Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск
№ 2 (2015)

АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА ИМ. А. Я. ВАГАНОВОЙ: ОПЫТ, ТРАДИЦИИ, ПРАКТИКА

К 145-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ ЛЕГАТА

65-76 83
Аннотация
Статья посвящена альбому хромолитографий «Русский балет в карикатурах», изданному в 1902-1905 гг. в Санкт-Петербурге издательством Н. А. Соколова «Прогресс». Братья Сергей и Николай Легаты, выдающиеся танцовщики и хореографы, музыкально одаренные, обладали незаурядными художественными способностям, участвовали в выставках Императорского общества русских акварелистов. Особенно ярко живописный дар братьев проявился при создании знаменитой серии на деятелей русского балета. В статье приводятся краткие сведения об истории ее создания, уточнятся их жанровая разновидность, выявляются причины обращения братьев Легат к шаржам. Анализируется сюжетно-тематический план карикатур, их художественно-стилистические особенности, особенность образного языка авторов. В выводах подчеркивается, что обращение братьев Легат к персонифицированной карикатуре в начале ХХ в. было связано не только со спецификой театральной среды или личностными особенностями авторов, но и с общими тенденциями русской культуры той эпохи.
77-83 85
Аннотация
Статья посвящена русскому композитору Фоме Гартману и постановке балета «Аленький цветочек» на сцене Мариинского театра балетмейстером Николаем Легатом в 1907 г. Сочинения этого одаренного музыканта, эмигрировавшего из России после Октябрьского переворота, сейчас находятся в полном забвении, в том числе и балет «Аленький цветочек». Автор публикации, основываясь на дневниковых записях современников и рецензиях прессы, прослеживает процесс работы над постановкой, а также сценическую судьбу произведения.
84-88 27
Аннотация
В статье рассматривается наследие знаменитого выпускника Петербургского театрального училища, танцовщика Мариинского театра Н. Г. Легата. Автор статьи предлагает вниманию читателей анализ части урока № 3 (экзерсис на середине зала). Четыре урока собственноручно были написаны Легатом для его ученика А. Эглевского.
89-93 16
Аннотация
Статья посвящена малоизвестному лондонскому периоду преподавательской деятельности Николая Густавовича Легата. Находясь в эмиграции, Легат открыл в Лондоне несколько студий, начиная с первой (1923) - в небольшом помещении при церкви в Хамстеде и заканчивая последней, открывшейся в 1932 г. и ставшей местом паломничества не только начинающих, но также известных артистов балета из многих стран. Атмосфера студийной работы воссоздана по воспоминаниям учеников Легата, среди которых такие родоначальники современного английского балета, как Нинетт де Валуа, Фредерик Аштон, Антон Долин, Алисия Маркова, Алан Картер, Марго Фонтейн, Майкл Сомс, Мона Инглесби, Мойра Ширер.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

98-103 35
Аннотация
В статье рассматривается постановка балета «Красный мак» Р. М. Глиэра в США. Дополнены известные и приведены новые данные; впервые цитируются многие рецензии американских критиков.
104-109 24
Аннотация
В беседе затрагиваются вопросы работы балетмейстера над балетом «Дон Хосе. Страсти по Кармен» и принципов прочтения литературных произведений в современной хореографии.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХОРЕОГРАФИИ

110-122 46
Аннотация
Статья посвящена анализу опыта преподавания курса «Психология творческой деятельности» для студентов направления «Хореографическое исполнительство» Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. Обсуждаются задачи курса в соотнесении с будущей профессиональной деятельностью, научные подходы к реализации программы курса, содержание интерактивных занятий с использованием арт-технологий, различными темами и техниками для творчества. Рассматриваются психологические факторы развития личности будущих артистов балета в процессе обучения, создание условий для получения разнообразного личностного и социального опыта, свободных спонтанных реакций, генерирования творческих идей, разнопланового взаимодействия участников друг с другом. Приводятся выдержки из рефлексивно-аналитических работ студентов, отражающих их восприятие и оценку различных аспектов обучающего модуля «Психология творческой деятельности».

ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

123-132 64
Аннотация
Статья посвящена вопросам развития слуха джазовых музыкантов. Особое внимание уделяется предмету «джазовое сольфеджио», как основному в ряду музыкально-теоретических дисциплин. Анализируется опыт американских педагогов, разработавших методические пособия по развитию слуха, таких как Джейми Аберсольд и Дэвид Бёрдж. Рассматривается вопрос о так называемом «абсолютном» и о «цветном слухе», дается описание методов развития слуховых и интонационных навыков. Отмечается, что опыт американских авторов не ограничивается представленными примерами, это лишь малая часть системы обучения и развития слуха джазовых музыкантов.

