Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Образование в российской балетной школе рубежа ХХ–XXI столетий: вектор модернизации

Полный текст:

Аннотация

В статье предпринята попытка осмыслить образование в российской балетной школе с позиции его соответствия тенденциям хореографического искусства рубежа XX–XXI столетий. Для анализа предмета исследования использованы культурно-исторический метод, методы включенного наблюдения, анализа документов, обобщения. Автор обращается к идеям выдающихся исследователей движения (Ф. Дельсарт, Э. ЖакДалькроз, Р. Лабан), повлиявших на развитие современного танца, актерского мастерства и пластической выразительности. На конкретных примерах проанализировано изменение методики обучения в петербургской балетной школе. Сделан вывод о том, что вектор развития российского балета во многом определяет содержание образования в балетной школе, его соответствие репертуарной политике театров. Отбор лучших образцов современной хореографии и опора на отечественные достижения классического танца позволяют школе двигаться вперед.

Об авторе

Е. А. Кузьмина
Академия танца Бориса Эйфмана; Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Россия

преподаватель актерского мастерства, аспирант, заслуженная артистка России

ул. Б. Пушкарская, д. 14, литер Б, Санкт-Петербург, 197198

ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023



Список литературы

1. Ирхен И. И. Балетный сегмент в структуре культурной среды российских регионов // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2016. № 5 (46). С. 12–19.

2. Галичанин А. Е. Классический танец в современной России: парадигмы развития // Балет. 2020. № 2. С. 44–45.

3. Ваганова А. Я. Основы классического танца. 5-е изд. Л.: Искусство, 1980. 197 с.

4. Суриц Е. Я. Балет и танец в Америке: Очерки истории. Екатеринбург: Урал, 2004. 392 с.

5. Ваганова А. Я. Статьи, воспоминания, материалы. Л., М.: Искусство, 1958. 343 с.

6. Ирхен И. И., Ли Ж. Хореографические заимствования как форма распространения русской балетной традиции в Китае // Художественное образование и наука. 2020. № 1. С. 95–102. DOI: 10.34684/hon.202001012.

7. Примерная программа. Теория и практика актёрского мастерства в балетном театре / М. Н. Алфимова. СПб., Тамбов: ФГОУ ВПО «Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой», 2006. 16 с.

8. Волконский С. М. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста (По Дельсарту). СПб.: Аполлон, 1913. 222 с.

9. Шторк К. Система Далькроза / Пер. с нем. Р. Варшавской и Н. Левинской, под ред. и с предисл. П. П. Гайдебурова. Л.; М.: Петроград, 1924. 134 с.

10. Laban R. The mastery of movement. London: Macdonald & Evans, 1963. 186 p.

11. Никитин В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце. 3-е изд. СПб.: Лань; Планета музыки, 2017. 520 с.

12. Максимов В. И. Хореография и сценическое движение в театре экспрессионизма // Современный хореографический дискурс: монография / ред.-сост. Ю. О. Новик, науч. ред. С. В. Лаврова. СПб.: Академия Рус. балета им. А. Я. Вагановой, 2019. С. 130–140.

13. Фомкин А. В. Балетное образование: традиции, история, практика: монография. СПб: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2013. 643 с.

14. Учебный план и программы вступительных испытаний / И. И. Соллертинский. Л.: ЛГХТ, 1928. 16 с.

15. Учебные программы. Программа по пантомиме / Л. С. Леонтьев, Е. Э. Бибер. Л.: ЛГХТ, 1936. 81 с.

16. Курюмова Н. В. Современный танец в культуре XX века. Смена моделей телесности: учеб. пособие. СПб.: Планета музыки, 2021. 208 с.


Для цитирования:


Кузьмина Е.А. Образование в российской балетной школе рубежа ХХ–XXI столетий: вектор модернизации. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021;72(2):87-99.

For citation:


Kuzmina E.A. Education in the Russian ballet school: Development prospects. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2021;72(2):87-99. (In Russ.)

Просмотров: 53


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)