Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск
№ 4 (2015)

АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА ИМ. А.Я. ВАГАНОВОЙ: ОПЫТ, ТРАДИЦИИ, ПРАКТИКА 

9-20 230
Аннотация
27 сентября 2015 г. отметил свой 80-летний юбилей Николай Николаевич Боярчиков - артист балета, балетмейстер, Народный артист РФ, профессор кафедры балетмейстерского образования АРБ имени А.Я. Вагановой. В статье дается краткий обзор творческой биографии юбиляра. Основное внимание уделено хореографическим постановкам Н.Н. Боярчикова, осуществленным на сцене МАЛЕГОТа (ныне Михайловского театра) в период с 1964 по 2002 гг.
21-30 226
Аннотация
Сохранившиеся в архиве Мемориального кабинета истории отечественного хореографического образования, эти рукописные материалы впервые публикуются в полном объеме. Первая часть была напечатана в № 38 «Вестника АРБ им. А.Я. Вагановой».
31-35 381
Аннотация
Статья представляет собой творческий потрет одного из выпускников исполнительского факультета АРБ имени А.Я. Вагановой 2015 г.

МНОГОГРАННАЯ ПИНА (К 75-ЛЕТИЮ ТАНЦОВЩИЦЫ, ХОРЕОГРАФА И ПЕДАГОГА ПИНЫ БАУШ) 

36-38 253
Аннотация
В статье рассматриваются основы творчества Пины Бауш - хореографа, затрагивавшего в своих постановках темы, понятные зрителям разного уровня подготовки, всех возрастов и культур. Так же говорится об особом отношении постановщика к исполнителям, о важности раскрытия творческого потенциала и концептуальной значимости творчества Бауш для современного музыкального театра
39-47 253
Аннотация
Анализируя творческую деятельность Пины Бауш, автор выделяет несколько аспектов: танцтеатр и влияние К. Йосса на становление ученицы, постановки балетов и опер (подробно описаны такие спектакли, как «Sacre», «Cafe Müller», «1980»), создание танцтеатра в Вуппертале. Особое внимание уделено работам Бауш в кино, где она бывала как в роли постановщика хореографии, так и актрисой.
48-53 456
Аннотация
В статье рассматривается широкий диапазон вариантов взаимодействия Пины Бауш с кинематографом: экранные репродукции ее спектаклей, документальные и игровые фильмы с ее участием, а также ее авторский кинопроект «Плач императрицы». На основе киноведческого и компаративного анализа не только устанавливаются формы имплементации творческого опыта Бауш в кинематографе, но определяются символико-метафорические связи танцевальной поэтики Пины Бауш и образного строя экранных произведений.
54-62 371
Аннотация
Статья посвящена танцевальным практикам, исследующим тело как хранилище человеческого опыта, влияющего на телесные паттерны, на хореографию спектакля, в котором участвуют пожилые артисты. В качестве примеров приведены представительные для данного исследования фигуры и спектакли ХХ-ХХІ вв.
63-69 327
Аннотация
В статье рассматривается один из векторов развития современного танца, начало которого прослеживается в художественной практике немецкого хореографа Пины Бауш. Ее сотрудничество с драматургом Раймундом Хохе - один из самых характерных примеров начала интеграции теоретического дискурса интердисциплинарности в практический, а ее подход к перераспределению сил внутри художественного процесса - пример смещения внутри модернистской иерархической структуры. В статье рассмотрены образцы танцевальной драматургии как интердисциплинарного решения художественных задач современного танца на российской сцене.
70-75 189
Аннотация
Статья посвящена концепции тела в современной хореографии и вкладу Пины Бауш в развитие семиотики танца. Основное внимание автор уделяет переходу от классического балета, в котором тело выступало в качестве механизма и означающего, к современной хореографии, где тело предстает как невыразимая в языке плоть.

