Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск
№ 3 (2017)

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

8-19 46
Аннотация
В статье на основании сопоставления мифологических и литературных источников рассматривается музыкальный инструментарий эпохи Античности. В центре внимания автора находится древнегреческий духовой инструмент авлос. В первом разделе статьи на основе различных переводов «Илиады» Гомера прослеживается формирование традиции, согласно которой греческое название αὐλός ошибочно переводится как «флейта». Далее автором подчёркивается ведущая роль данного инструмента в процессе обретения музыкой самостоятельности.
20-30 77
Аннотация
Статья посвящена истории развития правового регулирования продюсерской деятельности в сфере организации театрально-зрелищных представлений. На основе собранного историко-правового материала автором впервые выделяются основные исторические этапы правового регулирования продюсерской деятельности в России и отдельных странах Европы. В связи с отсутствием в отечественном законодательстве четких определений терминов «продюсер» и «продюсерская деятельность» приводится авторская оценка правовой природы продюсерской деятельности, предлагаются определения терминов «продюсер», «продюсерская деятельность».

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА

31-38 93
Аннотация
Статья посвящена новым технологиям в искусстве, а именно опыту и перспективам привлечения современных технологических разработок для развития танцевального искусства. Анализируются мультимедийные практики, позволяющие непротиворечиво объединить традиционную драматургию с новейшими сценографическими приемами, в результате чего создается новая художественная реальность. В качестве примеров рассматривается деятельность Театра русского балета «Talarium et Lux» («Балет и свет») и проект команды Мариинского театра «Вацлав Нижинский “Le Spectre du passé” Les Ballet Russes VR».
39-51 76
Аннотация
Статья посвящена проблеме нотации хореографического текста. Авторы утверждают, что в условия функционирования современных медиасредств возможности моделирования и фиксации хореографического текста меняют принципы работы хореографа. Проанализированы системы Бошана-Фёйе, Лабана, Бенеш-нотация, Motion Capture, «Формы жизни». Отмечено отсутствие единой системы нотации, равнозначной нотной записи в музыкальном искусстве. На основе зарубежных источников раскрыт ресурсный потенциал медиасредств в нотации хореографического текста. Авторы приходят к выводу о том, что медиасредства позволяют планировать хореографические решения до начала репетиционного процесса с конкретными, «живыми» исполнителями. В результате достигается большая осмысленность и целенаправленность проецирования запрограммированных танцевальных движений. Авторы делают вывод относительно появления нового инструментария в работе хореографа, который позволяет заранее моделировать движения и одновременно фиксировать их.
52-66 30
Аннотация
Балет-феерия «Эксцельсиор» (музыка Р. Маренко, либретто и хореография Л. Манцотти, премьера 1881 г. в театре Ла Скала, Милан) проанализирован с точки зрения социальной истории техники. Перенесение идеи возвышенного с природных и сакральных объектов на технологические является важной тенденцией второй половины XIX века и довольно рано воплощается в художественном освоении индустриальной темы. Сюжеты, положенные в основу либретто, относят к числу прецедентных для мифологизации технического прогресса. Парадоксальное сочетание персонажей балета (гениев и фей) и воплощенных в сценографии сложных технологических объектов объясняется жанровыми конвенциями феерии и обнаруживает прямые аналогии как с технологическим спектаклем Всемирных промышленных выставок, так и со стратегиями рекламы технических новинок. Показано, что в целом поэтика балета следует структуре романтического балета. Идеологическая сверхзадача - показать мировое содружество наций как социальный эффект технического прогресса - потребовала постановки множества характерных танцев. В отличие от сравнительно ограниченного репертуара характерных танцев романтического балета, в «Эксцельсиоре» совершена попытка вывести на сцену множество европейских и неевропейских наций.
67-73 22
Аннотация
На примере постановки оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» на сцене Большого театра в 1939 году исследуется проблема сценической интерпретации русской музыкальной классики и влияние советской идеологии на искусство. Автор затрагивает вопросы взаимоотношения художника и власти, рассматривает личное вмешательство Сталина в творческий процесс музыкального театра, анализирует проблему советской оперной режиссуры с точки зрения эстетики и художественных приемов.
74-83 19
Аннотация
Статья посвящена одноактному балету Б.Г. Аюханова «Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!», поставленного на музыку первой части Седьмой («Ленинградской») симфонии Д.Д. Шостаковича в 2009 году. Проведен сравнительно-сопоставительный анализ структурных особенностей музыкального произведения и их хореографического воплощения в одноактном балете Аюханова. Рассмотрены музыкальные (Шостаковича) и литературные (Джамбула) образы, послужившие основой хореографии персонажей балета. Сделан вывод о том, что при интерпретации образов музыкального полотна, балетмейстер стремится создать соответствующий музыке по структуре танцевальный текст (хореографическая партитура).

