Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск
№ 4 (2016)

АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА ИМ. А.Я. ВАГАНОВОЙ: ОПЫТ, ТРАДИЦИИ, ПРАКТИКА

7-10 24
Аннотация
Статья посвящается Наталье Станиславовне Янанис - видному специалисту в области преподавания историко-бытового танца, долгие годы работающей в Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. Автор создает разносторонний портрет своей героини, вспоминая наиболее значительные страницы ее творческой биографии.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

11-19 16
Аннотация
Статья посвящена европейским музыкально-театральным формам XV-XVI вв., подготовившим рождение первого балетного спектакля во Франции - «Комедийного балета королевы». Автором исследуется влияние некоторых итальянских и собственно французских художественных (танцевальных, театральных, поэтических) традиций на процесс формирования французского балета как специфически национального рода театра.
20-30 85
Аннотация
Авторы статьи устанавливают связи между понятиями: «психофизиологические данные танцовщика», «красота и музыкальность исполнения хореографического текста», «создание художественного образа в балетном спектакле» на основании предположения, что все они являются важнейшими составными частями танцевальной выразительности как профессионально значимой способности артиста балета. Также рассматривается необходимость осознанной работы, направленной на развитие танцевальной выразительности в процессе формирования личности артиста балета.
31-43 15
Аннотация
В третьей части статьи исследуются эстетические и стилистические причины острейшего конфликта между Баланчиным и Прокофьевым, проявившегося в работе над балетом «Блудный сын». Хореография Баланчина, рожденная по инициативе Дягилева, в соотношении с музыкой заключала в себе органичную для мышления балетмейстера амбивалентность компонентов, неприемлемую для стилистики «новой простоты» Прокофьева. Противоречивое единство в синтетическом театральном спектакле соответствовало принципу дополнительности Н. Бора.
44-50 31
Аннотация
В статье анализируется распространенное в зарубежной науке понятие «политики танца», указывающее на отношение к танцу, в т. ч. балету, как участнику совокупного процесса производства значений, в первую очередь, относящихся к сфере социокультурных различий (сословных, гендерных, национальных, расовых). Автор показывает, что за понятием «политиках танца» встает полифония смыслов художественного текста в поле отношений господства и подчинения, социокультурного неравноправия. Особенности анализируемого понятия раскрываются преимущественно на материале зарубежных исследований, посвященных придворному танцу Раннего Нового времени, романтическому балету, сценическому народному танцу.
51-61 23
Аннотация
Впервые проводится самостоятельный анализ национального балета «Аксак кулан» в постановке Минтая Тлеубаева; фиксируется попытка синтеза классического и казахского танцев, истоки которого берут начало от самого основания музыкального искусства в Казахстане. В статье рассматривается режиссерская и хореографическая концепция Минтая Тлеубаева, выявляются недостатки и достоинства постановки.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ХОРЕОГРАФИИ

62-66 107
Аннотация
Статья посвящена первичной и вторичной профилактике заболеваний суставов у артистов балета. Автор обосновывает необходимость введения в программу профессиональной подготовки артистов балета обязательной системы профилактических мероприятий, состоящей из периодических ультразвуковых и томографических исследований, комплекса физической реабилитации (массаж, мануальная терапия, лечебная гимнастика). Такая система доказала свою эффективность для спортсменов с аналогичными физическими нагрузками на суставы.
67-74 42
Аннотация
В статье рассматривается проблема коррекции изолированной вальгусной деформации первого пальца - заболевания, характерного для лиц, занимающихся хореографией и спортом. Приводятся результаты лечения 27 пациентов молодого возраста, обратившихся в медицинскую клинику MEDEM в период с 2014 по 2015 гг. Анализируются результаты 48 операций, выполненных различными способами (SCARF, Austin-остеотомия, моделирующая резекция головки плюсневой кости методом подкожной хирургии). Проводится сравнительный анализ состояния пациентов до и после операций. Делается вывод, что современные хирургические методики в сочетании с ранней активизацией приводят к ранней реабилитации и быстрой социальной адаптации пациента. Приводятся конкретные клинические примеры.

