Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Балеты Д. Мийо в диалоге с «седьмым искусством»

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена художественному взаимодействию двух видов искусства, объединенных идеей «движущейся картинки» - балета и кинематографа. Проявившееся в первой трети XX века, оно отчетливо выступило в балетных спектаклях «Бык на крыше» и «Сотворение мира» Д. Мийо, а также в совместном сочинении «Новобрачные на Эйфелевой башне» композиторов группы «Шести». В статье рассмотрены специальные кинематографические приемы и эффекты, угадывающиеся в названных произведениях; затрагивается преломление в балете некоторых идей и экспериментальных поисков, связанных с киноискусством. Сделан вывод о том, что киноэффекты и визуальные по своей природе приемы находят применение в других видах искусства.

Об авторе

Н. А. Головнина
Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой
Россия


Список литературы

1. Батракова С. П. Театр-мир мир-театр: творческий метод художника XX века. Драма о драме. М.: Памятники исторической мысли, 2010. 264 с.

2. Турчин В. С. Образ двадцатого. В прошлом и настоящем. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 648 с.

3. Гладкова О. И., Рыбальченко А. Н. Ранний джаз и его влияние на музыкальную стилистику Франции первой половины XX в. (на примере балета «Лани» Ф. Пуленка) // Вестник Санкт-Петербург. гос. ун-та культуры и искусств. 2014. № 3 (20). С. 95-97.

4. Гладкова О. И., Рыбальченко А. Н. Балет «Лани» Ф. Пулнка: к вопросу о взаимовлиянии джаза и европейской музыкальной стилистики первой половины XX в. // Вестник культуры и искусств. 2014. № 3 (39). С. 121 - 124.

5. Головнина Н. А. «Лани» Ф. Пуленка: вокальная линия в контексте воплощения кон-цепционных идей балета // Музыковедение. 2016. № 12. С. 9-14.

6. Давыдова М. В. Художник в театре начала XX века. М.: Наука, 1999.150 с.

7. Вестник Академии Русского балета им. к. Я. Вагановой. № 4 (51) 2017

8. Канудо Р. Манифест семи искусств [1911] // Из истории французской киномысли: Немое кино 1911-1933 гг. Сб. ст. / сост. М. Б. Ямпольский; предисл. С. Юткевича. М.: Искусство, 1988. С. 20-24.

9. Arnaud C. Jean Cocteau. Paris: NRF, Gallimard, 2003. 864 p.

10. Гальцова Е. Д. Сюрреализм и театр. К вопросу о театральной эстетике французского сюрреализма. М.: РГГУ, 2012. 546 с.

11. Мийо Д. Моя счастливая жизнь. М.: Композитор, 1999. 416 с.

12. Эйзенштейн С. М. Монтаж аттракционов// Метод. Т. 1. М.: Музей кино, Эзенштенцентр, 2002. С. 57.

13. Кащенко Е. С. История западного кинематографа: классический и современный периоды: учеб. пос. СПб: [б. и.], 2009. 124 с.

14. Briselance M.-F., Morin J.-C. Grammaire du cinema, Paris: Nouveau Monde, 2010. 588 p.

15. Кокорева Л. Дариус Мийо. Жизнь и творчество. М.: Сов. композитор, 1986. 336 с.

16. Haine M. Les Maries de la Tour Eiffel, ou Cocteau a la recherche d’un genre / Malou Haine // Arts en mouvement: les Ballets suedois de Rolf de Mare. Paris 1920-1925 / Mas J. Presses Universitaires de la Mediterranee, 2008. P. 105-116.

17. Cendrars B. Anthologie negre. Paris: Editions de la Sirene, 1921. 340 p.

18. Петров М. А. Язык искусства и картина мира. (Из истории художественной культуры Франции начала XX века): автореф. дис.…канд. филос. наук: 09.00.04. М., 2002.18 с.

19. Ямпольский М. Б. Сандрар и Леже. К генезису кубистического монтажа // Монтаж. Литература, искусство, театр, кино. М.: Наука, 1988. С. 47-77.

20. Ямпольский М. Б. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М.: РИК Культура, 1993. 464 с.

21. Green C. Leger and the Avant-Garde. Лондон: Yale University Press, 1976. 368 p.

22. Harbec J. Geometrisme et mouvement dans La Creation du monde: une etude interdiscipli-naire / Jacinthe Harbec // Arts en mouvement: Les Ballets Suedois de Rolf de Mare Paris 1920-1925, [Montpellier]: Presses universitaires de la Mediterranee, [2008]. P. 153-173.

23. Сандрар Б. Азбука кино / Б. Сандрар // Из истории французской киномысли: Немое кино 1911-1933 гг. М.: Искусство, 1988, С. 37-45.

24. Laplace-Claverie H. Les Ballets Suedois sont-ils des ballets? Petit dictionnaire des idees recues en matiere d’art choregraphique / H. Laplace-Claverie // Arts en mouvement: les ballets suedois de Rolf de Mare: Paris, 1920-1925. [Montpellier]: Presses universitaires de la Mediterranee, [2008]. P. 21-33.

25. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат, 1973. 138 с.

26. Лаврова С. В. Акустическая фотография и "loop"-эстетика: наследие принципов экспериментального кино в новой музыке // Вестник Академии Рус. балета им. А. Я. Вагановой. 2016. № 3 (44). С. 218-227.


Для цитирования:


Головнина Н.А. Балеты Д. Мийо в диалоге с «седьмым искусством». Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2017;(4):17-27.

For citation:


Golovnina N.A. Milhaud’s ballets in dialogue with the Seventh art. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2017;(4):17-27. (In Russ.)

Просмотров: 15


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)