Руководства по пению Огюста Андрада и Александра Варламова: теоретические параллели
Аннотация
В статье на примере двух руководств первой половины XIX века ‒ «Нового метода пения и вокализации, принятого в парижской консерватории» Огюста Андрада (1837) и «Полной школы пения» Александра Варламова (1840) ‒ раскрыт опыт теоретического осмысления методов работы с голосом. В фокусе обсуждения находятся педагогические принципы и установки авторов этих руководств, позволяющие говорить о сходствах и различиях выстроенных ими обучающих систем. Поводом для их сравнительного изучения в части теории пения стал комментарий к «Школе» А. Варламова, в которой он написал о заимствованиях идей от О. Андрада. Установить объем и характер этих заимствований, выделив в отечественном труде «свое» и раскрыв в нем характер «чужого», ‒ главная задача данной статьи. Сравнительный анализ текстов, вписанный в атмосферу ушедшей эпохи, развивавшей знания о певческом искусстве, позволяет найти не только теоретические параллели, но и осмыслить их историческую роль в общем процессе развития вокальной школы.
Об авторе
Д. А. АсташевРоссия
Асташев Д. А. – канд. пед. наук; проф. каф. музыкального искусства
ул. Орджоникидзе, д. 4, г. Якутск, 677000, Республика Саха (Якутия)
Список литературы
1. Andrade A. Nouvelle méthode de chant et de vocalization adoptée par le Conservatoire à Paris, par Aug. Andrade, compositeur, professeur de chant, member de la Societé des Concerts, de l´Ecole Royale Nouvelle édition publiée, revue et augmentée par A. Gatty. Paris, 1837. 24 р.
2. Варламов А. Е. Полная школа пения / под ред. В. А. Багадурова. М.: Музгиз, 1953. 108 с.
3. Beghelli М. I trattati di canto Una novità del Primo Ottocento //Analecta musicologica / Veröffentlichungen der Musikgeschichtlichen Abteilung des Deutschen Historischen Instituts in Rom. 2013. 2013. Band 50. S. 121‒132.
4. Асташев Д. А. «Полная школа пения» Александра Варламова: французский архетип и итальянское влияние // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2024. № 4 (93). С. 94‒103.
5. Варламов А. Е. Школа пения в трех частях // Полное собрание сочинений: в 10 т. СПб.: Изд-во Стелловского, 1861. Т. 3. С. 655‒666.
6. Ефимова Н. И. Певческий голос: опыт междисциплинарного изучения // Голос и речь. 2011. № 2 (4). С. 76‒80.
Рецензия
Для цитирования:
Асташев Д.А. Руководства по пению Огюста Андрада и Александра Варламова: теоретические параллели. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(4):45-55.
For citation:
Astashev D.A. Singing guides by Auguste Andrade and Alexander Varlamov: Theoretical parallels. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(4):45-55. (In Russ.)