HARMONIA MUNDI

133-142 7
Аннотация
В статье обобщаются научные теории последних двух столетий, направленные на поиск причин рождения искусства. Основанием выделения данного периода в особую целостность стало единство кризисных процессов в культуре и искусстве, сформировавшее острую потребность изучить искусство в единстве причин его появления и современного состояния. Истоки кризиса искусства автор отмечает в культуре Возрождения, а указанный в названии период рассматривается как время активного раскрытия его противоречий. На примере ряда теорий искусства показаны принципиальные различия двух традиционных научных моделей (идеалистической и материалистической), односторонность того и другого способов исследования. Основная цель статьи заключается в обосновании необходимости и возможности применения к целостному изучению феномена Искусства новых открытий современной науки - в частности принципа дополнительности.
143-153 18
Аннотация
Статья посвящена Новой музыке послевоенного периода. Автор анализирует творческие концепции и художественные методы на основании трех защитных психологических механизмов, предложенных в труде Эриха Фромма «Бегство от свободы» (1941). Фромм пишет о механизмах действия факторов психики, побуждающих человека к осознанному отказу от свободы самовыражения и бегству от самого себя. Детерминизм параметров и диктат самоизобретенной системы сериальной техники стал одним из методов эстетики «избегания» слуховых ассоциаций с прежним музыкальным опытом. Другими защитными механизмами и «бегством от свободы», с точки зрения Фромма, становятся спонтанность и индетерминизм, ставшие весьма актуальным в конце 1950-х - начале 1960-х и «деперсонификация», самоустранение в коллажной мозаичности - своего рода «смерть автора». Методом исследования в данной работе становится сравнительный анализ, в который оказываются вовлеченными психология и новая музыка. Опираясь на метод логотерапии и постижения смысла В. Франкла, автор сосредоточивает аналитический материал вокруг соотношения слова (логоса), звука и нового музыкального синтаксиса. Творчество композиторов Новой музыки второй половины ХХ в. рассматривается как своего рода послевоенная рефлексия, звуковое свидетельство пост-травматического синдрома.

В ЗЕРКАЛЕ ИСКУССТВ

154-161 80
Аннотация
Студиоло Федерико да Монтефельтро в Урбино является одним из интереснейших декоративных ансамблей в искусстве кватроченто. В нём был воплощён образ правителя своей эпохи, одновременно и идеальный, и включающий черты самого урбинского герцога. Интарсии на стенах студиоло являются исключительно важной частью этого ансамбля. Сам характер искусства интарсии основывается на математической выверенности композиций, а техника исполнения свидетельствует о высочайшем мастерстве. Программа декора позволяет увидеть соотношение основных составляющих образа князя, к которым принадлежат военная доблесть и учёные занятия.
162-169 18
Аннотация
В. Шершеневич, А. Мариенгоф) во время «кафейной эпохи». В краткий период рубежа 1910-1920-х гг., когда был недоступен прежний выход к читателю, кафе становится сосредоточием культурной жизни. Имажинисты с удовольствием и вдохновением театрализовали собственное поведение: они расписывали стены Страстного монастыря, переименовывали улицы и организовали кафе «Стойло Пегаса», в котором ежевечернее происходили выступления поэтов, актеров, художников. «Бытовой эпатаж» имажинистов сейчас бы назвали разновидностью флеш-моба.
170-177 36
Аннотация
Статья посвящена отношению П. И. Чайковского к старинной музыке, в первую очередь музыке И. С. Баха. Во второй половине XIX в. знание этой музыки и ее распространенность в России были недостаточны. На ос новании многих источников - писем, дневников Чайковского, свидетельств современников - показано, что Чайковский проявлял к ней интерес, но его отношение было неоднозначным, противоречивым. Также неоднозначно его отношение к духовным сочинениям Бортнянского, вышедшим под его редакцией в издательстве П. Юргенсона. Поставлен вопрос о соотношении оценки и степени информированности оценивающего.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

178-185 14
Аннотация
В статье исследуются условия и обстоятельства возникновения флюксуса как направления в авангардном искусстве. Его рождение относят к началу 1960-х гг. и связывают с этим фактом большое число легенд и противоречивых версий. Дополнением к ним служит ряд иронических осмыслений факта рождения флюксуса его участниками. Задачей статьи является выявление подлинных обстоятельств этого события на материале ряда источников, среди которых письма Д. Мачунаса и другие документы эпохи.
186-190 14
Аннотация
Статья посвящена критическому анализу терминологии массовой музыки. Подвергая сомнению устоявшуюся жанровую категорию «музыкальное искусство эстрады», вбирающую в себя не только лёгкую музыку, но также джазовое исполнительство, бардовскую песню и рок, автор видит проблему в слиянии здесь нескольких эстетически различных явлений. Предложенное в статье терминологическое разделение позволяет выявить различия социокультурного, политического и этического порядка, пролегающие между западной и советской популярной музыкой.

ХРОНИКА СОБЫТИЙ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)