Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Дзен и антиискусство

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена изучению роли философии дзен в становлении современного искусства как антиискусства. Рассмотрены творческие практики художественного движения «Флюксус» в культуре второй половины ХХ в.; продемонстрирована важность философии дзен в перформативных практиках этого движения. Обосновывается идея о том, что движению «Флюксус» удалось занять своё место в современном искусстве и стать базой многих современных направлений в искусстве действия благодаря его «учительскому» отношению к другим художникам, благодаря его живому отклику на жизнь и особой постмодернистской чувствительности. Даётся характеристика разнообразных творческих подходов движения «Флюксус» в контексте философии дзен, следствием которых было уравнивание искусства и жизни.

Об авторе

Л. А. Меньшиков
Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой
Россия


Список литературы

1. Андреева Е.Ю. Формально-тематическая эволюция актуального искусства второй половины ХХ века: Дис.. д-ра филос. н.: 17.00.09 / Санкт-Петерб. гос. ун-т. СПб., 2005. 438 с.

2. Чуворкина О.А. Фигура автора после «смерти автора» // Артикульт. 2013. № 2 (10). С. 28-39.

3. Fluxus! Antikunst ist auch Kunst / W. Esser, B. Kunz, S. Egle. Stuttgart: Staatsgalerie; Snoeck, 2012. 155 p.

4. Югай И.И. Арт-практика Fluxus - соединение творчества и социальной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 676.

5. Brill D. Shock and the Senseless in Dada and Fluxus. Hanover; L.: University Press of New England, 2010. 245 p.

6. Friedman K. Fluxus Performance // The art of performance: A critical anthology / Ed. by G. Battcock and R. Nickas. N. Y.: E. P. Dutton inc., 1984. P. 39-44.

7. Кюрегян Т.С. Алеаторика // Теория современной композиции. М.: Музыка, 2007. С. 412-430.

8. Fluxus virus, 1962-1992. Köln: Galerie Schuppenhauer, 1992. 399 p.

9. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. 256 с.

10. Семёнова Е. А. Перформанс как хлеб // Инициативы ХХІ века. 2012. № 1. С. 166170.

11. Карrow A. Assemblages, Environments and Happening. N. Y.: H. N. Abrams Inc., 1966. 341 p.

12. Захарова Е.В. Хеппенинг, перформанс, энвайронмент - становление новой концепции искусства второй половины ХХ века // Вестник Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2013. № 4 (12). С. 21-25.

13. Video Art / The Castello di Rivoli collection; ed. by І. Gianelli, M. Beccaria. Milan: Skira, 2005. 286 p.

14. Матушкина М.В. Танцевальная импровизация: Истоки и история развития в начале ХХ века // Теория и практика общественного развития. 2014. № 9. С. 98-101.

15. Степанова (Гончарова) Н.В. «Культура охотников» (к вопросу о формировании стилистики «Театра Оргий и Мистерий» Германа Ницша // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2012. № 1. С. 113-120.

16. Бирюкова М.В. Кассельская Документа 5 Харальда Зеемана: К проблеме художественной формы в западном искусстве второй половины ХХ века // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2008. № 54. С. 17-21.

17. Vautier B. Is everything art? Basel: Museum Tinguely, 2015. 315 p.

18. Friedman K. Events. N. Y.: Institute for Art and Urban Resources, 1980.

19. Critical mass: Happenings, Fluxus, Performance, Intermedia and Rutgers University 1958-1972 Exhibition Schedule: Mead Art Museum, Amherst Massachusetts: February 1 - June 1, 2003

20. Mason Gross Art Galleries, New Brunswick, New Jersey: September 29 - November 5, 2003 / Ed. by G. Hendricks. New Brunswick: Rutgers University Press, 2003. 213 р


Для цитирования:


Меньшиков Л.А. Дзен и антиискусство. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2016;(4):129-139.

For citation:


Menshikov L.A. Zen and Anti-art. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2016;(4):129-139. (In Russ.)

Просмотров: 24


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)