Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск
№ 5 (2019)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

6-19 14
Аннотация

В статье представлена галерея итальянских танцовщиц, которые гастролировали в Петербурге во второй половине XIX века — от К. Гризи и Ф. Черрито до П. Леньяни и других итальянок, приезжавших после нее, но не сумевших привлечь к себе внимания публики и балетоманов. Автор характеризует внешние данные и профессионализм итальянских балерин с привлечением мемуарной литературы и архивных материалов. 

20-37 6
Аннотация

Статья посвящена балету «Щелкунчик» П. И. Чайковского в постановке Ю. Н. Григоровича (1966) и М. Бежара (1998) — представителей постклассицизма и постмодернизма в хореографическом искусстве XX века. Автор решает задачу определить принципы развития музыкально-хореографической драматургии балетов Григоровича и Бежара и художественную ценность каждого из этих спектаклей. Основой анализа балетов, созданных Григоровичем и Бежаром, стали видеозаписи спектаклей. В заключение автор приходит к выводу, что Григоровичу и Бежару — представителям разных направлений в хореографическом искусстве XX века удалось создать спектакли высокого художественного уровня. Эти балеты обозначили некие вершины на пути воплощения музыки Чайковского в балете «Щелкунчик». Один из путей — развитие традиции классического балета (спектакль Григоровича), другой — свободное толкование музыки автора, без опоры на традицию классического балета, но с учетом высочайших достижений техники классического танца (балет Бежара). 

38-49 12
Аннотация

Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж (1799–1875) — французский драматург и директор парижского театра «Опера-Комик» Он также известен как составитель оперных и балетных либретто. Из-под его пера вышли программы таких прославленных романтических балетов: «Влюбленный дьявол», «Жизель», «Корсар». Именно с ним сотрудничал Мариус Петипа, составляя либретто к своему первому монументальному балету в России — «Дочь Фараона». Стремился ли именитый хореограф подчеркнуть французскую эстетику своих постановок, обращаясь за сочинением сценариев к известному драматургу? Статья предлагает рассмотреть этапы сотрудничества Петипа и Сен-Жоржа сквозь призму сочинения балетных сценариев и постановки балетных спектаклей в России. 

50-70 24
Аннотация

В статье представлены результаты биографического исследования жизнетворчества американского художника-авангардиста Р. Раушенберга, с конца 1950-х по 2007 год участвовавшего в реализации постмодернистских проектов хореографа М. Каннингема и композитора Дж. Кейджа. Рассмотрены умонастроения М. Каннингма и Дж. Кейджа в отношении танца постмодерн, выявлены правила и принципы творческой деятельности, соблюдавшиеся в танцевальной компании М. Каннингема. Проанализирована степень влияния личности и таланта М. Каннингема на личность и талант Р. Раушенберга и наоборот. Дано краткое описание программ некоторых наиболее значимых хореографических постановок М. Каннингема, разработанных и реализованных в коллаборации с художником Р. Раушенбергом и композитором Дж. Кейджем. Сделан вывод о самостоятельной значимости и ценности экспериментальной художественной деятельности Р. Раушенберга для теории и практики постмодерна. 

71-84 215
Аннотация

Статья посвящена творческой жизни кубинского танцовщика и педагога балета Лазаро Карреньо, обладателя звания «Мэтра» и высшей награды для артистов на Кубе (медали «За национальную заслугу в области культуры»), блестящего танцовщика, лауреата международных балетных конкурсов, педагога классического и дуэтно-классического танца, среди учеников которого ведущие солисты мировых балетных театров (Хосе Мануэл Карреньо, Карлос Акоста и многие другие). Прослеживается его творческий путь от начала обучения балету в Национальной школе искусств Кубы и Ленинградском академическом хореографическом училище имени А. Я. Вагановой до становления ведущим солистом Национального балета Кубы и приглашенным солистом многих театров. Затрагивается его педагогическая и репетиторская деятельность в различных театрах и хореографических учебных заведениях мира. 

85-93 15
Аннотация

Статья посвящена творческому наследию Мариуса Петипа, отраженному в коллекции нотаций Николая Сергеева в Гарвардском университете. В статье дается интерпретация документов коллекции как источников современных реконструкций балетов Петипа и анализируются мифы, рожденные сценической и композиционной практикой М. Петипа. Ставится вопрос о реальных (незыблемой истинности) и потенциальных (повод для творчества) качествах нотации балетов Петипа. 

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ И ТЕАТРА

94-110 5
Аннотация

Предметом рассмотрения статьи является танцевальное короткометражное кино, созданное Иржи Килианом. Анализируются фильмы, в которых И. Килиан был исключительно постановщиком хореографии для специально созданного экранного произведения и киноленты, в которых он выступил в роли режиссера и постановщика одновременно. Выявляются значимые для Иржи Килиана особенности созданных им фильмов, в которых главным невербальным компонентом является танец.

:p>

 

ПОДГОТОВКА АРТИСТОВ БАЛЕТА

111-116 10
Аннотация

Автор анализирует современное состояние хореографического образования в России, обозначает существенные, на ее взгляд, проблемы, все то, что мешает затем в театральную пору, в годы сценической деятельности достичь максимальных результатов в исполнительском искусстве. Рассказано о новом этапе существования Вагановского хореографического училища, кода оно приобрело статус высшего учебного заведения. Сравнение с предыдущим этапом выявляет принципиальную разницу в подходах к образовательному процессу. Названы также конкретные различия и упущения. 

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

117-133 2
Аннотация

Статья посвящена анализу уникального с точки зрения преломления оперного жанра проекта оперы-сериала «Сверлийцы», созданного шестью современными композиторами. Пятичастное произведение рассматривается в контексте развития жанра «звуковой драмы», отрывающегося «Прометеем» Луиджи Ноно и весьма актуального для эпохи Новых медиа. Выводом из проделанного исследования становится то, что каждый из композиторов, вовлеченных в этот проект, открывает для себя новые пути к обновленному восприятию слушателя. 

134-148 2
Аннотация

В статье представлен обзор этапов формирования акустических пространств оперных театров. Описываются особенности проектирования звуковых пространств от их зарождения в античный период до современности. Рассматриваются конструктивные изменения формы залов в связи с появлением жанра оперы. Показываются индивидуальные особенности и общие черты акустических пространств оперных театров разных стран, таких как, театр «Ла Скала» (Италия), «Гранд-Опера» (Франция), Фестивальный оперный театр в Байрейте (Германия). Исследуются современные тенденции проектирования. 

149-159 4
Аннотация

Тишина, эффекты пространственного звучания, новые тембровые краски инструментов и приемы игры... Большинство американских композиторов не прошло мимо этих характерных явлений авангардной музыки ХХ века, но каждый из них нашел свое решение проблемы нового музыкального материала, нового инструментария и новых средств выразительности, соответствующих эпохе авангарда.

В сочинениях Кейджа используются преимущественно экзотические, препарированные инструменты или предметы окружающей среды, способные издавать музыкальные, по мнению Кейджа, звуки. А все, что звучит вокруг, как известно, — это музыка. Своим подходом к инструментам Кейдж стремится достичь «объективного» звучания, не связанного с чем-то «слишком человеческим», но обеспечивающим достижение буддийского «недеяния», Ничто, Сатори. Средства инструментальной выразительности, как и музыка в целом, использовались для воплощения художественно-эстетической концепции композитора, основанной на религиозно-философских идеях разного рода. 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)