Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Идеи католического возрождения в музыкальном театре композиторов группы «Шести»

Аннотация

В статье рассматривается воздействие идей католического возрождения на музыкальный театр композиторов группы «Шести». Исследуется поиск новых форм синтеза искусств ведущими представителями этого объединения (А. Онеггер, Д. Мийо, Ф. Пуленк), осуществлявшийся в творческом диалоге с мастерами религиозной литературы и драматического театра (П. Клодель, Ж. Бернанос). Приведены примеры сакрализации слова и музыки оперы, происходившей в процессе этого поиска. Выявлено, каким образом неомистериальные жанровые миксты французских композиторов, наряду с использованием актуальных форм и средств музыкального выражения, апеллируют к традициям старинных литургических и паралитургических жанров (мессы, пассионов, моралите, миракля, мартирия, священных представлений-диалогов). Прослежен основной вектор сюжетного развития (духовное совершенствование протагониста), результатом которого становится перенесение акцента с внешних событий на внутренние.

Об авторах

Н. А. Кулыгина
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Россия

канд. искусствоведения, доцент

ул. Фучика, д. 15, Санкт-Петербург, 192238



А. Н. Папенина
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Россия

канд. искусствоведения, доцент

ул. Фучика, д. 15, Санкт-Петербург, 192238



Список литературы

1. Aeterni Patris. Encyclical of Pope Leo XIII on the Restoration of Christian Philosophy [Электронный ресурс]. URL: https://www.vatican.va/content/leo-xiii/en/encyclicals/documents/hf_l-xiii_enc_04081879_aeterni-patris.html (дата обращения: 13.11.2022).

2. Муратова К. Мастера французской готики. М.: Искусство, 1988. 450 с.

3. Кулыгина Н. Опера «Святой Франциск Ассизский» О. Мессиана: особенности воплощения замысла: дис. …канд. искусствоведения. М. 2012. 466 с.

4. Сланова З. Религия в жизни и творчестве Эрика Сати // Жизнь религии в музыке / ред.-сост. Т. Хопрова. СПб.: Сударыня, 2006. С. 154–167.

5. Филенко Г. Французская музыка первой половины ХХ века. Л.: Музыка, 1983. 231 с.

6. История зарубежной музыки: вып. 6 / сост. и общ. ред. В. Смирнова. СПб.: Композитор, 2001. 630 с.

7. Парин А. Хождение в невидимый град. М.: Аграф, 1999. 464 с.

8. Кокорева Л. Дариюс Мийо. Жизнь и творчество. М.: Сов. композитор, 1986. 352 с.

9. Калошина Г. Литургические мотивы в ораториях А. Онеггера конца 30-х годов ХХ века // Южнороссийский музыкальный альманах. 2018. № 4. С. 21–28.

10. Bauer M. Darius Milhaud // The Musical Quarterly. 943. № 2. Р. 155.

11. Калошина Г. Религиозно-философский театр Мийо-Клоделя в контексте поиска нового синтеза искусств // Научная мысль Кавказа. СКНЦ. 2009. № 4. С. 95–100.

12. Путешествия Христофора Колумба. Дневники, письма, документы / пер. с исп. и коммент. Я. М. Света. М.: Географиздат, 1961. 515 с.


Рецензия

Для цитирования:


Кулыгина Н.А., Папенина А.Н. Идеи католического возрождения в музыкальном театре композиторов группы «Шести». Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2022;(5):137-148.

For citation:


Kulygina N.A., Papenina A.N. Ideas of the catholic renaissance in the musical theater of “The Six”. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2022;(5):137-148. (In Russ.)

Просмотров: 129


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)