Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

«Посттравматический синдром» новой музыки

Аннотация

Статья посвящена Новой музыке послевоенного периода. Автор анализирует творческие концепции и художественные методы на основании трех защитных психологических механизмов, предложенных в труде Эриха Фромма «Бегство от свободы» (1941). Фромм пишет о механизмах действия факторов психики, побуждающих человека к осознанному отказу от свободы самовыражения и бегству от самого себя. Детерминизм параметров и диктат самоизобретенной системы сериальной техники стал одним из методов эстетики «избегания» слуховых ассоциаций с прежним музыкальным опытом. Другими защитными механизмами и «бегством от свободы», с точки зрения Фромма, становятся спонтанность и индетерминизм, ставшие весьма актуальным в конце 1950-х - начале 1960-х и «деперсонификация», самоустранение в коллажной мозаичности - своего рода «смерть автора». Методом исследования в данной работе становится сравнительный анализ, в который оказываются вовлеченными психология и новая музыка. Опираясь на метод логотерапии и постижения смысла В. Франкла, автор сосредоточивает аналитический материал вокруг соотношения слова (логоса), звука и нового музыкального синтаксиса. Творчество композиторов Новой музыки второй половины ХХ в. рассматривается как своего рода послевоенная рефлексия, звуковое свидетельство пост-травматического синдрома.

Об авторе

Светлана Витальевна Лаврова
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Россия


Список литературы

1. Зенкин К. Музыка в «Час нуль» культуры // Израиль XXI век. Музыкальный журнал URL: http://www.21israel-music.com/Stockhausen_Cage.htm (дата обращения: 30. 03. 2015.)

2. Адорно Т. Негативная диалектика. М.: Академический проект, 2011. 538 с.

3. Адорно Т. Эстетическая теория. URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/adorno-asthetische-theorie.htm (дата обращения: 25. 03. 2015.)

4. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: ЛитРес, 2014. 300 с.

5. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

6. Мусаелян Е., Лахенман Х. «Искусство ничего не должно»// «Играем с начала» № 3 (130) Март 2015

7. Соколов А. Введение в музыкальную композицию ХХ века. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004. 222 с.

8. Булез П. Ориентиры I. М.: Логос-Альтера, 2004. 200 с.

9. Lachenmann H. Musik als existentielle Erfahrung. Schriften 1966-1995. Wiesbaden.: Breitkopf & Härtel, 1996. 488 s.

10. Кириллина Л. Луиджи Ноно // Открытый текст. URL: http://www.opentextnn.ru/ music/personalia/nono/?id=3655 (дата обращения: 03. 04. 2015.)

11. Cooperman D. Hans Werner Henze’s Early Political Thought: Three Case Studies. Montreal, 2011. 142 s.

12. Horvath N. The «Theatre of the Ear»: Analyzing Berio’s Musical Documentary A-Ronne // Musicological Explorations. Vol.10. 2009. s. 73-104.

13. Kagel M. «Vorte uber Musik» Gesprache. Aufsaltze. Reden Hrspiele. Munchen, Mains, 1991. S. 11

14. Ценова B. Пересекающиеся слои, или мир как аквариум (интервью, которого не было) URL: http://www.21israel-music.com/Cage.htm (дата обращения: 07. 04. 2015.)

15. Nono L. L’erreur comme nécessité // Revue Musicale Suisse. № 123. 1983. p. 256-257.

16. Колико Н. Хельмут Лахенманн: эстетическая технология. Дис.. канд. иск. М.: РАМ им. Гнесиных, 2002. 177 с.

17. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. 526 с.

18. Ботюр М. Aвтор в пространстве дискурса. СПб.: НОМИ. № 5. 2006.

19. Акопян Л. О. Джачинто Шельси // Искусство музыки: теория и история. № 1-2. 2011. c. 154-207.


Рецензия

Для цитирования:


Лаврова С.В. «Посттравматический синдром» новой музыки. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2015;(2):143-153.

For citation:


Lavrova S.V. «Post-traumatic stress syndrome» of New music. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2015;(2):143-153. (In Russ.)

Просмотров: 370


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)