Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск
№ 6 (2015)

К 100-ЛЕТИЮ В.М. КРАСОВСКОЙ

11-16 116
Аннотация
В статье освещается научный путь В.М. Красовской, выдающегося ученого-балетоведа, в связи с ее деятельностью в Ленинградском хореографическом училище (ныне Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой). Установлены дата начала литературной деятельности В.М. Красовской, факт и даты ее работы преподавателем истории балета в Ленинградском хореографическом училище. Представлена фактология создания и деятельности кафедры балетоведения Академии. Определено значение уникальной научной картотеки В.М. Красовской.
17-20 50
Аннотация
Статья посвящена одному из направлений многогранного творчества B. М. Красовской. Выдающийся ученый-балетовед предстает подлинным новатором редкого в балетной критике жанра - обзора балетных сезонов. Рассмотрены и проанализированы обзоры ленинградских сезонов 19541961 гг. Обозначены особенности критического метода В.М. Красовской, который отличает сплав информации, аналитики и художественности изложения материала. Автор вводит в научный оборот практически забытые работы В.М. Красовской, обращая внимание на их актуальность.
21-23 26
Аннотация
Автор дает обзор личного архивного фонда В.М. Красовской. Подробнее с его материалами можно будет ознакомиться в читальном зале Центрального государственного архива литературы и искусства после завершения научного описания фонда.
24-29 25
Аннотация
В статье представлен обзор книг из личного собрания В.М. Красовской, переданного в 2000 г. родственниками балетоведа для общественного пользования. Коллекция книг рассмотрена на примере отдельных уникальных изданий, автографов российских и зарубежных деятелей искусства и балетоведов.
30-32 51
Аннотация
Статья посвящена проблемам подготовки балетоведов. Поднимаются вопросы профессионализма и этики балетного критика, неразработанности теории хореографии. Размышления автора посвящены 100-летнему юбилею В.М. Красовской.
33-35 34
Аннотация
Подняты актуальные вопросы преподавания дисциплины «История балета». Подчеркиваются значение дисциплины в профессиональной подготовке специалистов в области хореографического искусства, необходимость уточнения названия дисциплины в Государственных образовательных стандартах, четкого определения предмета изучения и профессиональной терминологии. Отмечено отсутствие единых подходов к преподаванию истории балета в различных учебных заведениях. Автор ставит вопрос о консолидации профессионального сообщества балетоведов для решения проблем преподавания истории балета в современных условиях. Статья посвящена 100-летнему юбилею В.М. Красовской.
36-39 18
Аннотация
Автор прослеживает связи между творчеством А.Я. Левинсона и трудами В.М. Красовской, обращавшейся к статьям выдающегося балетного критика.

АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА ИМ. А. Я. ВАГАНОВОЙ: ОПЫТ, ТРАДИЦИИ, ПРАКТИКА

40-48 44
Аннотация
Статья посвящена трудному периоду жизни характерной танцовщицы и солистки ГАТОБ им. С.М. Кирова - Нины Анисимовой. Сведений о событиях 1938-1939 гг. сохранилось мало, сама артистка и ее биографы предпочитали умалчивать о фактах ее привлечения к «балетному делу», сфабрикованному НКВД. Автор вводит в обиход истории русского балета ряд архивных документов этого дела, позволяющих получить более подробное представление о перенесенных Н.А. Анисимовой невзгодах.
49-57 104
Аннотация
Статья посвящена истории создания балета «Фея кукол» на музыку Йозефа Байера Рассматривается первая постановка, осуществленная братьями Легатами в в Эрмитажном театре (1902). Прослеживается дальнейшая судьба балета вплоть до сегодняшних дней, когда в Академии готовится новая редакция спектакля.

БАЛЕТ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ КУЛЬТУР. РОССИЯ-ПОЛЬША

