Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск
№ 5 (2016)

АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА ИМЕНИ А. Я. ВАГАНОВОЙ: ОПЫТ, ТРАДИЦИИ, ПРАКТИКА

7-11 45
Аннотация
Статья посвящена творчеству Жанны Аюповой - прима-балерины Мариинского театра, художественного руководителя Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. Подробно рассмотрены роли Аюповой в спектаклях Мариуса Петипа, Михаила Фокина, Джорджа Баланчина, Ростислава Захарова, Леонида Лавровского и других хореографов. Определены особенности творческой манеры балерины. Дана оценка ее вкладу в развитие отечественного балета.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

12-19 20
Аннотация
В статье рассматривается место балетного сегмента в структуре культурной среды регионов. В русле массовизации культуры отмечается противоречие между усложнением языка искусства и упрощением художественных вкусов публики. На материале Санкт-Петербурга прослеживается корреляция художественных институций и культурной среды. Вариативность проявлений балетного сегмента в структуре культурной среды автор сводит к трем аспектам. Первый аспект связан с общей детерминацией взаимодействия личности со средой, осуществляемой через механизм культурной активности. Второй аспект определяет способность искусства балета отражать ценностно-смысловые основания бытия. Третий аспект фиксирует ресурсный потенциал балетных институций, которые оказывают возможные средовые влияния на людей через художественное просвещение.
20-27 276
Аннотация
В статье осуществлен отбор и анализ публикаций журнала «Балет» по проблемам теории хореографии за период 2011-2015 гг. Эти публикации, издательская деятельность журнала в целом, рассматриваются как маркеры нового, более высокого уровня институциализации балета и балетного образования в постсоветской России. Анализируются статьи, содержание которых выходит за пределы традиционного дискурса отечественной науки о танце и балете, в том числе посвященные: социологическим аспектам хореографии, участникам художественного процесса (директору, менеджеру зрителю, критику), семиотическим аспектам сценического (преимущественно современного) танца, повышению видового разнообразия искусства танца.
28-36 29
Аннотация
В статье рассказывается о двух постановках балета С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» в Новосибирске. Обращение к спектаклю 1965 г. дает возможность вспомнить, как проходило профессиональное становление выдающегося хореографа современности Олега Виноградова. Знакомство с другой версией балета «Ромео и Джульетта» напоминает о творчестве двух других талантливых балетмейстеров современной России - Н. Касаткиной и В. Василёва.

К 150-ЛЕТИЮ Л. С. БАКСТА

37-43 24
Аннотация
Статья посвящена изобразительному бестиарию Льва Самойловича Бакста, представляющему разнообразных чудищ и монстров, созданных художником в разные годы как эскизы костюмов к музыкальным спектаклям. Автор выявляет причины популярности этих образов в изобразительном искусстве рубежа веков, анализирует их онтологию, прослеживает их стилистическую эволюцию.
44-49 29
Аннотация
В статье анализируется часть графического творчества современного петербургского художника О. Ю. Яхнина, обращенная к наследию народной культуры стран мира. Созданная на базе авторской цветной литографии 1990-х гг. серия коллажей 2005 г. отмечена союзом природного и механистического начал. Жизнерадостная пластическая сюита отсылает зрителя к растительной и геометрической орнаментике общемировой национальной культуры. Яхнин ведет воображаемый диалог с Л. С. Бакстом, создавшим в 1920-е гг. эскизы росписей индейских шелковых тканей.
50-55 58
Аннотация
В статье рассматриваются три портрета работы Льва Бакста: портрет Сергея Дягилева, Дмитрия Философова и Вальтера Нувеля. Модели портретов - представители петербургской богемы рубежа XIX - ХХ вв., коллеги по объединению «Мир искусства». Автор статьи реконструирует «дух и стиль» жизни петербургских денди, пользуясь портретным материалом. В статье поднимается вопрос о влиянии самопрезентации модели на авторскую концепцию, делается попытка формирования иконографии как отдельной модели, так и образа «мирискуснического денди» в целом.
56-63 22
Аннотация
Статья представляет собой попытку анализа деятельности текстильного рынка в США начала XX в. с выявлением особенностей текстильного дизайна, орнаментального разнообразия и стилистики рисунков тканей. Рассматриваются влияния магистральных художественных течений времени на текстильный дизайн Америки и творчество Леона Бакста, создававшего для американского текстильного рынка эскизы тканей. Отмечается место и роль художника в этом процессе, а также степень его погружения в новую культуру.
64-71 47
Аннотация
Статья посвящена двум портретам Андрея Белого, выполненным Л. С. Бакстом в 1905 и 1906 гг. Эти портреты стали знаковыми для истории русской культуры Серебряного века. В статье рассказывается история создания портретов, а также история бытования и интерпретаций созданного Л. С. Бакстом образа писателя-символиста в массовой культуре, начиная с 1900-х гг. и до нашего времени. Рассматриваются российские и зарубежные издания сочинений Белого, газетные публикации, литературоведческие издания, кинематограф, реклама и интернет-ресурсы.
72-82 77
Аннотация
Статья посвящена биографическому феномену троекратной смены (часто - вынужденной) фамилии Л. С. Бакстом и историческим обстоятельствам, этому способствовавшим. Автор, используя сведения из архивов г. Гродно, доказывает ошибочность некоторых утверждений, распространившихся в биографической литературе о ранних годах Бакста; показывает немецкие и голландские корни происхождения фамилии Бакстер, белорусское происхождение творческого псевдонима, ставшего официальной фамилией художника - Бакст, а также вероятную символическую причину ее выбора.
83-92 53
Аннотация
Статья посвящена истории создания на Государственном фарфоровом заводе фарфоровых статуэток участников «дягилевских сезонов». Рассматриваются спроектированные в 1920-1930-е гг. скульптурные изображения Т. Карсавиной, М. Фокина, В. Нижинского и других танцовщиков, одетых в костюмы, созданные по эскизам Л. Бакста; анализируются произведения современных фарфористов, вновь обратившихся к теме «русских сезонов» на рубеже XX-XXI вв. Автор также приводит яркие примеры обращения европейских мастеров к теме «дягилевских сезонов», в том числе на старейшем в Европе производстве - Мейсенской фарфоровой мануфактуре
93-100 21
Аннотация
В статье проанализированы причины популярности Льва Бакста (одного из самых видных дизайнеров Русских Балетов) в английской театральной аудитории. Известный своим великолепным оформлением сцены и созданием театральных костюмов, Лев Бакст был одним из художников, которые революционно изменили оформление английского балета и английское театральное искусство. В Лондоне художник, быстро ставший знаменитостью, был особенно популярен среди интеллектуалов так называемой группы Блумсбери. На примере Дункана Гранта автор показывает, как творчество Бакста вдохновляло многих английских художников. Автор статьи рассматривает влияние новаторских цветовых решений Бакста на развитие английской моды, декоративно-прикладного искусства и дизайна

