Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск
№ 2 (2021)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

6-17 592
Аннотация

Статья посвящена творчеству Кеннета Макмиллана (1929–1992), известнейшего британского балетмейстера ХХ века. Биография Макмиллана дана в связи с его театральной деятельностью. Приводится анализ основных постановок балетмейстера, обозначено их место в истории балета Великобритании.

18-33 397
Аннотация

Статья посвящена такому явлению, как балет для детей. Автор классифицирует его, выявляя несколько смысловых групп. Во-первых, это балет, исполненный детьми, во-вторых, балет, поставленный для детей. В первой группе рассматриваются такие разновидности спектакля, как детский балет, являющийся развлечением для взрослых (это более раннее явление), детский балет как часть образования и балет, исполненный детьми для детей. Во второй группе автор отмечает балет, «осознанный» как детский (но изначально им не являвшийся), и балет, специально созданный для детей (и исполненный на театральной сцене взрослыми танцовщиками). Последовательно рассматривая каждую из указанных групп постановок, автор подтверждает высказываемые тезисы примерами постановок и цитатами из исследований и критических статей.

34-42 421
Аннотация

В статье рассматривается феномен современного танца (contemporary dance) с целью выявления основных причин, не позволяющих ему зафиксировать свои границы. Автор приводит многочисленные примеры создания контекста хореографии, как правило, посредством расширения функций танцовщиков, различного рода ограничений сценического движения, включения в произведения текста и голоса, перформатирования танца и самого исполнителя.
Делая вывод о том, что аксиологическая составляющая современного танца базируется на постоянном развитии, поиске новых форм выражения содержания, автор указывает на прямую зависимость современного танца от предшествующих ему танцев модерн и постмодерн и формирует путем их анализа свое собственное представление о внешней движенческой типологии танца.
Значимость затронутых в настоящей статье тем обуславливается широким распространением в современном искусстве различных видов танцевальной выразительности, реализующих эклектический постмодернистский метод создания произведений и искусственно становящихся на позиции современного танца.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ И ТЕАТРА

43-52 468
Аннотация

В статье освещена тема поликультурных тенденций в творчестве хореографа Мориса Бежара. В центре исследования находится герой, который преображался в соответствии с его философией, стилистическими и музыкальными предпочтениями. Через статью красной нитью проходит история творческого тандема М. Бежара и композитора конкретной музыки П. Анри. В развитии их взаимодействия в рамках создания балета проявились тематические векторы хореографа, к которым он стремился в различные периоды своей биографии. В фокусе анализа оказывается противопоставление двух бежаровских героев: одинокого человека из балета на музыку П. Анри и ницшеанского сверхчеловека из балета «Девятая симфония» на музыку Л. ван Бетховена Автор делает вывод, что герои этих разных балетов могут быть представлены как частное и общее, а противоречивая природа бежаровского творчества становится проявлением воли индивидуума.

53-69 405
Аннотация

Современный танец в художественном проекте «Девять вечеров» трансформирует традиционную структуру перформанса в плоскость объектноориентированной онтологии. Методология объектно-ориентированной философии в практике современного танца постмодерн позволяет структурно проанализировать отдельные перформансы.
Генеративная антропология искусства в модусе семиотического дискурса Пирса направлена на исследование аттрактивных объектов — порождающих механизмов художественного перформанса. При обращении к генеративному механизму или аттрактивному объекту перформанса появляется возможность моделировать не только теоретический дискурс о его возможных локальных манифестациях, но и практически исследовать действие изнутри.

70-86 330
Аннотация

В статье рассмотрены наиболее значимые балетные спектакли с музыкой Шостаковича, как специально написанные для балета, так и для балета не предназначенные; показано их художественное своеобразие и сценическая судьба в ХХ столетии.