58-60 32
Аннотация
Статья показывает методологические контакты между Россией и Польшей, определяя, в частности, путь развития польского обучения балета, основой которого стала русская школа классического танца. Ключевым моментом этих связей стал период «Русского балета» Дягилева, распространявшего Санкт-Петербургскую школу классического танца. Следующий момент, не менее значительный, - это перевод на польский язык Ольгой Славской-Липчиньской учебника А.Я. Вагановой «Основы классического танца». Эта публикация унифицировала методы преподавания классического танца в польской школе балета; она также оправдала ожидания людей из балетной среды и стала событием огромной важности. Систематическое обучение учителей в Польше началось с 1972 г, когда в Высшей государственной школе музыки (сегодня - Музыкальный университет имени Фридерика Шопена) была создана Заочная школа учителей танца. Профессор Збигнев Корыцкий - балетмейстер, хореограф, педагог и выпускник балетмейстерского факультета ГИТИСа - стал ее директором.
61-65 30
Аннотация
В основе статьи - многолетний опыта преподавателя и артиста балета. Размышления автора посвящены проблеме сотрудничества между студентами и преподавателя-хореографа для формирования сценического амплуа и исполнительского стиля будущего артиста балета.
66-73 34
Аннотация
А.Я. Ваганова является значимой фигурой в истории мирового балета. Ее методика оказала существенное влияние также и на искусство польского балета. В 1950е гг., когда благодаря государственной политике в сфере культуры в Польше была восстановлена программа художественного, а также и балетного образования, обучение профессионального артиста балета основывалось на программе советских балетных школ и методике преподавания Вагановой. Эта система действует и по сегодняшний день, влияние вагановской методики очень заметно в польской системе балетного образования (как на университетском уровне, так и в формате общеобразовательных балетных школ, выпускники которых выходят на сцены всех польских театров).
74-78 18
Аннотация
Статья посвящена периоду обучения автора в ленинградской Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова и Ленинградском Академическом хореографическом училище им. А.Я. Вагановой (1963-1968 гг.). 214 Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. № 6 (41) 2015 Педагогами будущей примы польского балета Дануты Пясецкой в эти годы были: В.С. Костровицкая, Ф.И. Балабина, И.Б. Зубковская, Н.В. Беликова, Н.А. Камкова. В процессе подготовки к международному конкурсу в Варне ей довелось работать над номерами с Б.Я. Брегвадзе и А.И. Пушкиным. Полученные знания и навыки позволили Д. Пясецкой (совместно с мужем, артистом балета и преподавателем, Я. Пясецким) в 1972 г. стать автором первой польской программы преподавания классического танца и истории балета в Музыкальном университете им. Ф. Шопена
79-85 13
Аннотация
Статья посвящена знаменитой русской балерине Надежде Константиновной Богдановой, которая гастролировала в Театре Вельки в Варшаве с 1855 по 1867 гг. Богданова также с большим успехом гастролировала в Париже, Петербурге и Москве. В Варшаве она выступила свыше 50-ти раз в романтическом репертуаре (постановки Р. Турчиновича). Таким образом оказались тесно переплетенными сценические судьбы Богдановой и ее партнеров, варшавских солистов Александра и Антония Тарновских,
86-90 29
Аннотация
Автор статьи рассматривает культурные связи Польши с Россией в области классического и историко-бытового танца. Обоснованно отмечается значительное влияние польских фольклорных музыки и танца на творчество композиторов и хореографов, а также на салонную бальную культуру XIX в. Фундаментальные сценические произведения того времени массово заимствовали материал традиционных полонезов, мазурок, краковяков, создавая из них полноправный компонент театрального зрелища. В качестве наиболее существенного примера в статье фигурирует балет «Краковская свадьба в Ойцуве» (музыка К. Курпиньского и Ю. Дамсе, хореография Ю. Межиньской), премьера которого состоялась в 1923 г. (Варшава). Гастрольная версия спектакля, отметившего знаковый этап становления национального польского театра, была показана в Санкт-Петербурге (1851 г.) и пользовалась шумным успехом как у обширной театральной публики, так и у членов императорской семьи и двора. Этот парадоксальный (с политической точки зрения) прецедент можно считать вполне традиционным для истории российско-польских культурных контактов, дальнейшее поддержание и развитие которых сегодня зависит от нас.
91-96 27
Аннотация
Обобщенный художественный образ Польши - политического и культурного оппонента России - на Императорской оперной сцене выступал в качестве контраста, значение которого выявлялось в более глубоком раскрытии русского национального персонажа, типажа. Русская оперная драматургия использовала польские сюжеты и «лейтмотивы» как катализатор конфликта, как обстоятельство столкновения героя с судьбой, в том числе и на психологическом уровне. Развитие русской оперной музыки показало, что «польский конфликт» выигрышнее решался на контрасте сопоставления русских мелодических и польских танцевально-ритмических характеристик. В опере обращение к польским национальным образам по содержанию отличалось от их презентации в спектаклях балета.
97-102 29
Аннотация
Бальный танец с Петровских времен прочно вошел в дворянский быт россиян. Культура балов достигла своего апогея в XIX столетии, представляя собой поистине мультикультурное явление. Автором затронут вопрос о появлении полонеза и мазурки в бальной программе имперских столиц России, о социокультурном и историческом контексте феномена польского бального танца, отраженном в произведениях русской классической литературы.
103-111 21
Аннотация
За трехсотлетнюю историю существования нашего города вклад в его культуру, науку, политику сделали многие выдающиеся петербуржцы. Среди петербургских династий есть одна, представители которой сейчас известны лишь узкому кругу специалистов, - это династия Красовских. Теоретическое наследие трех членов этой семьи заслуживает особого внимания, так как вклад этих людей в разные научные дисциплины оказался чрезвычайно важен как для времени, когда они жили и работали, так и современности. 216 Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. № 6 (41) 2015 Данная статья посвящена деятельности Аполлинария Каэтановича Красовского, его внука Михаила Витольдовича Красовского и правнучки Веры Михайловне Красовской.
112-120 36
Аннотация
Статья посвящена одному из самых драматических периодов истории особняка М.Ф. Кшесинской. В начале марта 1917 г. особняк знаменитой балерины был занят солдатами мастерских запасного броневого дивизиона и в нем разместились руководящие органы партии большевиков. Здесь почти ежедневно работал В.И. Ленин. Центральное место в статье занимает подготовленный на основе новых архивных материалов рассказ о сенсационном судебном процессе 5 мая 1917 г. Предметом его стал незаконный захват дома Кшесинской, в качестве ответчиков выступали большевистские организации и сам В.И. Ленин. Суд Кшесинская выиграла, но вернуть свой особняк в обстановке революционной смуты так и не смогла, и вынуждена была покинуть Петроград, а затем и Россию.
121-129 74
Аннотация
Статья посвящена деятельности Польского Национального балета (Варшава) в 2009-2013 гг. и опыту работы автора в качестве премьера этой труппы. Представлена биография директора Польского Национального балета (с 2009 г.) Кшиштофа Пастора, дана характеристика ряду его постановок, подчеркивается, что деятельность К. Пастора ознаменовала новый этап в развитии балета в Польше. Представлена информация о постановках в Польском Национальном балете хореографов: П. Барта, Дж. Ноймайера, Ф. Аштона, А. Ратманского, Я. Тыски и др. Показана связь польского балета и русской школы классического танца через фигуры российских артистов и педагогов, работавших и работающих в Варшаве.
130-135 190
Аннотация
Польские танцы в Русском государстве стали известны с XVII в. В светском российском обиходе XIX в. подвижная благородная мазурка и веселый краковяк то делались всеобщим увлечением, то пребывали в некотором забвении. Именно эти два польских танца и стали исполняться на драматической сцене в модных водевилях. В статье представлен краткий обзор прецедентов воплощения польской темы в российской театральной хореографии с момента первых появлений мотивов полонеза, мазурки, краковяка на сцене императорских театров - до интерпретации этих танцев современными балетмейстерами.
136-144 66
Аннотация
Статья рассматривает межкультурные связи России и Польши в области киноискусства на нескольких примерах творческих биографий актрис (польских и российских польского происхождения).
145-151 62
Аннотация
На примере спектакля «Бесы» Кшиштофа Ясиньского в статье исследуется проблематика сценической интерпретации классических произведений русской литературы зарубежными театральными коллективами. Особое внимание уделяется вопросу влияния традиций национального искусства на работу режиссера при создании образа России средствами сценографического и музыкального оформления спектакля. Рассматривается практика использования приемов символистского театра в современных театральных постановках.
150-151 36
Аннотация
В коротком эссе автор рассматривает конфликтные и позитивные аспекты взаимоотношений представительницы знаменитой классической балетной династии и новаторских идей начала ХХ в., ознаменованного кризисом академизма. Матильда Кшесинская была свидетельницей триумфов Айседоры Дункан на петербургской сцене и даже общалась с новой знаменитостью, но, в отличие от М. Фокина и А. Павловой, ее идеями не прониклась. За творчеством Фокина внимательно следила, хотя и не разделяла его программы. 218 Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. № 6 (41) 2015 Будучи беспрецедентно успешной зрелой «личностью, одаренной без меры», даже при попытках «примерить на себя» новаторские течения, участвуя в новаторских постановках, Кшесинская оставалась сама собой.
152-155 42
Аннотация
В статье рассматриваются основные термины театральной антропологии, особое внимание уделяется принципам «эквивалентности» и «нового тела». Проблемы формирования новой телесной выразительности актера в современном театре России и Польши рассматриваются на примере ряда коллективов, работающих в традициях Е. Гротовского и на основе экспериментов в пластическом театре. Выделяются два базовых подхода к способу существования актера: синкретическая и синтетическая модели.

ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

156-162 135
Аннотация
Статья посвящена решению ряда артистических и музыкантских задач, которые ставит перед исполнителями включение в концертный и педагогический репертуар фортепианных транскрипций балетной музыки. Освещено бытование феномена фортепианной транскрипции в повседневности через апологию жанра в историческом ракурсе - от эпохи «большого концертного стиля» романтического европейского пианизма до наших дней.

HARMONIA MUNDI

163-170 25
Аннотация
Статья посвящена объяснению ценностного отношения субъекта к самому себе как объекту, роли самосознания как условия избирательного отношения к другому субъекту.
171-179 18
Аннотация
В статье рассматривается место и роль изображений философов в публичном пространстве античного города. На примере сочинения Диогена Лаэртского изучается динамика изменения отношения к философам в период классической Эллады и в период эллинизма. Наличие большого количества портретов философов, оставшейся от римской эпохи, объясняется тем, что изображения мыслителей оказываются элементом украшения частного пространства.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

180-187 27
Аннотация
Искусство постмодерна в той мере, в какой оно целенаправленно разрушает классическую модель художественной коммуникации (автор - произведение - зритель), формирует новый способ творческой активности, который принято называть «антиискусством». Такое искусство становится источником своеобразного чувственного опыта - «неуловимого эстетического». Его суть состоит в том, что эстетический эффект возникает непреднамеренно и никоим образом не связан с деятельностью автора или с производимыми им артефактами, которые не имеют никакого устойчивого значения. Общая направленность творчества ощущается в любой ситуации восприятия, хотя и не может быть сформулирована однозначно, она и составляет «неуловимое эстетическое» в антиискусстве.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

ХРОНИКА СОБЫТИЙ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)