Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Структура и смысл: О восприятии музыки неподготовленным зрителем

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена вопросам понимания музыки слушателями, не имеющими музыкального образования. На основании анализа экспериментальных данных, полученных с помощью метода свободных ассоциаций и метода семантического дифференциала, авторы статьи приходят к выводу о прямой зависимости структуры восприятия от предшествующего музыкального опыта слушателя. Если музыкальный фрагмент знаком испытуемому, он занимает определенное место в уже сформированном представлении о мире, выступая в качестве компонента когнитивной структуры (фрейма). В этом случае за его содержание принимается содержание фрейма в целом. Если же фрагмент не знаком испытуемому и не принадлежит какому-либо фрейму, его восприятие ограничено эмоциональным воздействием, которое и принимается за его содержание.

Об авторах

Н. И. Дегтярева
Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова
Россия


П. М. Эйсмонт
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Россия


Список литературы

1. Холопова В.Н. Феномен музыки. М. - Берлин: Директ-Медиа, 2014. 382 с.

2. Шаймухаметова Л.Н. Семантический анализ музыкального текста (о разработках проблемной научно-исследовательской лаборатории музыкальной семантики) // Проблемы музыкальной науки. 2007, № 1. С. 31-43.

3. Бершадская Т.С. О некоторых аналогиях в структурах языка вербального и языка музыкального // Бершадская Т.С. Статьи разных лет: Сб. ст. / Ред. - сост. О.В. Руднева. СПб.: Изд-во «Союз художников», 2004. С. 234-294.

4. Бонфельд М.Ш. Музыка. Язык или речь? // Музыкальная коммуникация: Сб. научных трудов. Серия «Проблемы музыкознания». Вып. 8. СПб., 1996. № 8. С. 15-39.

5. Денисов А. Музыкальная семиотика - краткий экскурс в историю развития // Израиль XXI. Музыкальный журнал. 2013. № 37. URL:

6. http://www.21israel-music.com/Music_journal_No37.htm (дата обращения: 26.08.2016)

7. Leed R. L. A contrastive analysis of Russian and English intonation contours // The Slavic and East European Journal. 1965. Vol. 9, № 1. P. 62-75.

8. De Beaugrande R.A., Dressier W.U. Introduction to Text Linguistics. London. New York: Longman, 1981. 288 p. URL: https://ru.scribd.com/doc/127440992/105371243-Introduction-to-Text-Linguistics-Beaugrande-1-pdf (дата обращения: 15.07.2016).

9. Лазутина Т.В. Символичность музыкального жанра // Вестник Том. гос. ун-та. 2009. № 324. С. 123-126.

10. Osgood C.E., Suci G.J., Tannenbaum P.H. The Measurement of Meaning. Champaign: University of Illinois Press, 1957. 342 p. URL: https://books.google.com.au/books/about/The_Measurement_of_Meaning.html?id=Qj8GeUrKZdAC (дата обращения: 15.07.2016).

11. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. № 4 (45) 2016

12. Корсакова-Крейн М. Эмоции в музыке: восприятие расстояний в тональном поле // Репное. Школа эффективных коммуникаций. Семинар «Лифт в будущее», 2122.03.2015. С. 46-54. URL: http://repnoe.net/upload/iblock/b4a/materialy-k-seminaru-21-marta-_-22-marta-2015.pdf (дата обращения: 15.07.2016).

13. Minsky M. A framework for representing knowledge // The Psychology of Computer Vision / Ed. P. Winston. New York: McGraw Hill, 1975. P. 211-277. URL: http://www.cc.gatech.edu/classes/AY2013/cs7601_spring/papers/Minsky+1974tFramework+for+knowledge.pdf (дата обращения: 15.07.2016).

14. Zbikowski L.M. Conceptualizing Music: Cognitive Structure, Theory, and Analysis, AMS Studies in Music. New York: Oxford University Press, 2002. 376 p.

15. Korsakova-Kreyn M., Dowling W. Jay Emotional processing in music: study in affective responses to tonal modulation in controlled harmonic progressions and real music. Psychomusicology: Music Mind Brain, 2014, 24(1). P. 4-20.


Для цитирования:


Дегтярева Н.И., Эйсмонт П.М. Структура и смысл: О восприятии музыки неподготовленным зрителем. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2016;(4):85-94.

For citation:


Degtyareva N.I., Eismont P.M. Structure and meaning: on the perception of music by untrained listener. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2016;(4):85-94. (In Russ.)

Просмотров: 16


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)