ПОДГОТОВКА АРТИСТОВ БАЛЕТА И ТЕАТРА

87-99 376
Аннотация

В статье предпринята попытка осмыслить образование в российской балетной школе с позиции его соответствия тенденциям хореографического искусства рубежа XX–XXI столетий. Для анализа предмета исследования использованы культурно-исторический метод, методы включенного наблюдения, анализа документов, обобщения. Автор обращается к идеям выдающихся исследователей движения (Ф. Дельсарт, Э. ЖакДалькроз, Р. Лабан), повлиявших на развитие современного танца, актерского мастерства и пластической выразительности. На конкретных примерах проанализировано изменение методики обучения в петербургской балетной школе. Сделан вывод о том, что вектор развития российского балета во многом определяет содержание образования в балетной школе, его соответствие репертуарной политике театров. Отбор лучших образцов современной хореографии и опора на отечественные достижения классического танца позволяют школе двигаться вперед.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

100-109 221
Аннотация

В статье рассматривается связь между двумя крупнейшими национальными модернистскими художественными течениями первой половины ХХ века: итальянским футуризмом и американским прецизионизмом на примере сходства идей и художественных средств выражения образов техногенного окружающего мира: автомобилей, механизмов, заводов, или, иначе говоря, образа Машины. Образ этот захватил в то время по всему миру воображение деятелей искусств — от поэтов до художников, но наиболее яркие художественные проявления этого воодушевления оставили живописцы Италии и США.

110-119 377
Аннотация

Статья посвящена сравнительному анализу концепции глобальной деревни Маршала Маклюэна с ее отражением в музыкально-теоретических идеях Штокхаузена, артикулированных им в текстах о мировой музыке. «Мировая музыка» (Weltmusik) стала одной из самых влиятельных музыкальных концепций европейского авангарда с конца 1960-х до начала 1980-х годов. Эти идеи, творчески представленные в композициях «Телемузыка», «Гимны», получили свой музыкальный ракурс. Проблема «мировой музыки» представляется актуальной, так как такие композиторы, как Карлхайнц Штокхаузен, Пьер Булез, Луиджи Ноно, Анри Пуссер, Маурисио Кагель и Дитер Шнебель, часто говорили о том, что именно они составляют гегемонию новой мировой музыки. Автор делает вывод что многие положения концепции Маклюэна, равно как и идеи Штокхаузена, имевшие не только творческий ракурс развития, но и теоретический, отнюдь не бесспорны; нередко подобные модели представляют картину взаимодействия коммуникационных технологий и социальных структур, и происходит это чрезмерно упрощенно и односторонне.

120-134 399
Аннотация

Статья посвящена опере «Никсон в Китае» американского постминималиста Джона Адамса. C позиций эстетики постмодернизма анализируется либретто оперы, созданное писательницей Элис Гусман. Автор рассматривает оперу в качестве политической оперы — редкого жанрового ответвления произведений для музыкального театра. Применена методология междисциплинарного анализа литературного первоисточника с присущими ему особенностями постмодернистского повествования (нелинейности, фрагментарности, антинарративности). Автор приходит к выводу о том, что «Никсон в Китае» является образцом постмодернистской оперы.

135-146 224
Аннотация

Статья посвящена спектаклю «Жанна д’Арк» 1846 года, поставленному по пьесе французского драматурга Александра Сумэ. Пьеса была написана под впечатлением от «Орлеанской девы» Ф. Шиллера, с явными заимствованиями, и вместе с тем — в соответствии с французским традициями. Заглавную роль исполняла ведущая трагическая актриса Комеди Франсез — мадемуазель Рашель. В ее игре органично сочеталась старая классицистская манера с новыми романтическими веяниями.

147-159 279
Аннотация

Статья посвящена реализму в живописи XIХ века. Цель исследования — выявить сходство и различие в понимании этого феномена русскими художниками-передвижниками и Г. Курбе. Новизна исследования заключается в сравнении реалистических тенденций в творчестве Г. Курбе и русских художников-передвижников путем сопоставления конкретных картин (жанровых полотен, портретов, автопортретов, пейзажей, марин, натюрмортов). Сравнение осуществлялось по следующим критериям: сюжет, организация пространства, цветовое решение. Были найдены общие темы, жанры, стилевые черты и композиционные особенности живописи художников-реалистов. Авторы объясняют данное сходство (при отсутствии документальных подтверждений прямого «заимствования» русскими художниками образов и сюжетов у Курбе) общим для художников-реалистов стремлением к отражению в живописи явлений окружающего мира и общностью художественных тенденций в Европе и России в XIХ веке.