МЕНЕДЖМЕНТ В ИСКУССТВЕ

75-84 32
Аннотация
В статье представлен обзор исследований, посвященных методам оценки акустических свойств оперных залов. Рассматриваются основные объективные акустические параметры, приводится их сводная таблица, показываются допустимые пределы изменения этих параметров. Приводятся методы оценки субъективных параметров для классических оперных залов, показывается связь между объективно измеряемыми параметрами звукового поля в помещении и их субъективными акустическими качествами. Даются примеры вышеуказанных параметров для таких оперных залов как театр Ла Скала в Милане, Большой театр в Москве, театр Ковент-Гарден в Лондоне, Национальная опера в Париже, Оперный театр в Вене, Метрополитен-Опера в Нью-Йорке.

В ЗЕРКАЛЕ ИСКУССТВ

85-94 17
Аннотация
Статья посвящена вопросам понимания музыки слушателями, не имеющими музыкального образования. На основании анализа экспериментальных данных, полученных с помощью метода свободных ассоциаций и метода семантического дифференциала, авторы статьи приходят к выводу о прямой зависимости структуры восприятия от предшествующего музыкального опыта слушателя. Если музыкальный фрагмент знаком испытуемому, он занимает определенное место в уже сформированном представлении о мире, выступая в качестве компонента когнитивной структуры (фрейма). В этом случае за его содержание принимается содержание фрейма в целом. Если же фрагмент не знаком испытуемому и не принадлежит какому-либо фрейму, его восприятие ограничено эмоциональным воздействием, которое и принимается за его содержание.
95-102 18
Аннотация
В творчестве И.А. Всеволожского-карикатуриста значительное место занимают работы, посвященные артистическому миру. Они находятся в собраниях различных архивов и библиотек. До настоящего времени эти работы не опубликованы и не известны широкой общественности. В статье рассматриваются карикатуры, посвященные крупнейшим представителям петербургского артистического мира, выявляются их семантические и стилистические особенности.
103-109 21
Аннотация
В статье рассматриваются письма П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова периода 1870-х гг., посвященные первому сочинению Римского-Корсакова в жанре камерно-инструментальной музыки - Квартету F-dur; раскрываются важные эпизоды, связанные с созданием, исполнением, изданием и оценкой ансамбля современниками. 148 Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. № 4 (45) 2016
110-118 12
Аннотация
Статья посвящена парадоксальному развитию русского литературнотеатрального процесса в 60-70-е гг. XIX в., в котором спокойно-аналитическим «пьесам жизни» А.Н. Островского противостоял драматически насыщенный театрально-игровой «роман-трагедия» Ф.М. Достоевского.
119-128 19
Аннотация
Статья раскрывает малоизвестную сторону деятельности выдающегося российского пианиста В.В. Нильсена - его органное исполнительство: историю и причины обращения к органу, достижения в этой области. Эта деятельность рассматривается в контексте развития советской музыкальной культуры и органного исполнительства 1920-1930-х гг.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

129-139 24
Аннотация
Статья посвящена изучению роли философии дзен в становлении современного искусства как антиискусства. Рассмотрены творческие практики художественного движения «Флюксус» в культуре второй половины ХХ в.; продемонстрирована важность философии дзен в перформативных практиках этого движения. Обосновывается идея о том, что движению «Флюксус» удалось занять своё место в современном искусстве и стать базой многих современных направлений в искусстве действия благодаря его «учительскому» отношению к другим художникам, благодаря его живому отклику на жизнь и особой постмодернистской чувствительности. Даётся характеристика разнообразных творческих подходов движения «Флюксус» в контексте философии дзен, следствием которых было уравнивание искусства и жизни.

