Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

О переводе старинных музыкально-теоретических текстов (на примере трактатов по генерал-басу)

Аннотация

Музыкально-теоретические труды, в частности по генерал-басу, стали переводить на русский язык только к концу XVIII в., причем выбор переводчиков падал часто не на действительно значимые в науке теоретические труды, а на практические пособия, востребованные в данный момент. Именно в этот период музыкальная терминология только формировала свою систему, и перевод новых музыкальных терминов представлял для переводчиков основные трудности, также именно в ранних переводах музыкально-теоретических текстов закрепилась тенденция графостилистического выделения иноязычных терминов и дублирования их переводом, что нередко встречается и в современных музыковедческих текстах.

Об авторе

Альбина Витальевна Бояркина
СПбГУ
Россия


Список литературы

1. КЛАВИКОРДНАЯ ШКОЛА, или краткое и основательное показание кь согласію и мелодіи практическими примьрами изъясненное, сочиненное господиномь Г.С. Лелейномь сь ньмецкаго на россійской языкь переведенное императорскаго московскаго университета студентомь θёдором Габлитцемь. Печатано при Императорскомь Московскомь Университеть, на иждивеніе книгосодержателя Христіана Лудвига Вевера, 1773 года.

2. Келнер Д. Верное наставление в сочинении Генерал-Баса / Пер. с нем. Н. Зубрилов. СПб., 1791.

3. Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыки, изданные господином Винченцо Манфредини / Пер. с ит. С. Дегтярева. СПб., 1805.

4. Тесс де Кальве. Теория музыки, или Рассуждение о сем искусстве, заключающее в себе историю, цель, действие музыки, генерал-бас, правила сочинения (композиции), описание инструментов, разные роды музыки и всё, что относится к ней в подробности. Сочинено в России и для русских / Пер. Р.Т. Гонорского. Харьков, 1818.

5. Руководство к сочинению музыки, или Теоретико-практическая генерал бассовая школа. Сочинение Франца Гебеля. Часть 1. С немецкого перевел П. Артемов. М., [1842].

6. Письма Карла Черни, или Руководство к изучению игры на фортепиано от начальных оснований до полного усовершенствования, с кратким объяснением генералбаса / Пер. с нем. 1842.

7. Оскара Кольбе. Краткое руководство к изучению генералбаса / Пер. с нем. Издал Х. Оппель. Варшава, 1864.

8. Оскар Кольбе. Краткое руководство к изучению генералбаса / Пер. с некоторыми изменениями Г. Ларош. СПб.: издание М. Бернарда, 1875.

9. Общее руководство к изучению музыки, или Все, что всякий играющий на каком-нибудь инструменте, а особенно на фортепиано, должен знать. Изданное по руководству Маркса В.О. Лемохом. М., 1848.

10. A.B. Marx. Allgemeine Musiklehre: Еіn Hülfsbuch fur Lehrer und Lernende іn jedem Zweige musikalische Unterweisung / Von Adolf Bernhard Marx, Lpz., 1839 (рус. пер.: Всеобщий учебник музыки. СПб., 1872; М., 1893).


Рецензия

Для цитирования:


Бояркина А.В. О переводе старинных музыкально-теоретических текстов (на примере трактатов по генерал-басу). Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2015;(4):189-194.

For citation:


Boyarkina A.V. On the translation of old musical-theoretical texts (for example treatises on through-bass). Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2015;(4):189-194. (In Russ.)

Просмотров: 270


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)