Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Оперная пенталогия: «Сверлийцы» в контексте развития жанра «звуковой драмы» в новой музыке

Аннотация

Статья посвящена анализу уникального с точки зрения преломления оперного жанра проекта оперы-сериала «Сверлийцы», созданного шестью современными композиторами. Пятичастное произведение рассматривается в контексте развития жанра «звуковой драмы», отрывающегося «Прометеем» Луиджи Ноно и весьма актуального для эпохи Новых медиа. Выводом из проделанного исследования становится то, что каждый из композиторов, вовлеченных в этот проект, открывает для себя новые пути к обновленному восприятию слушателя. 

Об авторе

А. С. Зинина
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Россия
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023


Список литературы

1. Васильева Ж. Представлен проект, который Россия покажет на 57-й биеннале в Венеции // Российская газета 28.01.2017 [Электронный ресурс]. URL:https://rg.ru/2017/01/28/predstavlen-proekt-kotoryjrossiia-pokazhet-na-57-j-biennale-v-venecii.html (дата обращения: 10.09.2019).

2. Электротеатр СТАНИСЛАВСКИЙ [Электронный ресурс] URL: https://electrotheatre.livejournal.com/tag/%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 10.09.2019).

3. Stockhauzen К. Towards a Cosmic Music, selected and translated by Tim Nevill (Shaftesbury, U. K., 1989), p. 87; оригинал // Texte zur Musik, 197784 (Cologne, 1989), 6:201.

4. Штокхаузен К. Интервью «Радио свобода» [Электронный ресурс]. URL: https://www.svoboda.org/a/425970.html (дата обращения: 10.09.2019).

5. Лаврова С. В. «Экология слушания» и эффект «невидимого действия» в операх «Девочка со спичками» (Das Madchen mit den Schwefelholzern) Хельмута Лахенманна и «Лоэнгрин» (Lohengrin — Azione invisibile) Сальваторе Шаррино // Вестник СПбГУ. Сер. 15. Искусствоведение. 2013. Вып. 1. С. 9-20.

6. Курляндский Д. Юхананов Б. Сверлийцы [Электронный ресурс]. URL:https://fancymusic.ru/dmitri-kourliandski-boris-yukhananovsverliytsy-overture-beginning/ (дата обращения: 10.09.2019).

7. Филановский Б. «О Сверлийцах» [Электронный ресурс]. URL:https:// electrotheatre.livejournal.com/5292.html (дата обращения: 10.09.2019).

8. Филановский Б. «Музыка не является языком» [Электронный ресурс]. URL:http://www.chaskor.ru/article/boris_filanovskij_muzyka_ne_yavlyaetsya_yazykom_8533 (дата обращения: 10.09.2019).

9. Невский С. Шокирующая музыка [Электронный ресурс] // Телеканал «Культура» URL: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/29650/ (дата обращения: 10.09.2019).

10. Раннев В., Павленко А. «Тишина для нас менее комфортна, чем любые некомфортные звуки» [Электронный ресурс]. URL: http://ptj.spb.ru/archive/85/4-33-etc/vladimir-rannev-tishina-dlyanas-menee-komfortnachem-lyubye-nekomfortnyezvuki/ (дата обращения: 10.09.2019).

11. Мусаелян Е. Композитор Дмитрий Курляндский: «Чтобы написать эту оперу, мне пришлось выйти из себя». Дмитрий Курляндский об оперном сериале «Сверлийцы», работе с Борисом Юханановым и преодолении невозможного [Электронный ресурс]. URL: https://www.colta.ru/articles/music_classic/7572-chtoby-napisat-etu-operu-mneprishlos-vyyti-iz-sebya (дата обращения: 10.09.2019).

12. Курляндский Д. Манифест на официальном сайте композитора [Электронный ресурс]. URL: https://www.kourl.ru/bio (дата обращения: 10.09.2019).

13. Албертсон Д. Хельмут Лахенманн: портрет классика // Трибуна современной музыки. 2005, № 1. С. 2–9.

14. Арефьева Т. Дмитрий Курляндский: Я изобрел хобби // Сноб [интернет-журнал]. Публикация от 06.04.2016 [Электронный ресурс]. URL: https://snob.ru/selected/entry/106645 (дата обращения: 10.05.2018).

15. Бавильский Д. Дмитрий Курляндский: «Такая академия необходима» // Частный корреспондент [интернет-журнал]. Публикация от 04.07.2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.chaskor.ru/article/dmitrij_kurlyandskij_takaya_akademiya_neobhodima_23941 (дата обращения: 28.04.2018).

16. Бавильский Д. Дмитрий Курляндский: «Я не придумываю, я думаю…» // Частный корреспондент [интернет-журнал]. Публикация от 19.09.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.chaskor.ru/article/dmitrij_kurlyandskij__ya_ne_pridumyvayu_ya_dumayu_29504 (дата обращения: 01.05.2018).

17. Бавильский Д. Живая музыка // Топос [литературно-философский журнал]. Публикация от 04.08.2009. [Электронный ресурс]. URL: http://www.topos.ru/article/6794 (дата обращения: 10.05.2018).

18. Курляндский Д. Преодоление музыки // Сигма [интернет-журнал]. Публикация от 03.10.2017 [Электронный ресурс]. URL:https://syg.ma/@dmitri-kourliandski/6-prieodolieniie-muzyki (дата обращения: 10.05.2018).

19. Куроптев Ю. Композитор Дмитрий Курляндский: «Каждый строит свою страну» // Звезда [интернет-журнал]. Публикация от 06.09.2017 [Электронный ресурс]. URL:http://zvzda.ru/interviews/1e2ed1145463 (дата обращения: 11.05.2018).

20. Лаврова С. В. «Логика смысла» новой музыки: опыт структурносемиотического анализа на примере творчества Хельмута Лахенманна и Сальваторе Шаррино. СПб.: СПб. гос. ун-т, 2013. 280 с.

21. Лаврова С. В. Проекции основных концептов постструктуралистской философии в музыке постсериализма: дисс. … д-ра искусствоведения. СПб. 2016. 535 с.


Рецензия

Для цитирования:


Зинина А.С. Оперная пенталогия: «Сверлийцы» в контексте развития жанра «звуковой драмы» в новой музыке. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2019;(5):117-133.

For citation:


Zinina A.S. Opera’s pentalogy Sverlyans in the context of the development of the general of “sound drama” in the new music. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2019;(5):117-133. (In Russ.)

Просмотров: 282


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)