в защиту солистки Государственного академического театра оперы и балета (ГАТОБ) имени С. М. Кирова Н. А. Анисимовой, арестованной и осужденной в 1938 г. по статье 58. Уголовного кодекса (УК) РСФСР за контакты с сотрудником германского консульства в Ленинграде и предполагаемое пособничество иностранному государству, «находящемуся с Союзом ССР в состоянии войны»10.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)