Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Французская кадриль как явление музыкальной жизни Парижа второй и третьей четвертей XIX века

Аннотация

Статья посвящена исследованию роли и значения французской кадрили в парижской музыкальной жизни второй-третьей четверти XIX века. Освещается исторический контекст, обусловивший распространение все более демократичных и доступных форм общественных развлечений, а также условия, предопределившие возрастание популярности кадрили.
Выявляются основные особенности техники создания музыки кадрили (сеты кадрилей составлялись аранжировщиками, использующими популярные оперные мелодии, благодаря чему парижане нередко знакомились с музыкой опер на балу, исполняя танец). Показаны приемы адаптации, придающие мелодиям опер жанровые свойства контрданса (изменение первоначальной ритмической канвы, темпа, фразировки, фактуры). Отмечаются свойства «эффекта кадрили», обусловленного применением приема «окарикатуривания» исходного материала. Осмысление этого эффекта в русле академической музыки обусловило получение художественных результатов в сочинениях комического, скерцозного характера.
Показаны положительные стороны влияния кадрили на формирование музыкального опыта, ее способность передавать интонационное содержание художественных произведений в упрощенной, доступной для неподготовленного восприятия форме. Высказываются причины, объясняющие парадоксально малый (в сравнении с музыкой опер) интерес составителей кадрилей к использованию балетной музыки.

Об авторе

Г. А. Безуглая
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Россия

Д-р. искусствоведения, доц. 

ул. Зодчего Росси, д. 2. Санкт-Петербург 191023 



Список литературы

1. Ивановский Н. П. Бальный танец XVI–XIX веков. Л: Искусство, 1948. 215 с.

2. Cellarius H. La Danse des salons. Paris: J. Hetzel, 1847. 174 s.

3. Aldrich E. From the Ballroom to Hell: Grace and Folly in Nineteenth-century Dance. Evanstone, Illinois: Northwestern University Press, 1991. 225 p.

4. Masson F. Les quadrilles à la cour de Napoléon 1er (1806‒1813). Paris: Daragon, 1904. 89 s.

5. Gasnault F. Guinguettes et lorettes: bals publics et danse sociale à Paris entre 1830 et 1870. Paris: Aubier, 1986. 343 р.

6. Стратилатов Б. Французская кадриль в России [Электронный ресурс]. URL: https://docs.google.com/document/d/e/2PACX-1vTA1RVNm9Z8yLHX7YiAxXLjp9E_CR1qwpWvsn5qmJe47hbhVLHkopaSg3go7UU2K9W4yTJ3bVH0maVa/pub (дата обращения: 21.03.2025).

7. Castil-Blaze. Le Quadrille. // La France musicale: paraissant le dimanche sous le patronage des célébrités musicales de la France et de l'étranger [Электронный ресурс]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k69660w/f239.item.r=La%20France%20musicale (дата обращения: 30.01.2025).

8. Cahusac L. La danse ancienne et moderne ou Traité historique de la danse. Seconde partie ‒ Livre deuxième. Chapitre VII. Des Bals publics A La Haye [i.e. Paris]: Chez J. Neaulme, 1754. 604 s.

9. Pougin A. Dictionnaire historique et pittoresque du théâtre et des arts qui s'y rattachent: Poétique, musique, danse, pantomime, décor, costume, machinerie, acrobatisme qui s'y rattachent. Paris: Firmin-Didot et cie. 1885. 775 s.

10. Schnapper L. Musique et musiciens de bal: Isaac Strauss au service de Napoléon III. Paris: Hors collection Hermann. 2023. 347 s.

11. Clark M. The Quadrille as Embodied Musical Experience in 19th Century Paris // The Journal of Musicology [Электронный ресурс]. URL: https://online.ucpress.edu/jm/article-abstract/19/3/503/63069/The-Quadrilleas-Embodied-Musical-Experience-in?redirectedFrom=PDF (дата обращения: 08.12.2024).

12. Chaulieu Ch. Variétés. De la contredanse. // Le Pianiste 2 [Электронный ресурс]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k1178896g/f76.item.r=Le%20Pianiste%202%20(5%20March%201835) (дата обращения: 14.02.2025).

