Понятие партнеринга в западных танцевальных исследованиях
Аннотация
Статья посвящена изучению возникновения и концептуализации понятия партнеринга в западных танцевальных исследованиях. В ней прослежено использование термина в применении к описанию партнёрства в работах, посвящённых изучению теории и методики различных танцевальных дисциплин. Зафиксированы и проанализированы основные случаи упоминания партнёрства как составляющей техники танца. Выделены аспекты, определяющие эффективность партнёрства как составляющей дуэтных форм танца. Сделано предположение о постепенном уточнении содержания партнеринга на протяжении ХХ века как определяющего выразительного средства и показаны его ценность и существенность для описания истории современного танца как качественной характеристики и формообразующего элемента контактного взаимодействия. Понятие партнеринга рассмотрено на материале исследований классического танца, социальных танцев, контактной импровизации, современного танца. Выделены основные идеи и постулаты, зафиксированные в важнейших трудах, определяющих природу партнёрства в танце. Сделаны выводы об исторически подвижном содержании партнёрства как особого вида взаимодействия в танце
Об авторах
Л. А. МеньшиковРоссия
Меньшиков Л. А. — доктор искусствоведения, профессор
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт- Петербург, 191023
Театральная пл., д. 3, литер А, Санкт-Петербург, 190068
И. С. Сачков
Россия
Сачков И. С. — аспирант, преподаватель кафедры режиссуры балета
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт- Петербург, 191023
Театральная пл., д. 3, литер А, Санкт-Петербург, 190068
Список литературы
1. Dolin A. Pas de Deux: The Art of Partnering. Mineola: Dover, 2005. 64 p.
2. Garafola L. Reconfiguring the sexes // Legacies of twentieth century dance. Connecticut: Wesleyan University Press, 2005. P. 179–194.
3. Haskell A. L. Introduction // Dolin A. Pas de Deux: The Art of Partnering. Mineola: Dover, 2005. P. 7–8.
4. Cho D. Sharing, Supporting, Empowering: Why Partnering Feels More Poignant Than Ever [Электронный ресурс]. URL: https://www.dancemagazine.com/balletpartnering-2648139935.html (дата доступа: 11.01.2021).
5. Hilton H. The Dos and Don’ts of Partnering [Электронный ресурс]. URL: https://www. dancespirit.com/dos-donts-partnering-2649872736.html?rebelltitem =5#rebelltitem5 (дата доступа: 11.02.2021).
6. Wroth S. Become a Better Partner: Partnering Tips For Women [Электронный ресурс]. URL: https://www.dancemagazine.com/partnering-tips-for-women-2490611351.html (дата доступа: 20.03.2021).
7. Neal P. Become a Better Partner: Partnering Tips for Men [Электронный ресурс]. URL: https://www.dancemagazine.com/partner-tips-for-men-2490624680.html/ (дата доступа: 20.03.2021).
8. Pietrobruno S. Salsa and its transnational moves. Lanhem: Lexington Books, 2006. 219 p.
9. Kimmel M. Intersubjectivity at Close Quarters: How Dancers of Tango Argentino Use Imagery for Interaction and Improvisation // Journal of Cognitive Semiotics. 2013. Vol. IV. № 1. P. 75–123.
10. Musmon M. World of Dance: Latin & Caribbean Dance. New York: Chelsea House, 2010. 120 p.
11. Frequently Asked Questions: Lead and Follow, Table of contents [Электронный ресурс]. URL: http://www.eijkhout.net/lead_follow/index.html (дата обращения: 10.06.2020).
12. Пэкстон С. Краткая история контактной импровизации // «Chute» Центр Контактной Импровизации и Перформанса [Электронный̆ ресурс]. URL: https://www.contactimprovisation.ru/library/kratkaya-istoriya-kontaktnoj-improvizaczii/ (дата доступа: 17.04.2024).
13. Novack C. J. Sharing the dance: Contact improvisation and American culture. Madison: The University of Wisconsin Press, 1990. 276 p.
14. Kaltenbrunner T. Contact Improvisation: Moving, Dancing, Interaction. Aachen: Meyer & Meyer Verlag, 2003. 192 p.
15. Brook A. Contact improvisation & Body-Mind Centering; A Manual for Teaching & Learning Movement. S. l.: SmartBody Books, 2000. 102 p.
16. Manning M. On Teaching Contact Improvisation (2009) [Электронный ресурс]. URL: https://movetolearn.com/on-teaching-contact-improvisation/ (дата доступа: 30.09.2020). 17. Koteen D., Smith N. S., Paxton S. Caught falling: The confluence of contact improvisation, Nancy Stark Smith, and other moving ideas. Northampton: Contact Editions, 2008. 111 p.
17. Keogh M. Dancing Deeper Still The Practice of Contact Improvisation. S. l.: Intimately Rooted Books, 2018. 242 p.
18. Mayer B. How Two Become One [Электронный ресурс]. URL: https://archives.dance/2012/04/how-two-become-one-by-david-outevsky/ (дата доступа: 20.03.2021).
19. Rivieccio K. Exploration of practices in partnering. Phoenix: Arizona State University, 2017. 39 p.
20. Gardner H. Frames of mind: the theory of multiple intelligences. New York: Basic Books, 1983. 440 p.
21. Vidrin I. Partnering as rhetoric. A World of Muscle, Bone & Organs // Research and Scholarship in Dance. Coventry: Coventry University, 2018. P. 112–130.
22. Vidrin I. Embodied ethics: The conditions and norms of communication in partnering // Thinking Touch in Partnering and Contact Improvisation: Pedagogy, Philosophy, Practice / Ed. M. Sacro-Thomas. Cambridge: Cambridge Scholars Press, 2020. P. 240–259.
23. Vidrin I. We Need to Distinguish «Trust» and «Care» in Partnering [Электронный ресурс]. URL: https://www.dancemagazine.com/dance-partnering-2649630166.html (дата обращения: 11.02.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Меньшиков Л.А., Сачков И.С. Понятие партнеринга в западных танцевальных исследованиях. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(3):112-124.
For citation:
Menshikov L.A., Sachkov I.S. The concept of partnering in Western dance studies. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(3):112-124. (In Russ.)