Вариации на тему «балет» композиторов группы «Шести» (1920-е годы)
Аннотация
Статья обращена к балетам композиторов группы «Шести», созданным ими в сотворчестве с представителями двух ведущих антреприз — «Русского балета» С. П. Дягилева и «Шведскх балетов» Р. де Маре. В тринадцати произведениях на музыку Д. Мийо, Ф. Пуленка, А. Онеггера, Ж. Орика и Ж. Тайфер выявляются различные варианты трактовки балетного жанра, связанные с его активными преобразованиями первых десятилетий ХХ века. Особенности дарования композиторов, а также нестандартные, порой далекие от академического балета сценографические и танцевально-пластические решения перечисленных спектаклей стали творческим импульсом для экспериментов с балетной музыкой. По характеру преобразований автор делит рассматриваемые произведения на две категории: балетные партитуры, близкие к сложившимся жанровым традициям, и опусы, содержащие приметы различных жанровых взаимодействий.
Ключевые слова
Об авторе
Н. А. ГоловнинаРоссия
Медиацентр
Театральная пл., 3, литер «А», Санкт-Петербург, 190000
Список литературы
1. Кокто Ж. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. Сапонов. М.: Прест, 2000. 224 с.
2. Косачёва Р. О музыке зарубежного балета (1917–1939): Опыт исследования. М.: Музыка, 1984. 301 c.
3. Heel K. L. Germaine Tailleferre beyond les six: gynocentrism and Le Marchand d’oiseaux and The Six chansons françaises. Stanford University, 2011. 317 р.
4. Aschengreen E. Cocteau and the dance. Kobenhavn: Gylendal, 1986. 302 p.
5. Схейен Ш. Дягилев. «Русские сезоны» навсегда. М.: КоЛибри, Азбука-Ат-тикус, 2012. 608 с.
Рецензия
Для цитирования:
Головнина Н.А. Вариации на тему «балет» композиторов группы «Шести» (1920-е годы). Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2019;(6):65-77.
For citation:
Golovnina N.A. Variations on the theme of “ballet” by the composers of the Six group (1920s). Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2019;(6):65-77. (In Russ.)