К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.К. ГЛАЗУНОВА 

76-84 287
Аннотация
В работе подвергаются анализу имиджевые стратегии А.К. Глазунова, которые задействовались им в различных областях своей деятельности: композиторском творчестве, концертных выступлениях, педагогической и административной работе, артистическом поведении. Делается вывод о том, что на протяжении своей жизни музыкант мастерски использовал множественные механизмы и источники профессионального авторитета, что предопределило его исключительный статус в восприятии современников (отчасти утраченный в настоящее время).
85-91 187
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению традиций камерно-вокальной музыки Н.А. Римского-Корсакова в романсовом творчестве А.К. Глазунова. Единство художественных образов и идей выразилось в системе смысловых констант. данная проблематика заявлена впервые. Общие эстетические ориентиры Римского-Корсакова и Глазунова очевидны не только в выборе поэтических текстов, но и в жанровой направленности романсов, в мелодике, гармонии, фактуре. В качестве объекта анализа выбираются романсы, использующие один и тот же стихотворный текст. В результате удается выявить не только общие черты, но и признаки индивидуального стиля романсов Глазунова.
92-96 296
Аннотация
Внимание к биографии творческой личности, огромное влияние, которое она оказывает на жизненную и творческую судьбу человека искусства, на искусство и культуру в целом, становятся все более очевидными и привлекают внимание исследователей. Масштаб личности, феноменальная музыкальная одаренность позволили А.К. Глазунову стать ключевой фигурой не только русской, но и европейской музыкальной культуры 1880-1920-х гг. Некоторым особенностям личности и аспектам связи ее с творчеством, музыкальной жизнью России и Европы указанного периода и посвящена статья.
97-109 556
Аннотация
В статье осуществлен аналитический обзор искусствоведческих публикаций конца 1950-2000-х гг., посвященных «Раймонде», и работ о балетах П. Чайковского - М. Петипа - Л. Иванова, воссоздающих контекст достижений шедевров русского классического балета. Выделен и раскрыт комплекс основных понятий, в которых зафиксирована суть реформы классического балета: «симфонизация балета», «сквозное развитие музыкальнотанцевального действия», «драматургия балетного театра», «сюитность», «лейтмотив», «тональный план». Показано, как эти понятия работают в анализе «Раймонды». Определена методология научного анализа балета, ее связь с методологией гуманитарного знания эпохи, тенденция реализации междисциплинарных связей наук об искусстве с другими гуманитарными науками, заявившая о себе в публикациях о «Раймонде».
110-121 316
Аннотация
В статье рассматриваются взаимоотношения композиторов А.К. Глазунова (1865-1936) и А.Н. Скрябина (1872-1915). Если на рубеже XIX- XX вв. Глазунов уже обладал статусом классика, то Скрябин воспринимался как явление неоднозначное, хотя и яркое. Однако к 1914 г. оба оценивались как гении русской культуры, представляющие развитие и итог русской музыки после ухода из жизни двух предыдущих главных классиков - Чайковского и Римского-Корсакова. В статье используется периодика дореволюционного периода, эпистолярий обоих композиторов и дневники главного редактора «Русской музыкальной газеты» Н. Финдейзена.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА 

122-134 299
Аннотация
В условиях современности балетный театр предстает как социокультурный феномен, что подчеркивает его интертекстуальность и целесообразность исследования сквозь контекст эпохи. Интертекстуальность эфемерного искусства рассматривается в статье на примере ленинградских балетов 1930-х гг.: «Болт» (1930), «Светлый ручей» (1935), «Тщетная предосторожность» (1937).
135-140 212
Аннотация
Статья посвящена композиторскому творчеству П.И. Чайковского и Г. Малера в контексте балетного жанра. Обозначены основные идейносодержательные, образно-эмоциональные и имманентно-музыкальные свойства сочинений обоих композиторов, создающие предпосылки для их множественных хореографических прочтений ведущими балетмейстерами прошлого и современности.
141-148 308
Аннотация
Статья посвящена проблеме отсутствия в современных постановках последнего акта балета М. Петипа «Баядерка» (1877). Изначально этот спектакль находился в русле традиции романтического балета, сюжет его во многом был схож с сюжетами более ранних примеров («Тень», «Млада»). Однако в начале XX в. четвертое действие оказалось утерянным, что было связано с техническими сложностями. Возникшую драматургическую недоговоренность балетмейстер А. Горский попытался «исправить» в новом варианте либретто. В дальнейшем это вынужденное изменение стало устойчивой театральной практикой, несмотря на то что оно противоречило как общей театральной логике, так и логике балета XIX в.
149-154 277
Аннотация
Статья посвящена духовной сущности хореографии Петипа. Тему «одухотворенного танца» в свое время провозгласил реформатор балета Ж.-Ж. Новерр. Петипа же практически воплотил ее в своем творчестве. Ценность его опыта в том, что он тесно сопряжен с основополагающими идеями самобытного русского искусства, театра музыкального и драматического, которые всегда отличались ярко выраженным эмоционально-духовным началом.
155-161 301
Аннотация
Статья содержит аналитический обзор книг театроведа Карла Гюнтера Симона «Пантомима: происхождение, существование, возможности» (1960) и практика пантомимы Анке Гербер «Анатомия пантомимы» (1985). Об этих авторах сегодня в России известно мало, их труды отсутствуют в русскоязычном научном обиходе. Введение этих исследований в российское искусствоведение представляется существенным для автора публикации, осуществившего перевод изданий с немецкого языка. Сравнительный анализ происходит по следующим позициям: роль музыки, возможность импровизации, характеристика движения («затраты» телесной выразительности и размеры необходимого сценического пространства), техника тренировки и исполнения.
162-166 347
Аннотация
В новых исторических условиях глобализации перед обществом и отдельным человеком все острее встает проблема культурной самоидентификации. В условиях секуляризации сознания именно народная культура становится важным средством сохранения духовности и моральных устоев общества, так как сознательное обращение к культурному опыту предыдущих эпох может оказать помощь в обретении психического, социального и экологического равновесия. Автор пытается обосновать существование реального терапевтического социокультурного эффекта от использования в жизни современного человека практик традиционной народной культуры, в частности, танцевальной.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХОРЕОГРАФИИ 

