Утверждение сказочно-романтических тенденций в советских спектаклях по фьябам Гоцци (1930−1940-е годы)
Аннотация
В статье исследуется опыт бытования произведений итальянского драматурга Карло Гоцци на советской сцене 1930-х и 1940-х годов, когда театр находился в условиях жесткой цензуры и под идеологическим контролем. Несмотря на попытки государственных ограничений, Гоцци все равно проникал на советскую сцену, и чаще всего — в только появлявшиеся ТЮЗы. Именно тогда утвердился вариант сценического толкования фьяб как сказок для детей. Этот способ существования произведений венецианца, начавшийся во время множества ограничений, быстро обрел четкий вектор фееричности, праздничности, музыкальности. Сориентированный на детскую аудиторию, опыт театральных постановок по фьябам укоренился в традиции советской сцены. Он проявляется и в современных отечественных спектаклях по пьесам Гоцци, хотя и перестал быть универсальным сценическим ключом к их поэтике. В статье данная тенденция рассматривается на примере трех спектаклей: «Зеленая птичка» Б. В. Зона (Ленинградский ТЮЗ, 1935), «Король-Олень» С. В. Образцова и В. А. Громова (ГАЦТК, 1943) и «Ворон» П. К. Вейсбрема (Ленинградский ТЮЗ, 1946).
Ключевые слова
Об авторе
А. Н. МишуринскаяРоссия
Мишуринская А. Н. —аспирант
ул. Моховая, д. 33−35, Санкт-Петербург, 191028
Список литературы
1. Гвоздев А. А. Из истории театра и драмы. Петроград: Academia, 1923. 103 с.
2. Репертуарный указатель ГРК / под. ред. Н. А. Равича. М.: Теа-кино-печать, 1929. 103 с.
3. Гоцци К. Сказки для театра // Карло Гоцци. М.: Искусство, 1956. 960 с.
4. Лич А. Зеленая птичка // Ленинские искры. 1935. 21 марта.
5. Бел Г. Свойственное театру // Литературный Ленинград. 1935. 20 марта.
6. Гернет Н. В. Принтипрам и другие истории. СПб.: Балтийские сезоны, 2007. 254 с.
7. Дрейден С. Зеленая птичка // Красная газета. 1935. 19 марта.
8. Цимбал С. Театральничанье, театральность, театр // Рабочий и театр. 1935. № 7. С. 9−10.
9. Зон Б. Зеленая птичка // Смена. 1935. 11 марта.
10. Дрейден С. Режиссер октябрьского поколения // Рабочий и театр. 1937. № 5. С. 38.
11. Березарк И. «Зеленая птичка». ТЮЗ // Ленинградская правда. 1935. 17 марта.
12. Мокульский С. Яркий, веселый, занимательный // Смена. 1935. № 5. С. 4.
13. Дмитриевский В. Н. Театр юных поколений: Творческий путь Ленинградского государственного театра юных зрителей. Л.: Искусство, 1975. 214 с.
14. Цимбал С. Театральничанье, театральность, театр // Рабочий и театр. 1935. № 7. С. 9−10.
15. Берковский Н. Я. Лекции по зарубежной литературе. СПб.: Азбука-классика, 2002. 478 с.
16. Громов В. А. Король-олень. Записал Бархаш И. М. // Театр чудес. 2013. № 1. С. 19−20.
17. Смердов А. Король-олень // Красноармейская звезда. 1943. 17 июня.
18. Смирнова Н. И. Театр Сергея Образцова. М.: Наука, 1971. 324 с.
19. Бархаш И. Король-олень // Театр: сб. ст. 1945. С. 65–76.
20. Ленинградский ТЮЗ. Альбом. / С. В. Дружинина, С. А. Онуфриева. Л.: Искусство, 1972. 247 с.
21. Очерки истории русского советского драматического театра: в 3 т. / под ред. Н Г. Зографа. М.: Изд-во Акад. наук СССР, Т. 3: 1945−1959. 641 с.
22. Ленинградские художники театра: сб. / сост. Е. А. Давыдова Л.: Художник РСФСР, 1971. 280 с.
23. Гозенпуд А. Ворон // Правда Украины. 1946. 8 августа.
24. Бейлин А. Ворон // Вечерний Ленинград. 1946. 3 июня.
25. Гоцци К. Сказки для театра. М.: Правда, 1989. 573 с.
Рецензия
Для цитирования:
Мишуринская А.Н. Утверждение сказочно-романтических тенденций в советских спектаклях по фьябам Гоцци (1930−1940-е годы). Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(1):99-109.
For citation:
Mishurinskaya A.N. The statement of fabulously romantic trends in the Soviet performances by fiaba Gozzi (1930−1940s). Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(1):99-109. (In Russ.)