Западноевропейский вектор становления и развития болгарского балета
Аннотация
В статье предпринята попытка осмыслить западноевропейский вектор становления и развития болгарского балета. Для анализа предмета исследования использованы структурно-функциональный и фактологический методы, а также сопоставление и обобщение. Статья опирается на культурно-исторический подход. Отмечается наличие диффузионных процессов пространственного распространения немецкого выразительного танца из региона возникновения в востребованном болгарским сообществом направлении. Уточняется вклад «ключевых» фигур немецкого выразительного танца — В. Кратиной, М. Цоневой, С. Георгиевой, Л. Вальковой-Бешкевич, М. Димовой в развитие профессионального танцевального искусства Болгарии. Новации сильной немецкой культуры проникали в менее развитую, слабую болгарскую «зону», где объективно они не могли появиться. Сделан вывод о дискретности западноевропейского вектора развития болгарского балета, обусловленного политическим контекстом. И хотя творения представителей немецкого выразительного танца не составили весомого наследия, их деятельность предвосхитила появление новой сценической формы — театра танца.
Об авторах
И. И. ИрхенРоссия
Ирхен И. И. — д-р культурологии, доц.
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023
Г. Т. Стоянов
Россия
Стоянов Г. Т. — аспирант; приглашенный артист балета
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023
Театральная площадь, д. 1, Москва, 125009
Список литературы
1. Борев Ю. Б. Художественная культура XX века (теоретическая история). М.: Юнити-Дана, 2013. 495 с.
2. Максимов В. И. Хореография и сценическое движение в театре экспрессионизма // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2019. № 6 (65). С. 78–90.
3. Консулова В. Анастас Петров и болгарский балет: дис. … канд. искусствоведения. Л.1976. 284 с.
4. Цонева Н. Национальная тема в болгарском балетном театре: дис. ... канд. искусствоведения. М. 1981. 168 с.
5. Александрова А. Биография танца и балета. Штрихи и размышления. София: Хейзъл, 1996. 485 с.
6. Мутафов Ч. Валерия Кратина // Нова комедия. 1931. № 31. С. 6–9.
7. Атанасова Ц., Въгларов С., Хаджийска М. Танци и ансамблови съчетания. София: Медицина и физкултура, 1970. 183 с.
8. Manning S. Ausdruckstanz (1910–1950). The Routledge Encyclopedia of Modernism [Electronic Resource]. URL: https://www.rem.routledge.com/articles/ausdruckstanz-1910-1950 (дата обращения: 30.08.2023).
9. Franco S. Ausdruckstanz: traditions, translations, transmissions // Dance Discourses: Keywords in Dance Discourse / Ed. by S. Franco, M. Nordera. London: Routledge, 2008. P. 80–98.
10. Милев Г. Произведения в два тома / под ред. на Леда Милева и др. София: Изд-во Христо Ботев, 1995. Т. 2. 149 с.
11. Toepfer K. Empire of Ecstasy. Auckland: University of California Press, 1997. 22 p.
12. Dickinson E. R. Dancing in the Blood. Berkeley: University of California, 2017. 124 p.
13. Централен държавен архив (ЦДА). Ф. 264. К. Оп. 5. Ед. хр. 1084.
14. Ремизов В. А., Ирхен И. И. Тело человека как социокультурный феномен // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 1. С. 89–103.
15. Слонимская Ю. Танците на Валерия Кратина // Развигор. 1921. № 40. С. 2–4.
16. Фурен С. Валерия Кратина // Златорог. 1921. С. 516–517.
17. Ильин Е. Танците на г-жа Кратина // Театрален преглед. 1921. № 13. С. 6.
18. Chladek R. Von Hellerau bei Dresden bis Laxenburg bei Wien // Ausdruckstanz: eine mitteleuropäische Bewegung der ersten Hälfte des 20. Jahrhunderts. (Hrsg. Oberzaucher-Schüller, G.) Wilhelmshaven. 1992. S. 60.
19. Балетна вечер: Приложение к газете «Комедия». 1927. № 105. С. 4.
20. Савов Б. За Маргита Цонева // Женский журнал. 1927. Вып. 274. С. 2
21. Александрова А. Болгарский балетный театр. София: Хейзъл, 1998. 466 с.
22. Икономов Б. Соня Георгиева // Театър и изкуство. 1928. № 35. С. 3.
23. Георгиев К. Един час при Соня Георгиева // Литературен глас. 1934. № 24. С. 1.
24. Левина Т. А. Рудольф фон Лабан и его роль в развитии немецкого выразительного танца // Артосфера: перспективы развития и инновации: материалы юбилей. Международ. науч.-практ. конф. СПб.: Астерион, 2017. С. 202–211.
25. «Зеленая флейта», «Жар Птица»: Театрална програма на Национална опера и балет. Сезон 1934/1935 гг. С. 3.
26. Огнян Стамболиев: «45 лет без Игоря Стравинского, композитора-хамелеона» // Софийска опера и балет | 45 години без Игор Стравински, композитора-хамелеона [Электронный ресурс]. URL: operasofia.bg. (дата обращения: 30.09.2023).
27. Консулова В. Из истории болгарского балета. София: Изд-во Болгар. Акад. наук, 1981. 127 с.
28. Левина Т. А. Представители немецкого выразительного танца — участники сопротивления нацистскому режиму // Архитектоника современного искусства. Художник и власть / Сост. Е. Э. Дробышева. СПб.: Акад. Рус. балета им. А. Я. Вагановой, 2019. С. 25–33.
29. Дробышева Е. Э., Цискаридзе Н. М. «Живая аксиология»: разговор философа с художником о ценностях современной культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 2 (100). С. 74–86.
30. Галичанин А. Е. Классический танец в современной России: парадигмы развития // Балет. 2021. № 2. С. 44–45.
Рецензия
Для цитирования:
Ирхен И.И., Стоянов Г.Т. Западноевропейский вектор становления и развития болгарского балета. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023;(5):19-37. https://doi.org/792.8
For citation:
Irkhen I.I., Stoyanov G.T. Western European vector of formation and development of Bulgarian ballet. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2023;(5):19-37. (In Russ.) https://doi.org/792.8