167-176 343
Аннотация
В статье рассматриваются результаты исследования, посвященного мужской телесности. Отношение к телу молодых мужчин описывается через понятия самоотношения, объектной позиции, отсутствия развитой чувствительности. Полученные данные показывают контролирующее, репрессивное, фрагментарно-конфликтное отношение молодых мужчин. тело воспринимается ими мало эмоционально, амбивалентно, как инструмент, который используется потребительски.
177-182 804
Аннотация
Статья рассматривает метод А.Я. Вагановой как уникальную хореографическую систему, позволяющую последовательно осуществлять диагностику физических качеств, поддержание надлежащей формы и развитие выдающихся способностей артистов балета.
183-188 301
Аннотация
В статье раскрывается понятие феномена воли, определяются цели волевого усилия, оценивается роль мотивации. дается представление о препятствиях и их преодолении на пути к достижению цели. Рассматриваются особенности воспитания волевых качеств в процессе обучения искусству хореографии. На примере учащихся первых классов АРБ имени А.Я. Вагановой анализируются мотивы, влияющие на прилагаемые волевые усилия начинающих обучение.

ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ 

189-194 281
Аннотация
Музыкально-теоретические труды, в частности по генерал-басу, стали переводить на русский язык только к концу XVIII в., причем выбор переводчиков падал часто не на действительно значимые в науке теоретические труды, а на практические пособия, востребованные в данный момент. Именно в этот период музыкальная терминология только формировала свою систему, и перевод новых музыкальных терминов представлял для переводчиков основные трудности, также именно в ранних переводах музыкально-теоретических текстов закрепилась тенденция графостилистического выделения иноязычных терминов и дублирования их переводом, что нередко встречается и в современных музыковедческих текстах.

HARMONIA MUNDI 

МЕНЕДЖМЕНТ И ПРАВО В ИСКУССТВЕ 

212-218 261
Аннотация
Рассматривается проблема формирования зрительской аудитории в организациях исполнительских искусств. Предлагается решать эту проблему путем развития системы абонементов, членства, гибких схем, групповых продаж и виртуальных способов формирования зрительской аудитории.

В ЗЕРКАЛЕ ИСКУССТВ 

219-236 378
Аннотация
Мода на «живые картины», завезенная из Франции в начале XIX в., была сначала поддержана российским двором с членами императорской семьи во главе. Затем она проникла в салоны, на подмостки императорских театров, в учебные заведения, и т. д. Явление, воплотившее в себе нечто вроде апофеоза придворной, светской, а затем и театральной зрелищности, рассматривается в культурологическом и искусствоведческом аспектах. Помимо прочего: в аспекте теории театрального языка. Среди источников - ряд документов из архива Государственного Эрмитажа, и рукописей из Отдела редкой книги Санкт-Петербургской театральной библиотеки, ранее не публиковавшихся. исследование ограничивается периодом первой половины XIX в.
237-250 327
Аннотация
Публикация посвящена творческой биографии русского композитора Фомы Александровича Гартмана (1884-1956), автора музыки к балету «Аленький цветочек», сценической композиции Василия Кандинского «Желтый звук», незаконченному балету Георгия Гурджиева «Борьба магов». Принадлежа к среде высшей аристократии Российской империи, Гартман вынужден был эмигрировать из России после Октябрьского переворота, тем самым разделив судьбу многих деятелей культуры и искусства Серебряного века - оказаться в полном забвении на родине.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА 

251-256 196
Аннотация
Статья представляет собой обзор истории и концепции двух крупных музыкальных фестивалей Финляндии, проходящих в городах Савонлинна и Кухмо. Рассматривается программа фестивалей, прошедших летом 2015 г.
257-264 255
Аннотация
В статье исследуется эволюция творчества драматурга и режиссера Василия Сигарева, одного из наиболее ярких представителей «новой драмы». Прослеживается, как новая драматургическая форма реализовывалась в театре и находила свое воплощение в кинематографе. Самостоятельное воплощение драматургом своих текстов в кино дает возможность наиболее точно понять поэтику его пьес, так как исключает вольную интерпретацию, которая не всегда совпадает с замыслом драматурга.

КНИЖНАЯ ПОЛКА 

ХРОНИКА СОБЫТИЙ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)