Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

ДУХОВНЫЙ ТЕАТР ДЖОВАННИ БАТТИСТЫ АНДРЕИНИ: «АДАМ» И ДВЕ «МАГДАЛИНЫ»

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена созданным в первой половине XVII века редким и весьма оригинальным драматическим произведениям на религиозные сюжеты, принадлежащим традиции итальянской комедии дель арте. Рассматриваются духовные драмы («Адам» (1613), «Магдалина» (1617), «Магдалина сладострастная и кающаяся» (1652)) Джованни Баттисты Андреини (1576–1654) — выдающегося актера комедии дель арте, руководителя труппы «Федели», драматурга и поэта. При анализе библейской драмы «Адам», опубликованной, но не поставленной автором, раскрываются характерные черты религиозной драматургии Андреини и ее связи со сценической практикой эпохи. Проводится опыт театроведческой реконструкции музыкально-драматического «священного представления» «Магдалина», поставленного Андреини с труппой «Федели» в 1617 году в Мантуе, и поздней драмы «Магдалина сладострастная и кающаяся», поставленной при участии автора в Милане в 1652 году. Кроме того, в статье выявляются связи религиозных драм Андреини с острыми дискуссиями о театре первой половины XVII века, в которых он принимал активное участие как автор теоретических работ в защиту театра и практик, отстаивавший право женщины играть на сцене.
Пьесы Д. Б. Андреини не переводились на русский язык и практически не изучены российским театроведением. Статья основана преимущественно на трудах итальянских ученых конца XX — начала XXI веков.

Об авторе

И. A. Некрасова
Российский государственный институт сценических искусств, ул. Моховая, 34, Санкт-Петербург, 191028
Россия
д-р искусствоведения, проф.


Список литературы

1. Ferrone S. La commedia dell’arte: Attrice e attore italiani in Europa (XVI–XVIII secolo). Torino: Einaudi, 2014. 411 р.

2. Rebaudengo M. Giovan Battista Andreini tra poetica e drammaturgia. Torino: Rosenberg & Sellier, 1994. 222 p.

3. Bragato A. La drammaturgia sperimentale di Gio. Battista Andreini fra Commedia dell’Arte, poesia e teatri per musica. Bologna, 2013 [Электронный ресурс] URL: http://amsdottorato.cib.unibo.it/5898/1/Bragato_Alice_tesi.PDF (дата обращения: 12.08.2018).

4. Mazzoni S. Genealogia e vicende della famiglia Andreini // Origini della commedia improvvisa o dell’arte: convegno di studi, Roma — Anagni, 12–15 Ottobre 1995 / A cura di M. Chiabò, F. Doglio. Roma: Torre d’Orfeo, 1996. P. 107–152.

5. Ferrone S. Attori, mercanti, corsari: la commedia dell’arte in Europa tra Cinque e Seicento. Torino: Einaudi, 1993. 353 p.

6. Comici dell’Arte: Corrispondenze (G. B. Andreini, N. Barbieri, P.M. Cecchini, S. Fiorillo, T. Martinelli, F. Scala) / A cura di S. Ferrone: in II vol. Firenze: Casa Editrice Le Lettere, 1993. Vol. I. 607 p.

7. Mariti L. Les stratégies éditoriales et les lettere sceniche de Giovan Battista Andreini, comico dell’arte // Le Parnasse du théâtre: Les recueils d’œuvres complètes de théâtre au XVIIe siècle. Paris: P.U.P.S., 2007. P. 121–151.

8. Wilbourne E. La Florinda: The Performance of Virginia Ramponi Andreini. Ann Arbor (Mich.): Proquest, 2008. 555 p.

9. Carandini S., Mariti L. Don Giovanni o l’estrema avventura del teatro: Il nuovo risarcito convitato di pietra di Giovan Battista Andreini: studi e edizione critica. Roma: Bulzoni, 2004. 736 p.

10. Prosperi A. La Chiesa tridentina e il Teatro: strategie di controllo del secondo ‘500 // I Gesuiti e i primordi del Teatro Barocco in Europa: Atti del XVIII Convegno internazionale, Roma 26–29 ottobre, Anagni 30 ottobre 1994 / A cura di M. Chiabò, F. Doglio. Roma: Torre d’Orfeo, 1995. Р. 15–30.

11. Andreini G. B. L’Adamo / A cura di A. Ruffino. Trento: La Finestra, 2007. XXIV. 244 p.

12. Andreini G. B. L’Adamo. Milano: Bordoni, 1617. [XXVI], 177 p.

13. Voltaire. Essai sur la poésie épique // Œuvres complètes: in 24 t. Paris: Garnier, 1877. T. 8. P. 302–359.

14. Andreini G. B. La Ferza: ragionamento secondo contra l’accuse date alla Commedia. Paris: Callemont, 1625. [XVI], 95 p.

15. Musiche de alcuni eccellentissimi Musici composte per la Maddalena, Sacra Rappresentazione di Gio. Battista Andreini Fiorentino. Venetia: B. Magni, 1617. 8 p.

16. Andreini G.B. La Maddalena. Mantova: A. e L. Ossanna, 1617. 238 p.

17. Carandini S. Prefazione // Andreini G. B. La Maddalena lasciva e penitente / A cura di R. Palmieri. Bari: Palomar, 2006. P. 9–19.

18. Rasi L. I comici italiani: Biografia, bibliografia, iconografia: In 2 t. Firenze: Bocca fr., 1897. T. 1. (Parte 1.) 786 p.

19. Andreini G. B. La Maddalena lasciva e penitente. Milano: Malatesta, 1652. 151 p.

20. Fabrizio-Costa S. Notes sur une mise en spectacle de la saintété par un comico dell’arte: G.B. Andreini e “La Maddalena lasciva e penitente” (1652) [Электронный ресурс] URL: http://chroniquesitaliennes.univ-paris3.fr/PDF/13-14/Fabrizio-Costa.pdf (дата обращения: 02.09.2018).


Для цитирования:


Некрасова И.A. ДУХОВНЫЙ ТЕАТР ДЖОВАННИ БАТТИСТЫ АНДРЕИНИ: «АДАМ» И ДВЕ «МАГДАЛИНЫ». Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2019;(1):191-215.

For citation:


Nekrasova I.A. THE RELIGIOUS THEATRE OF GIOVANNI BATTISTA ANDREINI:  L’ADAMO AND TWO MADDALENA. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2019;(1):191-215. (In Russ.)

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)