От балетмейстерской сборной партитуры к авторскому музыкальному произведению: «Танцемания» Пьера Гарделя и Этьенна Мегюля
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению музыкально-драматургических особенностей партитуры комедийного балета-пантомимы «Танцемания» — спектакля, поставленного балетмейстером Пьером Гарделем на музыку Этьенна Мегюля в 1800 году в Парижской опере. Отмечается двойственность ракурсов музыкального рассмотрения «Танцемании» как сферы проявления музыкальных опытов хореографа (подбора музыки для партитуры балета, участия в спектакле в роли скрипача) и как новой области, расширяющей творческий диапазон и выявляющей новые грани таланта Э. Мегюля — вокального, по складу дарования, композитора, автора опер и революционных песен. Освещаются основные направления жанровых приоритетов творчества П. Гарделя периода Великой французской революции 1789–1799 годов. Выявляются особые приемы музыкальной драматургии, примененные в совместной работе композитора и балетмейстера по подбору музыки: включение фрагментов симфоний Й. Гайдна в партитуру «Суда Париса», использование цитат в «Танцемании». Выявляются обстоятельства, обусловленные влиянием балетной традиции, усложнившие установление авторства балетных партитур Мегюля. Исследуются жанровые и драматургические особенности музыкального текста «Танцемании»: отмечаются музыкальные приемы, направленные на поддержку и иллюстрацию пантомимического действия (использование повторяющихся мотивов, выстраивание структурно-композиционного решения в соответствии с развертыванием действия). Отмечается особая драматургическая роль цитаты (мелодии «Гавота Вестриса»), способствующей «разъяснению» центрального момента сюжета. Выявляется роль Э. Мегюля как зачинателя традиции создания авторской балетной партитуры с включением заимствований из произведений театральной и танцевальной музыки, поддержанной в дальнейшем учеником и последователем Мегюля Фердинаном Герольдом
Об авторе
Г. А. БезуглаяРоссия
Безуглая Г. А. — д-р искусствоведения, доц., проф. каф
ул. Зодчего Росси, д. 2. Санкт-Петербург 191023
Список литературы
1. Saint-Léon A. La sténochorégraphie, ou L’art d’écrire promptement la danse. Paris: Brandus, 1852. 40 p.
2. Fabris R. M. Il Bildungsroman di August Bournonville, Studi di danza e identità in movimento. Mimesis Journal. Scritture della performance 8. 2019. n. 2 p. 67–87. [Электронный ресурс]. URL: https://journals.openedition.org/mimesis/1772?lang=en (дата обращения: 03.03.2024).
3. Chapman J. V. Forgotten Giant: Pierre Gardel. // Dance Research: The Journal of the Society for Dance Research. Vol. 5. No. 1 (Spring, 1987). Р. 3–20.
4. Dratwicki A. La réception des symphonies de Haydn à Paris. De nouvelles perspectives de recherche… // Annales historiques de la Révolution française. 2005. № 340. P. 83–104.
5. Homans J. Apollo’s Angels: a history of ballet. New York: Random House, 2010. 643 p.
6. Le fer et les fleurs: Étienne-Nicolas Méhul (1763–1817) / coordonne par A. Dratwicki, É. Jardin. Beaux-Arts: Palazzetto Bru Zane, 2017. 708 p.
7. Gardel P. G. La dansomanie: folie-pantomime en deux actes [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru/books?id=Rpr8rEMuP_YC&printsec=frontcover&dq=LA%2BDANSOMANIE%2B%2BFOLIE-PANTOMIME&hl=ru&newbks=1&newbks_ redir=0&sa=X&redir_esc=y#v=onepage&q=LA%2BDANSOMANIE%2B%2BFOLIEPANTOMIME& f=false (дата обращения: 15.05.2024).
8. La Dansomanie. Ballet de P. Gardel. Arrangé pour le Forté-Piano avec accompagnement de Violon et Dédiél á Madame Ginot par Narcisse Carbolel [Электронный ресурс]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b9083437v?rk=343349;2 (дата обращения: 15.05.2024).
9. La Dansomanie [Электронный ресурс]. URL: https://theatre1789-1815.e-monsite.com/pages/pieces-gens-et-lieux/les-pieces/d/la-dansomanie.html (дата обращения: 15.08.2024).
10. Pougin A. Méhul: Sa vie, son génie, son caractère. Par Arthur Pougin. Avec un portrait de Méhul, d’après le pastel de Duereux. Paris: Fischbacher, 1893. 400 p.
11. Grove’s Dictionary of Music and Musicians. Fifth edition by Eric Blom. Vol. II C-E. [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/stream/in.ernet.dli.2015.226738/2015.226738.Groves-Dictionary_djvu.txt (дата обращения: 16.04.2024).
12. Fairfax E. Le premier navigateur (1785) A Pantomime Ballet by Maximilien Gardel. [Электронный ресурс]. URL: https://eighteenthcenturyballet.com/le-premier-navigat (дата обращения: 28.04.2024).
13. Morabito F. Évaluer le génie sur son lit de mort: la biographie critique de Méhul par Luigi Cherubini // Le Fer et les Fleurs: Étienne-Nicolas Méhul (1763–1817) / coordonne par A. Dratwicki, É. Jardin. Beaux-Arts: Palazzetto Bru Zane, 2017. 708 p.
14. La Dansomanie // Ballet en deux actes // de Mr Gardel // Representé pour la 1ere fois // Sur le Théâtre des Arts // le 25 Prairial an 8 de la R. F. // le 14 Juin 1800 (Acte 1) [Электронный ресурс]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b10507239g/f377.item.r=dansomanie%20dansomanie (дата обращения: 15.05.2024).
15. La Dansomanie // Ballet en deux actes // de Mr Gardel // Representé pour la 1ere fois // Sur le Théâtre des Arts // le 25 Prairial an 8 de la R. F. // le 14 Juin 1800 (Acte 2) [Электронный ресурс]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b10507240v/f11.item.r=Gardel,%20Pierre-Gabriel (дата обращения: 15.05.2024).
16. Smith M. Ballet and opera in the age of Giselle. Princeton: Princeton University Press, 2000. 306 p.
17. Theleur E. A. Letters on Dancing, Reducing This Elegant and Healthful Exercise to Easy Scientific Principles (Second Edition). London: Sherwood & Co, 1832. 104 p.
18. Безуглая Г. А. О драматургической роли цитат в музыке балетов первой половины XIX века: «airs parlants» // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. № 5. С. 6–17.
19. Blaze F. H. J. Molière musicien: notes sur les oeuvres de cet illustre maître: In 2 vol. Paris: Castil-Blaze, 1852. Vol. 2. 542 p.
20. Berlioz H. Les soirées de l’orchestre. Paris: M. Lévy frères, 1852. 436 p.
Рецензия
Для цитирования:
Безуглая Г.А. От балетмейстерской сборной партитуры к авторскому музыкальному произведению: «Танцемания» Пьера Гарделя и Этьенна Мегюля. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(3):81-97.
For citation:
Bezuglaia G.A. From the choreographer’s combined score to the author’s musical work: Dancemania by Pierre Gardel and Étienne Méhul. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(3):81-97. (In Russ.)