ХРОНИКА СОБЫТИЙ

144-153 268
Аннотация
О.И. Розанова ЗОЛОТАЯ ЦЕПЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: К ЮБИЛЕЮ Н.С. ЯНАНИС Статья посвящается Наталье Станиславовне Янанис - видному специалисту в области преподавания историко-бытового танца, долгие годы работающей в Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. Автор создает разносторонний портрет своей героини, вспоминая наиболее значительные страницы ее творческой биографии. Ключевые слова: Наталья Станиславовна Янанис, историко-бытовой танец, хореограф, педагог, Николай Павлович Ивановский, Марина Борисовна Страхова. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА О.А. Гагарина К ВОПРОСУ О НАЦИОНАЛЬНЫХ ИСТОКАХ БАЛЕТНОГО ТЕАТРА ВО ФРАНЦИИ Статья посвящена европейским музыкально-театральным формам XV-XVI вв., подготовившим рождение первого балетного спектакля во Франции - «Комедийного балета королевы». Автором исследуется влияние некоторых итальянских и собственно французских художественных (танцевальных, театральных, поэтических) традиций на процесс формирования французского балета как специфически национального рода театра. Ключевые слова: Балетный театр, Цирцея, Средневековье, Ренессанс, итальянские и французские художественные традиции. И.Н. Димура, Д.С. Макарова ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ АРТИСТОВ БАЛЕТА: К ВОПРОСУ О ДЕФИНИЦИЯХ Авторы статьи устанавливают связи между понятиями: «психофизиологические данные танцовщика», «красота и музыкальность исполнения хореографического текста», «создание художественного образа в балетном спектакле» на основании предположения, что все они являются важнейшими составными частями танцевальной выразительности как профессионально значимой способности артиста балета. Также рассматривается необходимость осознанной работы, направленной на развитие танцевальной выразительности в процессе формирования личности артиста балета. Ключевые слова: танцевальная выразительность, личность, артист балета. Аннотации 145 А. В. Епишин ДЖ. БАЛАНЧИН И С.С. ПРОКОФЬЕВ: ИСТОРИЯ НЕСОСТОЯВШЕГОСЯ СОТРУДНИЧЕСТВА, ИЛИ РОЖДЕНИЕ БАЛЕТНОГО ШЕДЕВРА ПО ПРИНЦИПУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ (Ч. 3) В третьей части статьи исследуются эстетические и стилистические причины острейшего конфликта между Баланчиным и Прокофьевым, проявившегося в работе над балетом «Блудный сын». Хореография Баланчина, рожденная по инициативе Дягилева, в соотношении с музыкой заключала в себе органичную для мышления балетмейстера амбивалентность компонентов, неприемлемую для стилистики «новой простоты» Прокофьева. Противоречивое единство в синтетическом театральном спектакле соответствовало принципу дополнительности Н. Бора. Ключевые слова: Баланчин, Прокофьев, Стравинский, балет «Блудный сын», роль балетмейстера, принцип дополнительности. Л.В. Никифорова «ПОЛИТИКИ ТАНЦА» КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КАТЕГОРИЯ В статье анализируется распространенное в зарубежной науке понятие «политики танца», указывающее на отношение к танцу, в т. ч. балету, как участнику совокупного процесса производства значений, в первую очередь, относящихся к сфере социокультурных различий (сословных, гендерных, национальных, расовых). Автор показывает, что за понятием «политиках танца» встает полифония смыслов художественного текста в поле отношений господства и подчинения, социокультурного неравноправия. Особенности анализируемого понятия раскрываются преимущественно на материале зарубежных исследований, посвященных придворному танцу Раннего Нового времени, романтическому балету, сценическому народному танцу. Ключевые слова: политики танца, политики балета, хореографические политики, романтический балет, придворный танец, народный сценический танец. Д.