13. La contredanse // Le Ménestrel 2 [Электронный ресурс]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5619267c/f1.item.r=Le+Menestrel++1834 (дата обращения: 21.03.2025).

14. Fétis F.-J. Question de propriété littéraire // Revue Musicale [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru/books?id=F6q8r0PxmKkC&pg=PA1&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 14.03.2025).

15. La France Musicale [Электронный ресурс]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k69660w/f82.item.r=La%20France%20musicale (дата обращения: 21.03.2025).

16. Рыжкова Н. А. Бальные танцы и оперная музыка начала XIX века // Развлекательная культура России XVIII–XIX вв. Очерки истории и теории. СПб.: ДБ, 2001. С. 196–210.

17. Clark M. Understanding French Grand Opera through Dance [Электронный ресурс]. URL: https://repository.upenn.edu/server/api/core/bitstreams/e17b8191-602a-419f-9502-03db0e824acc/content (дата обращения: 21.03.2025).

18. Sincére R. Petit Chronique. Le quadrille in UT. // Le Ménestrel: Journal de musique [Электронный ресурс]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5618153p/f3.item.r=quadrille (дата обращения: 22.03.2025).

19. Bellak J. Traviata Quadrilles. Philadelphia: G. André & Co., 1858. 8 р.

20. The Ballroom Music Book, containing fifty waltzes, forty polkas, ten galops, twelve sets of quadrilles, two varsovianas, two schottisches for the pianoforte. Jimmy Shand Collection. Vol. 12. Boosey Musical Cabinet Series. London: Boosey and Sons, s. a. 1860. 153 p.

21. 100 опер. История создания. Сюжет. Музыка / сост. М. С. Друскин. Л.: Музыка, 1968. 623 с.

22. Форе Г., Мессаже А. Воспоминания о Байройте. «Кадриль на любимые мотивы из «Кольца Нибелунга» Р. Вагнера», op. posth., для фортепиано в четыре руки. Рукопись музыки [Электронный ресурс]. URL: https://catalogue.bnf.fr/ark:/12148/cb42982899j (дата обращения: 22.03.2025).

23. Revue Critique. Deuxième caprice pour le piano sur la Folle de Grisar par Henri Herz, op. 83 [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/revueetgazettemu18363pari/page/100/mode/2up (дата обращения: 22.03.2025).

24. Countredance // Le Ménestrel: journal de musique [Электронный ресурс]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5619267c/f1.item.r=Le+Menestrel++1834 (дата обращения: 14.03.2025).

25. Biographie universelle des musiciens et bibliographie générale de la musique. Supplément et complément. by Fétis, François-Joseph, 1784‒1871; Pougin, Arthur, 1834-1921. Paris: Firmin-Didot. 1878. 706 s.

26. Berlioz G. Virtuoses. Le concert Musard, M. Wuille // Feulleton du Journal des Débats. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hberlioz.com/feuilletons/debats600626.htm (дата обращения: 25.03.2025).

27. Jordan S. The Role of the Ballet Composer at the Paris Opéra: 1820–1850. // Dance Chronicle [Электронный ресурс]. URL: http://www.jstor.org/stable/1567417. (дата обращения: 14.03.2025).

28. Безуглая Г. А. Методы музыкально-редакторской работы Сальваторе Вигано: музыкальная композиция трагедии-балета «Весталка» // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2020. № 4 (69). С. 53‒71.

29. Безуглая Г. А. О драматургической роли цитат в музыке балетов первой половины XIX века: «airs parlants» // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. № 5 (58). С. 6–17.

30. Gasnault F. Bulletin de la Société de l'histoire de Paris et de l'Ile-de-France // Un animateur des bals publics parisiens. Philippe Musard (1792–1859) [Электронный ресурс]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k96032746/f119.item (дата обращения: 25.03.2025).


Рецензия

Для цитирования:


Безуглая Г.А. Французская кадриль как явление музыкальной жизни Парижа второй и третьей четвертей XIX века. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(2):57-73.

For citation:


Bezuglaya G.A. A. French Quadrille as Phenomenon of Musical Life in Paris, 2nd-3rd Quarter of the 19th Century. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(2):57-73. (In Russ.)

Просмотров: 23


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)