160-172 287
Аннотация

В статье выявлены пути формирования и развития трехрядных систем аккордеона с 12-ступенным хроматическим равномерно темперированным строем, согласно эргономическим критериям системы «человек – машина». Показаны преобразования клавиатуры с целью расширения информационных каналов и улучшения условий реализации артикуляционных алгоритмов звукоизвлечения. По законам эргономики предложены пути улучшения функционирования настоящих клавиатурных систем с целью полноценного раскрытия художественно-выразительных свойств аккордеона с трехрядными хроматическими клавиатурами в поле композиторской и исполнительской деятельности.

173-182 308
Аннотация

В статье рассматривается музыкальность творчества выдающегося немецкого поэта Ф. Г. Клопштока в различных проявлениях: на семантическом, композиционном и акустическом уровнях. Отдельное внимание уделяется религиозной эпопее «Мессиада» и малоизвестным переводам гимнов Клопштока, опубликованных в нотных изданиях ХХ века. «Мессиада» представляет собой словесную симфонию, отражающую разнообразные сферы душевной деятельности: мистические, идеалистические чувства, любовное движение души. Малые лирические формы передают возвышенную чувствительность лирического героя, обращающегося не столько к возлюбленной или другу, сколько к универсуму в целом. Ясно прослеживается также корреляция строения синтаксических оборотов поэзии Клопштока и музыкальных фраз в симфониях. Мелодичность поэзии Клопштока способствует популярности его произведений среди композиторов конца XVIII – начала XIX века. В русскую культуру проникают романсы Шуберта, написанные на стихи Клопштока. Русским переводчикам удается создать эквиритмичные переложения, передать гибкость звучания и акустическую благозвучность поэзии Клопштока. Переводы точно отражают семантические акценты и эмоциональную наполненность, благодаря которым романсы Шуберта на стихи Клопштока исполняются и в настоящее время. Данная статья является первым подходом к анализу переводов Клопштока на русский язык с точки зрения их музыкальности.

183-195 274
Аннотация

Статья посвящена вокальному циклу А. Берга «Пять песен на тексты к почтовым открыткам П. Альтенберга» («Altenberg Lieder») op. 4, который рассматривается в контексте наследования малеровских традиций. Задачей статьи является анализ особенностей трактовки жанра оркестровой песни, сфер образного и интонационного наполнения вокального цикла «Altenberg Lieder» с целью выявления художественных взаимосвязей с творчеством Г. Малера.
В статье рассмотрены причины малеровского влияния на представителей Второй венской школы и, в частности, на А. Берга. Выявлена линия преемственности, связывающая цикл «Altenberg Lieder» с «Песнями об умерших детях» («Kindertotenlieder») в контексте развития жанра оркестровой песни. Проведен подробный анализ претворения важных смысловых тем I и VI частей симфонии Малера «Песнь о Земле» в вокальном цикле Берга op. 4. Рассмотрены интонационные взаимосвязи «Altenberg Lieder» с малеровской «симфонией в песнях». Уделено внимание экспрессионистическому переосмыслению Бергом тем и образов, характерных для творчества Малера и позднего романтизма.

196-206 361
Аннотация

В статье исследуется использование медиасредств и коммуникационных каналов в современной художественной практике. Рассмотрено применение синтезирующих, организационных, выразительных возможностей медиа в произведениях, относящихся к разным направлениям и видам искусства второй половины ХХ — начала ХХI веков. В проведенный обзор включены такие медиасредства и технологии, как радио, социальные сети, голограмма, видеопроекция, видеотрансляция, виртуальная реальность. С помощью примеров объединения выразительных возможностей разных искусств (танца, видео, театрального искусства), осуществленного посредством медиа, показано, что внедрение медиа может служить обогащению, развитию языка искусства, позволяет ставить и решать новые творческие задачи. В этом контексте в статье анализируются примеры новых пространственно-временных решений в театральных, танцевальных, перформативных проектах. Показано, что успешный синтез медиа с традиционными формами зачастую приводит к появлению новых жанров. В качестве примеров приведены киберперформанс и видеотанец.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)