СОВРЕМЕННОЕ ТЕКСТИЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ПОИСКАХ НОВЫХ ФОРМ, СМЫСЛОВ И СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
За последние полвека текстиль, как вид человеческой деятельности и художественный жанр, получил существенный импульс к развитию. Художники по текстилю бросили вызов устоявшимся представлениям о специфике и роли текстиля. Сегодня они используют современные материалы и цифровые технологии, занимаются текстильными инсталляциями и перформансом, широко применяя иммерсивные приемы в творчестве. Изменение роли текстиля связано с рядом серьезных причин.
Появление и актуализация новых направлений в современном искусстве расширило диапазон средств выразительности художников и превратило идею в важнейшую мотивацию для творческого эксперимента.
Взаимодействие текстиля с жанрами изобразительного искусства в современном художественном пространстве показывает широкие возможности материала. Сегодня художники и дизайнеры все чаще прибегают к традиционным приемам и техникам. Особенно востребованными становятся обращения к искусству кружева и вышивки. Возникают полноценные новые направления в дизайне, например: «Yarnbombing», «Сross Stitch-style» и «New Lace Street Art».
Многочисленные примеры из области концептуального и уличного искусства, дизайна интерьера и мебели, изобразительного искусства демонстрируют возросшую роль текстиля в современном мире и позволяют осмыслить причины этого явления.
Об авторе
Н. Ю. МитрофановаРоссия
канд. искусствоведения, доц.
Список литературы
1. La Biennale di Venezia. Официальный сайт [Электронный ресурс] // Изобразительное искусство/ Награды биеннале Arte 2017. URL: https://www.labiennale.org/en/art/2017/awardsbiennale-arte-2017 (дата обращения: 19.11.2018).
2. Joseph Kosuth. Art After Philosophy [Электронный ресурс] // UbuWeb. All avant-garde. All the time. UbuWeb Papers. 2016. URL: http://www.ubu.com/papers/kosuth_philosophy.html (дата обращения: 19.11.2018).
3. Mildred C. Jack Lenor L. Beyond Craft: The Art Fabric. New York: Van Nostrand Reinhold, 1973. 294 р.
4. Савицкая В. Превращение шпалеры. М.: Галарт, 1995. 138 с.
5. Цыгина Н. А. Уличное искусство в контексте современной визуальной культуры: автореф. дисс. на соискание степени канд. искусствоведения. М. 2015. [Электронный ресурс] // URL: http://cheloveknauka.com/ulichnoe-iskusstvo-v-kontekstesovremennoy-vizualnoy-kultury (дата обращения: 19.11.2018).
6. Фирсова А. М. Социокультурная трансформация ритуалов и обрядов инициации в мировой традиции. Дисс. на соискание степени канд. филос. наук. Нижний Новгород. 2005 // URL: http://www.dslib.net/teorja-kultury/sociokulturnaja-transformacija-ritualov-i-obrjadov-iniciacii-v-mirovoj-tradicii.html (дата обращения: 19.11.2018).
7. Митрофанова Н. Ю. Переосмысление традиционных текстильных техник в современном дизайне. Cross Stitch-style // Материалы Второй международной научно-практической конференции «Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика». СПб.: СПГУТД. 2018. С. 339–344.
8. Митрофанова Н. Ю. Портрет и текстиль. Раздвигая границы жанра // Материалы научно-практической конференции МОСХ России «Портрет в эпоху селфи. Проблемы идентичности в изобразительном искусстве». М.: «ТДДС — Столица-8», 2018. С. 46–64.
9. Митрофанова Н. Ю. Лицо. Изнанка // Декоративное искусство. 2018. № 1/218. С. 56–61.
Рецензия
Для цитирования:
Митрофанова Н.Ю. СОВРЕМЕННОЕ ТЕКСТИЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ПОИСКАХ НОВЫХ ФОРМ, СМЫСЛОВ И СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2019;(1):176-190.
For citation:
Mitrofanova N.Yu. MODERN TEXTILE ART IN A SEARCH FOR NEW FORMS, MEANINGS AND MEANS OF EXPRESSIONS. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2019;(1):176-190. (In Russ.)