Роль иммерсивного звука в кино
Аннотация
Звуковое решение фильма в современном кино является отражением сложного взаимодействия новых технических возможностей и актуальных течений философского и эстетического характера, которое реализуется в концепции режиссера и сценарии фильма. В жанровом кинематографе звуковое решение ориентировано, прежде всего, на непосредственное воздействие на эмоции зрителя. Оно должно соответствовать замыслу режиссера и сценариста и усиливать образно-содержательные ресурсы других средств киновыразительности. В данной статье анализируется роль иммерсивной составляющей звука в создании «реальности иллюзии», при которой технологии объемного звука (сурраунда), локация дискретных шумов, движущихся объектов, объемный саундскейп могут по-разному проявлять свои возможности. Иммерсивный звук при этом расширяет диегетическое пространство фильма.
Об авторе
Кооб А. КонтрерасРоссия
ст. препод. каф.; доц. каф.
Университетская наб., д. 7–9, Санкт-Петербург, 199034
ул. Правды, д. 13, 191119, Санкт-Петербург
Список литературы
1. Bernard J. All About Surround Sound // Radio-electronics 61. 1990. No. 6. P. 51–58.
2. Tomlinson H. 5.1 Surround Sound: Up and Running, Fokal. 2000. 273 p.
3. Garity W. M. E., Hawkins J. N. A. Fantasound // Journal of the Society of Motion Picture Enginees 37. 1941. No. 8. P. 147-153.
4. Whittington W. Sound design & science fiction. University of Texas Press, Austin. 2007. 288 p.
5. Belton J. “1950’s Magnetic Sound: The Frozen Revolution” // Sound Theory Sound Practice, ed. by Rick Altman. New York: Routledge. 1992. P. 154–67.
6. Алдошина И. Многоканальные пространственные системы. Рекомендации международных стандартов // Шоу-Мастер. 2003. № 2; 3. С. 86–89; 92-93.
7. Голдовский Е. М. Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. М.: Искусство, 1965. 636 с.
8. Звуковой эффект. 3D аудио или иммерсивные технологии [Электронный ресурс]. URL: https://doctorhead.ru/blog/zvukovoy-effekt-3d-audio-ili-immersivnye-tekhnologii/ (дата обращения: 16.01.2022).
9. Меерзон Б. Как развивалась технология Surround Sound [Электронный ресурс]. URL: https://www.allprosound.ru/istoriya/Technics/Technics_47.html (дата обращения: 16.01.2022).
10. Пестриков В. М. 3D звук: актуальность и технические решения // Актуальные проблемы радио- и кинотехнологий: материалы II Международ. науч.-тех. конф. 24–27 окт. 2017 г. / СПб. гос. ин-т кино и тел. СПб: СПбГИКиТ, 2018. С. 181–194.
11. Севастьянов С. И. Новые возможности художественнойвыразительности при создании кинофонограммы в современных форматах иммерсивного аудио (на примере систем Dolby Atmos, Auro-3D, DTS: X): диплом. работа. М.: ВГИК, 2017. 87 c.
12. Dolby® Atmos® Next-Generation Audio for Cinema. Issue 3 whitepaper. Dolby Laboratories. 2014. 16 p.
13. Høier Svein. Surrounded by Ear Candy? The Use of Surround Sound in Oscar-nominated Movies 2000-2010 // Nordicov Review 35. Special Issue. 2014. Р. 251–262.
14. Kerins M. Beyond Dolby (Stereo): Cinema in the Digital Sound Age. Indiana University Press, Bloomington, Indiana. 2011. 378 p.
15. Sawicki M. Filming the Fantastic: A Guide to Visual Effects Cinematography. Focal Press. 2007. 312 p.
16. Surround Sound Past, Present and Future: A history of multichannel audio from mag stripe to Dolby Digital [Электронный ресурс]. URL: http: www.dolby.com (дата обращения: 16.01.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Контрерас К.А. Роль иммерсивного звука в кино. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2022;(2):105-115.
For citation:
Contreras K.A. The role of immersive sound in cinema. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2022;(2):105-115. (In Russ.)