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

101-106 84
Аннотация
Статья посвящена феномену трансмедиа в творчестве итальянского композитора Фаусто Ромителли. В контексте искусства новых медиа автор обращается к известной композиции «Радио мертвого города. Аудиодром». В этом сочинении композитор осуществляет музыкальную интерпретацию идей канадского социолога Маршала Маклюэна, изложенных в его работе «Понимание медиа». Одной из общих точек Ромителли и Маклюэна становится оппозиция письменной и устной культур, смещение оси координат в современной медиа среде. Творчество Фаусто Ромителли представляет собой «сплав» элементов техно и рок-музыки с утонченной спектральной техникой. Спектральный метод, применяемый Ф. Ромителли в его «Аудиодроме», сосредоточен на композиторском представлении звука в качестве материала, подлежащего обработке, обладающего определенными физическими характеристиками. Первым импульсом становится слуховой образ, затем следует компьютерный анализ и далее, полученные данные составляют основу композиции. Трансмедиа в качестве технологии реализует себя через переключение планов восприятия от реального к воображаемому. Таким образом осуществляется подмена реальности.
107-115 18
Аннотация
Статья посвящена изучению взаимосвязи истории художественной группировки «Флюксус» с жизнью её лидера- литовско-американского художника Джорджа Мачунаса. Выделяются четыре основных периода его жизни; прослеживается роль двух из них в формировании существенных признаков искусства флюксуса. Делаются выводы о непосредственном влиянии фактов биографии и интересов Мачунаса на возникновение специфической эстетической программы флюксуса. Биография Мачунаса освещается как фрагмент и составная часть истории группы «Флюксус».

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ХОРЕОГРАФИИ

116-120 29
Аннотация
В статье анализируется современное состояние медицинского контроля и реабилитации спортсменов танцевального спорта в Санкт-Петербурге.

ПЕРЕВОДЫ И АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

121-146 42
Аннотация
Статья посвящена проекту сотрудничества Касьяна Голейзовского с ленинградским Малым академическим оперным театром в конце 1950 - начале 1960-х годов. Письма хореографа, хранившиеся в материалах архива Бориса Загурского в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки, не опубликованные до настоящего момента, проливают свет и на малоизвестный этап жизни мастера (долго находившегося в опале и страстно желавшего творить) и на репертуарные искания ленинградской балетной труппы.
147-154 34
Аннотация
Цель данной статьи - показать, что высказывания Леонардо об обучении живописи - важный аспект его мышления и существенная черта их современности, предположить, что его всеохватывающий подход к искусству должен быть рассмотрен не только с точки зрения зарождающегося научного мышления, но так же и на фоне новых экономических и социальных воздействий в равной степени характерных современному миру. Перевод выполнен по изданию: Williams R. The Spiritual Exercises of Leonardo da Vinci // A Companion to Art Theory. Blackwell Publishing, 2002. pp. 75-87. Статья публикуется с любезного разрешения автора.

ХРОНИКА СОБЫТИЙ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)