О двух музыкальных воплощениях дистопических мотивов легенды о Великом Инквизиторе из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»
Аннотация
Глава «Великий инквизитор» из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» долгое время является объектом осмысления представителей различных областей наук и искусств, стала прецедентным текстом для многих выдающихся произведений мировой литературы, в том числе для романа Е. Замятина «Мы». В первой отечественной антиутопии прослеживается влияние последнего романа Достоевского, что стало стимулом к размышлению о дистопических мотивах в главе «Великий инквизитор» и их претворению в произведениях музыкального искусства. В качестве примеров были выбраны два сценических произведения. В опере Ю. Димитрина и А. Смелкова «Братья Карамазовы» фрагменты монолога Великого инквизитора рассредоточены по разным картинам, вследствие чего религиозно-философский план действия охватывает все произведение, выступая своеобразным «скрепом» драматургии. В балете Б. Эйфмана «По ту сторону греха» сцена встречи Великого инквизитора и Христа сопровождается увертюрой из оперы Р. Вагнера «Тангейзер». В статье обосновываются возможные причины подобного выбора музыки, обнаруживаются параллели между романом Достоевского и статьей Вагнера «Государство и религия».
Об авторе
С. Г. ВойткевичРоссия
Кандидат искусствоведения, доцент, проректор по творческой деятельности, профессор кафедры истории музыки
ул. Ленина, д. 22, г. Красноярск, 660049
Список литературы
1. Сухих О. С. Идея Великого инквизитора и личность в «Легенде о великом инквизиторе» Ф. М. Достоевского // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 3 (1), с. 371–375.
2. Розанов В. В. Собрание сочинений. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. Лит. очерки. О писательстве и писателях. М.: Республика, 1996. 702 с.
3. Фокин П. Е. Поэма «Великий инквизитор» и футурология Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. Т. 12. С. 190–200.
4. Сарнов Б. М. Сталин и писатели. Книга третья. Эксмо, 2009. 320 с.
5. Марков А. В., Штайн О. А. Культурные модели в пьесе «Блоха» Евгения Замятина: карнавализация и пантомима // Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского «ARTE». 2024. № 3. С. 80–87.
6. Чуковский К. И. Дневник 1901–1929. М.: Советский писатель, 1991. 167 с.
7. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1976. Т. 14. 514 с.
8. Богомолова И. А. «Великий инквизитор» Ф. М. Достоевского и музыкальное искусство 1940-х ‒ 2000-х гг. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. Санкт-Петербург. 2017. 21 с.
9. Богомолова И. А. «Великий инквизитор» Блахера // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 5(59): в 3-х ч. Ч. 1. C. 12‒15.
10. Войткевич С. Г. Обнимутся ли миллионы? (о рецепции бетховенской «темы радости» в опере А. Смелкова «Братья Карамазовы») // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 27. С. 97–106.
11. Комарова Е. Э. Музыкально-хореографические интерпретации одного романа Достоевского // Достоевский в смене эпох и поколений: материалы II Международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского. 11-14 ноября 2021 г. Омск: ОмГУ, 2021. С. 280‒284.
12. Боборыкина Т. А. В поиске визуальной метафоры: Достоевский на языке балета и кино // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 34. С. 5–18.
13. Тарасова О. И., Холондович М. А. Хореографическая интерпретация симфонической поэмы «Остров мертвых» С. В. Рахманинова // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2020. № 5. С. 136‒145.
14. Лауреат Эрмитажной премии Эйфман представит премьеру «Преступления и наказания». URL: https://rg.ru/2024/09/11/reg-szfo/moral-baleta-takova.html (дата обращения: 13.10.2024).
15. Сметанина Б. О. Сценическая интерпретация литературных произведений в творчестве Б. Эйфмана (последняя треть XX ‒ начало XXI веков). Автореф. дисс. … канд. искусствовед. Санкт-Петербург. 2008. 27 с.
16. Колесникова Л. Н. Достоевский на балетной сцене (О балете Б. Эйфмана «По ту сторону греха»). Рецензия // Культурное пространство Русского мира. 2021. Т. 5. № 3. С. 37–39.
17. Кулагина В. И. Романы без слов. Достоевский на Петербургской балетной сцене. СПб:. Балтийские сезоны, 2011. 192 с.
18. Достоевская А. Г. Воспоминания. М.: БОСЛЕН, 2015. 768 с.
19. Гозенпуд А. А. Достоевский и музыка. Л.: Музыка, 1971. 176 с.
20. Васичек В., Криницын А. Б. Достоевский и Вагнер: философские и религиозные созвучия. URL: https://istina.msu.ru/conferences/ presentations/137481769/ (дата обращения: 07.11.2024).
21. Раку М. Г. Вагнер. Путеводитель. М.: Классика-XXI, 2007. 320 с.
22. Катаев В. Б. Чехов плюс...: предшественники, современники, преемники. URL: http://chehov.lit-info.ru/chehov/kritika/kataev-chehov-plyus/rihard-vagner-irusskie-pisateli.htm (дата обращения: 08.12.2024).
23. Richard Wagner. On state and religion. Translated by William Ashton Ellis // Proofed and formatted by JP MOURLON, Paris, France. URL: https://www.rulit.me/books/onstate-and-religion-read-225621-8.html (дата обращения: 08.12.2024).
24. Митасова С. А. Редкий иконографический сюжет современной православной иконописи «Друг друга тяготы носите» в контексте национального культурного концепта «Несение Креста» // Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского «ARTE». 2021. № 1. С. 5–12.
Рецензия
Для цитирования:
Войткевич С.Г. О двух музыкальных воплощениях дистопических мотивов легенды о Великом Инквизиторе из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(2):87-101.
For citation:
Voitkevich S.G. On Two Musical Presentations of Dystopian Motifs of the Poem The Grand Inquisitor from F. M. Dostoevsky’s Novel The Brothers Karamazov. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(2):87-101. (In Russ.)