Д. Уразымбетов НОВАТОРСКИЕ ПОИСКИ М. ТЛЕУБАЕВА В НАЦИОНАЛЬНОМ БАЛЕТЕ «АКСАК КУЛАН» Впервые проводится самостоятельный анализ национального балета «Аксак кулан» в постановке Минтая Тлеубаева; фиксируется попытка синтеза классического и казахского танцев, истоки которого берут начало от самого основания музыкального искусства в Казахстане. В статье рассматривается режиссерская и хореографическая концепция Минтая Тлеубаева, выявляются недостатки и достоинства постановки. Ключевые слова: Минтай Тлеубаев, Юрий Васюченко, Раушан Байсеитова, «Аксак кулан», казахский танец, национальный балет. 146 Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. № 4 (45) 2016 АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ХОРЕОГРАФИИ В.И. Березуцкий СИНДРОМ ГИПЕРМОБИЛЬНОСТИ СУСТАВОВ У АРТИСТОВ БАЛЕТА (Ч. 2) Статья посвящена первичной и вторичной профилактике заболеваний суставов у артистов балета. Автор обосновывает необходимость введения в программу профессиональной подготовки артистов балета обязательной системы профилактических мероприятий, состоящей из периодических ультразвуковых и томографических исследований, комплекса физической реабилитации (массаж, мануальная терапия, лечебная гимнастика). Такая система доказала свою эффективность для спортсменов с аналогичными физическими нагрузками на суставы. Ключевые слова: гипермобильность суставов, артист балета, остеоартроз, профилактика заболеваний суставов. А.М. Привалов ОСОБЕННОСТИ ХИРУРГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ВАЛЬГУСНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕРВОГО ПАЛЬЦА СТОПЫ В статье рассматривается проблема коррекции изолированной вальгусной деформации первого пальца - заболевания, характерного для лиц, занимающихся хореографией и спортом. Приводятся результаты лечения 27 пациентов молодого возраста, обратившихся в медицинскую клинику MEDEM в период с 2014 по 2015 гг. Анализируются результаты 48 операций, выполненных различными способами (SCARF, Austin-остеотомия, моделирующая резекция головки плюсневой кости методом подкожной хирургии). Проводится сравнительный анализ состояния пациентов до и после операций. Делается вывод, что современные хирургические методики в сочетании с ранней активизацией приводят к ранней реабилитации и быстрой социальной адаптации пациента. Приводятся конкретные клинические примеры. Ключевые слова: вальгусная деформация, хореография, балет, SCARF-остеотомия, Austin-остеотомия, Akin-остеотомия, ранняя реабилитация. МЕНЕДЖМЕНТ В ИСКУССТВЕ А.И. Кузнецова МЕТОДЫ ОЦЕНКИ АКУСТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОПЕРНЫХ ЗАЛОВ В статье представлен обзор исследований, посвященных методам оценки акустических свойств оперных залов. Рассматриваются основные объективные акустические параметры, приводится их сводная таблица, показываются допустимые пределы изменения этих параметров. Приводятся методы оценки субъективных параметров для классических оперных залов, показывается связь между объективно измеряемыми параметрами звукового поля в помещении и их субъективными акустическими качествами. Аннотации 147 Даются примеры вышеуказанных параметров для таких оперных залов как театр Ла Скала в Милане, Большой театр в Москве, театр Ковент-Гарден в Лондоне, Национальная опера в Париже, Оперный театр в Вене, Метрополитен-Опера в Нью-Йорке. Ключевые слова: акустика, оперные театры, акустические параметры, методы исследования, качество звучания, театр Ла Скала, Большой театр. В ЗЕРКАЛЕ ИСКУССТВ Н.И. Дегтярева, П.