Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Отношения тела и пространства в цифровой реальности (на примере 3D хореографических фильмов)

Аннотация

Локдаун, вызванный пандемией, заставил задуматься о физическом присутствии человека в качестве собеседника в цифровой реальности. Тело человека в цифровом пространстве отсутствует; существует лишь его образ, который зачастую презентуется и воспринимается двухмерным. Подобная презентация недостаточна для полного восприятия и осознания тела другого человека.

В данной статье автор предполагает, что для более качественного понимания телесности в цифровом пространстве важен компонент 3D. Опираясь на исследовательские работы в области кинестетической эмпатии и кинематографии, автор показывает, как взаимосвязаны пространство, тело и кинестетическая эмпатия. Расширяя область данных исследований, автор исследует вопрос общего пространства в документальных хореографических фильмах «Пина» Вима Вендерса и «Каннингем» Аллы Ковган, снятых с использованием 3D, и предоставляет анализ того, как данные технологии влияют на изменение границы между пространством зрителя и пространством танцовщика на экране. По мнению автора, изменение данных границ позволяет сильнее воздействовать на ощущение присутствия у зрителей и, как следствие, на ощущение ими телесности и кинестетической эмпатии.

Об авторе

Е. А. Олещенко
Школа дизайна, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Олещенко Е. А. — аспирант

SPIN: 4291-3996

ул. Мясницкая, д. 20, Москва, 101000



Список литературы

1. Shilling C. The rise of body studies and the embodiment of society: A review of the field // Horizons in Humanities and Social Sciences: An International Refereed Journal. 2016. Vol. 2. № 1. P. 1–14.

2. Энтуисл Д. Модное тело. М.: Новое литературное обозрение, 2019. С. 392.

3. Сироткина И. Сетело: цифровая телесность и кинестезия // Теория моды: одежда, тело, культура 2019. № 2. С. 121–139.

4. UN. The new normal is digital [Электронный ресурс]. United Nations, 2020. URL: https://www.un.org/en/desa/new-normal-digital (дата обращения: 30.12.2021).

5. Bailenson J. N. Nonverbal Overload: A Theoretical Argument for the Causes of Zoom Fatigue // Technology, Mind, and Behavior. PubPub, 2021. Vol. 2. № 1.

6. Bakare L. UK could become “cultural wasteland” due to coronavirus, say leading artists [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/world/2020/apr/26/ukcould-become-cultural-wasteland-due-to-coronavirus-say-artists/ (дата обращения: 24.11.2021).

7. Warnecke L. Art and performance during the time of COVID-19 lockdown // https:// doi.org/10.1080/10130950.2020.1783889 (дата обращения: 24.11.2021).

8. Bavor C. Project Starline: Feel like you’re there, together [Электронный ресурс]. URL: https://blog.google/technology/research/project-starline/ (дата обращения: 11.11.2021).

9. AR/VR | Meta Research [Электронный ресурс]. URL: https://research.facebook.com/ research-areas/augmented-reality-virtual-reality/ (дата обращения: 03.01.2022).

10. Akbar A. The next act: how the pandemic is shaping online theatre’s future [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/stage/2020/sep/21/ future-of-live-theatre-online-drama-coronavirus-lockdown (дата обращения: 23.11.2021).

11. Cartledge S. How COVID-19 Is Reshaping the Performing Arts – The Theatre Times [Электронный ресурс]. URL: https://thetheatretimes.com/how-covid-19-isreshaping-the-performing-arts/ (дата обращения: 25.11.2021).

12. Fokine M. Swans for Relief. [Электронный ресурс]. YouTube. Swans for Relief. 2020. (дата обращения: 25.11.2021).

13. Kourlas G. Twyla Tharp and Her Body of Perpetual Motion [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com/2021/03/18/arts/dance/twyla-tharp-pbsdocumentary.html (дата обращения: 24.11.2021).

14. Bläsing B., Zimmermann E. Dance Is More Than Meets the Eye—How Can Dance Performance Be Made Accessible for a Non-sighted Audience? // Frontiers in Psychology, Frontiers Media S.A., 2021. Vol. 12. Р. 985.

15. Reason M., Reynolds D. Kinesthesia, empathy, and related pleasures: An inquiry into audience experiences of watching dance // Dance Research Journal. 2010. Vol. 42. № 2. P. 49–75.

