Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

К определению ивента как формы акционистского искусства

Полный текст:

Аннотация

Ивент как форма акционистского искусства ХХ века имеет различные толкования в эстетике. Существуют серьезные расхождения во взглядах на ивент среди художников авангарда. В статье предпринимается попытка путем сопоставления теорий ивента двух художников - Ла Монте Янга и Джорджа Брехта - выявить существенные черты этой формы художественной практики и вывести определение ивента в рамках эстетической парадигмы искусства неодадаизма. Сравнительный анализ взглядов этих двух теоретиков флюксуса производится на обширном материале их художественных произведений, обозначенных как ивенты, с привлечением материалов дискуссий, происходивших в переписке художников этого направления, а также на основе критических статей, сопровождавших выход в свет тех или иных ивентов. Работа завершается выводами о стилеобразующем месте теории ивента в эстетике флюксуса.

Об авторе

Л. А. Меньшиков
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
Россия


Список литературы

1. Переверзева М. В. Алеаторика как принцип композиции: Дис.…д-ра искусств. М., 2014. 569 с.

2. Смолянская Н. В. Зачем снова говорить об авангарде // Вестник Рос. гос. гум. ун-та. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2016. № 1 (3). С. 63-72.

3. Flynt H. La Monte Young in New York, 1960-1962 // Bucknell Review. 1996. Vol. 40. № 1. Sound and Light: La Monte Young, Marian Zazeela / Ed. by W. Duckworth and R. Fleming. P. 44-97.

4. Кром А. Е. «Классическая фаза» американского музыкального минимализма: Автореф. дис. … д-ра искусств. Саратов, 2011. 56 с.

5. An Anthology of Chance Operations, Indeterminacy, Concept Art, Anti-Art, Meaningless Work, Natural Disasters, Stories, Poetry, Essays, Diagrams, Music, Dance Constructions, Л. А. Меньшиков. К определению ивента как формы акционистского искусства 129 Plans of Action, Mathematics, Compositions / By G. Brecht et al.; Ed. by L. M. Young. N. Y.: Publ. by L. M. Young and J. MacLow, 1963. 120 p.

6. Kostelanetz R. The theatre of mixed means: An introduction to happenings, kinetic environments, and other mixed-means performances. N. Y.: Dial Press, 1968. 311 p.

7. Кром А. Е. «Дом мечты» Ла Монте Янга: Американский музыкальный минимализм в диалоге с традицией индийской раги // Известия Волгоград. гос. пед. ун-та. 2010. № 8 (52). С. 87-89.

8. Цареградская Т. В. Пространство жеста в творчестве Дж. Кейджа // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. 2016. № 2 (17). С. 19-42.

9. Young L. M. LY1961. N. Y.: Fluxus Editions, 1963. 30 p.

10. Бычков В. В. Постнеклассическая эстетика: К вопросу о формировании современного эстетического знания // Философский журнал. 2008. № 1. С. 90-108.

11. Балаш А. Н. Реди-мейды Марселя Дюшана и их репродуцирование // Вестник Санкт-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. 2017. № 1 (30). С. 99-102.

12. Ткач Е. Г. Актуальное искусство как область социального экспериментирования // Вестник Рос. ун-та дружбы народов. Серия Философия. 2002. № 3. С. 28-38.

13. Kotz L. Post-Cagean Aesthetics and the «Event» Score // October. 2001. Vol. 95. P. 54-95.

14. Nyman M. Experimental Music: Cage and Beyond. Cambridge: University Press, 1999. 196 p.

15. Fluxus Etc. / Addenda I: The Gilbert and Lila Silverman Collection / Ed. J. Hendricks. N. Y.: Inc. &, 1983. 299 p.

16. Fluxus Etc. / Addenda II: The Gilbert and Lila Silverman Collection / Ed. J. Hendricks. Pasadena: Baxter Art Gallery, 1988. 439 p.

17. Петров В. О. Инструментальный театр ХХ века: История и теория жанра: Дис.…д-ра искусств. Астрахань, 2014. 444 с.

18. Flynt H. Cage and Fluxus // Writing about John Cage / Ed. by R. Kostelanetz. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1993. P. 288-291.

19. Martin H. An Introduction to George Brecht's Book of the Tumbler on Fire. Milano: Multipla Edizioni, 1978. 256 p.

20. Ворошилова Е. С. Интерактивность как выразительное средство эстетических практик в условиях киберпространства // Вестник Томского гос. ун-та. 2010. № 332. С. 59-62.

21. Калиновская М. С. Арт-практики андеграунда в системе современного философского дискурса // Вестник Санкт-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. 2015. № 4 (25). С. 181 - 184.

22. Югай И. И. Арт-практика Fluxus - соединение творчества и социальной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 676.

23. Переверзева М. В. Джон Кейдж: Жизнь, творчество, эстетика. М.: Моск. консерватория; Русаки, 2006. 336 с.

24. Бухло Б. Неоавангард и культурная индустрия: Статьи о европейском и американском искусстве 1955-1975 годов. М.: VAC press, 2016. 720 с.

25. Булычёва Д. Ф. Процессуальное искусство в культуре модернизма и постмодернизма: Общее и частное // Каспийский регион: Политика, экономика, культура. 2010. № 1 (22). С. 97-102.

26. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. 248 с.

27. Коркия Э. Д. Перформансная коммуникация в контексте социальных процессов эпохи постмодерна: Дис.…канд. соц. наук. М., 2005.148 с.

28. Емельянова М. А. Дискуссии о современном искусстве: Компаративистский анализ путей разрешения // Учёные записки: Электронный журнал Курск. гос. ун-та. 2015. № 2 (34). С. 67-72.

29. Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 4 (51) 2017


Для цитирования:


Меньшиков Л.А. К определению ивента как формы акционистского искусства. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2017;(4):119-131.

For citation:


Menshikov L.A. To the definition of the Event as the form of Action Art. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2017;(4):119-131. (In Russ.)

Просмотров: 26


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)