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

84-92 57
Аннотация
Статья посвящена теоретико-музыкальным воззрениям Ф. Лопухова, в том числе - его взглядам на проблему музыкально-хореографического взаимодействия в искусстве ХХ века. Большое внимание уделено проблемам осознания художественного значения средств музыкальной выразительности, пластического осмысления музыкальных композиционно-драматургических приемов, работы с музыкальной композицией. Сделан вывод о том, что музыкально-аналитическая составляющая теоретического наследия Лопухова является важнейшим элементом концепции «симфонико-хореографического произведения», в котором хореография раскрывает собственную символику танца.
93-100 61
Аннотация
В статье подробно проанализированы основные взгляды на русское балетное искусство первой половины ХХ века выдающегося хореографа и педагога Федора Васильевича Лопухова, представленные в его книгах «Пути балетмейстера» и «Хореографические откровенности». Дана краткая история создания, представляющих уникальный сплав аналитической искусствоведческой и балетно-критической литературы, произведений. Подчеркнута неразрывная связь становления и развития балетного искусства с историей жизни русского государства. Показано как развивалось творческое мировоззрение Ф.В. Лопухова с начала советской эпохи и до конца 60-х годов ХХ века в отстаивании основ существования русского балета, в возвращении на сцену и сохранении классического наследия выдающихся мастеров прошлого, в даровании возможности балетному искусству гармонично развиваться и демонстрировать свою жизнеспособность. Установлено, что книги «Пути балетмейстера» и «Хореографические откровенности» не являются ни пособиями, ни литературой по балетмейстерскому делу. В обеих книгах большое внимание уделяется разбору хореографических произведений (в том числе - работам учеников и последователей), сделанному настолько профессионально и детально, что его содержание и сейчас представляет несомненную ценность для балетоведов, балетмейстеров, и для всего содружества любителей и ценителей хореографического искусства.
101-115 39
Аннотация
В статье рассматривается первый (от прибытия в Россию в 1855 г. до назначения в 1871 г. на службу штатным балетным композитором в Санкт-Петербург) период творчества Людвига Минкуса в России. На основе ранее неопубликованных архивных материалов и материалов периодических изданий второй половины XIX века восстановлена хронология основных событий жизни композитора. Дано описание московского периода творческой адаптации композитора, выявлены роль и влияние А. Сен-Леона на творческую судьбу Минкуса, определена специфика создания балетов в соавторстве балетмейстера и композитора, приведены ранее неизвестные факты о концертной и педагогической деятельности Людвига Минкуса.
116-122 57
Аннотация
В статье рассматривается значение для истории балета 1910 года - года триумфального успеха второго балетного «Русского сезона» в Париже, организованного С.П. Дягилевым, и года смерти М.И. Петипа. Приводятся документальные свидетельства о последних днях Петипа и о его похоронах в Петербурге, о его отношении к успехам русского балета в Париже. Анализируется различие творческих и организационных моделей театра Петипа и антрепризы Дягилева.
123-132 36
Аннотация
В статье впервые рассмотрены профессиональные отношения, установившиеся между великим князем Владимиром Александровичем и Сергеем Дягилевым в первые годы организации и проведения «дягилевских» сезонов. С помощью архивных материалов и ранее не введенных в область научного доступа публикаций периодических изданий по-новому реконструирована история «дягилев-ских» сезонов; дано общее описание историко-культурной ситуации, на фоне которой стало возможным появление такого явления как «дягилевские» сезоны; указаны причины, сделавшие возможным деятельное участие великого князя Владимира Александровича в судьбе «дягилевских» сезонов.
133-139 148
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме интерпретации балетной классики в современном музыкальном театре. Показано, как в постановке балета «Коппелия» на сцене Литовского национального театра оперы и балета, художник Шемякин кардинально изменил первоначальный авторский замысел, взяв за основу либретто новеллу Гофмана «Песочный человек». Установлено, что в результате эксперимента изменился жанр спектакля, и легкая забавная комедия превратилась в трагедию крушения человеческой жизни.

ПОДГОТОВКА АРТИСТОВ БАЛЕТА

140-146 63
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы эмоционально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста на уроках классического танца, в том числе - проблема формирования навыков танцевального взаимодействия в группе учащихся. Основным методом исследования, результаты которого представлены в статье, является педагогический эксперимент. Автор дает описание выявленных в ходе констатирующего эксперимента благоприятных условий танцевального взаимодействия, учитывающих возрастные особенности физического и психо-эмоцио-нального развития учащихся, характеризует технику формирования навыков восприятия, самоконтроля, самоанализа как технику танцевального взаимодействия учащихся с педагогом и друг с другом.
147-155 42
Аннотация
В статье дан анализ новых условий развития культуры после революции 1917 г. в России. Определено влияние новой политики на развитие профессионального хореографического образования в России. Рассмотрены изменения в структуре Государственного Петроградского театрального училища, новое содержание образования и сохранение традиционной методики обучения. Дана высокая оценка гражданской позиции педагогического коллектива Государственного Петроградского театрального училища, сохранившего базовые традиции школы русского балета в сложное время культурно-политического сдвига.

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ. ВЫСТАВКИ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)