16. D’Aloia A. The Character’s Body and the Viewer: Cinematic Empathy and Embodied Simulation in the Film Experience // Embodied Cognition and Cinema. 2015. № January 2015. P. 187.

17. D’Aloia A. Cinematic Empathy: Spectator Involvement in the film experience // Kinesthetic Empathy in Creative and Cultural Practices / ed. Reynolds D., Reason M. Bristol, Chicago: The University of Chicago Press, 2012. P. 133–161.

18. Wood K. Kinaesthetic empathy: Conditions for Viewing // The Oxford handbook of screendance studies / ed. Rosenberg D. 2016.

19. Brandstetter G., Reynolds D. Rhythmic subjects: Uses of energy in the dances of Mary Wigman, Martha Graham and Merce Cunningham. // Dance Research Journal. 2011. Vol. 43, № 1. P. 101–103.

20. Vaghi K. Another Kind of Kinesthetic Empathy Is Transmitted on Screen – tanzschreiber [Электронный ресурс]. URL: https://tanzschreiber.de/en/another-kind-ofkinesthetic-empathy-is-transmitted-on-screen/ (дата обращения: 29.11.2021).

21. Welchman A. E. The Human Brain in Depth: How We See in 3D // The Annual Review of Vision Science. 2016. Vol. 2. P. 345–376.

22. Tyler A. Avatar Is 10 Years Old: It Changed Movies More Than You Think [Электронный ресурс]. URL: https://screenrant.com/avatar-release-10-years-agomovies-changed-how/ (дата обращения: 31.12.2021).

23. Wenders W. Pina. Germany: IFC Films, 2012.

24. Ross M. Spectacular Dimensions: 3D Dance Films – Senses of Cinema [Электронный ресурс]. URL: https://www.sensesofcinema.com/2011/feature-articles/spectaculardimensions-3d-dance-films/ (дата обращения: 11.11.2021).

25. Гусятинский Е. Шестирукий ассистент [Электронный ресурс]. URL: https://expert. ru/russian_reporter/2011/09/shestirukij-assistent/ (дата обращения: 11.11.2021).

26. Kovgan A. Cunningam. Magnolia Pictures, 2019.

27. Перепелкин А. Режиссер Алла Ковган — о документальном фильме про Мерса Каннингема [Электронный ресурс]. URL: https://theblueprint.ru/culture/interview/ alla-kovgan (дата обращения: 16.11.2021).

28. Siebert B. ‘Cunningham’ Review: Exploring Space, Time and Dance in 3-D - The New York Times [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com/2019/12/11/ movies/cunningham-documentary-review.html (дата обращения: 11.11.2021).

29. Pina / Rotten Tomatoes [Электронный ресурс]. URL: https://www.rottentomatoes. com/m/pina_3d (дата обращения: 03.01.2022).

30. Пина: Танец страсти в 3D — Кинопоиск [Электронный ресурс]. URL: https://www. kinopoisk.ru/film/467127/ (дата обращения: 03.01.2022).

31. Cunningham / Rotten Tomatoes [Электронный ресурс]. URL: https://www. rottentomatoes.com/m/cunningham (дата обращения: 03.01.2022).

32. Каннингем (2019) — смотреть онлайн — Кинопоиск [Электронный ресурс]. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/1164531/ (дата обращения: 03.01.2022).

33. Smith R. The Virus Covid-19 and Dilemmas of Online Technology // Consortium Psychiatricum ECO-Vector LLC, 2020. Vol. 1. № 2. P. 64–71.

34. Сироткина И. Тело снова в моде: корпореальность в эпоху пандемии // Теория моды: одежда, тело, культура. 2021. № 59. С. 141–158.

35. Kvitkina L. Locked-In Dance: Reflections on the Pandemic Experience // The Garage Journal: Studies in Art, Museums & Culture. 2021. № 02. P. 89–107.


Рецензия

Для цитирования:


Олещенко Е.А. Отношения тела и пространства в цифровой реальности (на примере 3D хореографических фильмов). Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2022;(1):141-159.

For citation:


Oleschenko E.A. Body and space relationship in digital reality on the example of 3D choreographic films. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2022;(1):141-159. (In Russ.)

Просмотров: 528


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)