М. Эйсмонт СТРУКТУРА И СМЫСЛ: О ВОСПРИЯТИИ МУЗЫКИ НЕПОДГОТОВЛЕННЫМ СЛУШАТЕЛЕМ Статья посвящена вопросам понимания музыки слушателями, не имеющими музыкального образования. На основании анализа экспериментальных данных, полученных с помощью метода свободных ассоциаций и метода семантического дифференциала, авторы статьи приходят к выводу о прямой зависимости структуры восприятия от предшествующего музыкального опыта слушателя. Если музыкальный фрагмент знаком испытуемому, он занимает определенное место в уже сформированном представлении о мире, выступая в качестве компонента когнитивной структуры (фрейма). В этом случае за его содержание принимается содержание фрейма в целом. Если же фрагмент не знаком испытуемому и не принадлежит какому-либо фрейму, его восприятие ограничено эмоциональным воздействием, которое и принимается за его содержание. Ключевые слова: музыка, язык, восприятие, степени информативности музыкального текста, фрейм. Л.Д. Мельничук АРТИСТИЧЕСКИЙ МИР В КАРИКАТУРАХ И.А. ВСЕВОЛОЖСКОГО В творчестве И.А. Всеволожского-карикатуриста значительное место занимают работы, посвященные артистическому миру. Они находятся в собраниях различных архивов и библиотек. До настоящего времени эти работы не опубликованы и не известны широкой общественности. В статье рассматриваются карикатуры, посвященные крупнейшим представителям петербургского артистического мира, выявляются их семантические и стилистические особенности. Ключевые слова: И.А. Всеволожский, карикатура, петербургский артистический мир. Е.В. Степанова КВАРТЕТ F-DUR В ПЕРЕПИСКЕ П.И. ЧАЙКОВСКОГО И Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА В статье рассматриваются письма П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова периода 1870-х гг., посвященные первому сочинению Римского-Корсакова в жанре камерно-инструментальной музыки - Квартету F-dur; раскрываются важные эпизоды, связанные с созданием, исполнением, изданием и оценкой ансамбля современниками. 148 Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. № 4 (45) 2016 Ключевые слова: Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, письма, Квартет F-dur, камерно-инструментальная музыка. Ю.Н. Чирва «ПЬЕСЫ ЖИЗНИ» А.Н. ОСТРОВСКОГО И «РОМАН-ТРАГЕДИЯ» Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО Статья посвящена парадоксальному развитию русского литературнотеатрального процесса в 60-70-е гг. XIX в., в котором спокойно-аналитическим «пьесам жизни» А.Н. Островского противостоял драматически насыщенный театрально-игровой «роман-трагедия» Ф.М. Достоевского. Ключевые слова: А.Н. Островский, Ф. М Достоевский, «пьесы жизни», «роман-трагедия». В. А. Шекалов ВЛАДИМИР НИЛЬСЕН И ОРГАН Статья раскрывает малоизвестную сторону деятельности выдающегося российского пианиста В.В. Нильсена - его органное исполнительство: историю и причины обращения к органу, достижения в этой области. Эта деятельность рассматривается в контексте развития советской музыкальной культуры и органного исполнительства 1920-1930-х гг. Ключевые слова: советская музыкальная культура 1920 - 1930-х В.В. Нильсен, И.А. Браудо, А. Ф. Гедике, органное исполнительство, Ленинградская консерватория, Саратовская консерватория. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА Л.А. Меньшиков ДЗЕН И АНТИИСКУССТВО Статья посвящена изучению роли философии дзен в становлении современного искусства как антиискусства. Рассмотрены творческие практики художественного движения «Флюксус» в культуре второй половины ХХ в.; продемонстрирована важность философии дзен в перформативных практиках этого движения. Обосновывается идея о том, что движению «Флюксус» удалось занять своё место в современном искусстве и стать базой многих современных направлений в искусстве действия благодаря его «учительскому» отношению к другим художникам, благодаря его живому отклику на жизнь и особой постмодернистской чувствительности. Даётся характеристика разнообразных творческих подходов движения «Флюксус» в контексте философии дзен, следствием которых было уравнивание искусства и жизни. Ключевые слова: Дзен, авангард, искусство, антиискусство, нео-дада, автор, зритель, партитура, ивент.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)