ИЗ ИСТОРИИ РЕЦЕПЦИИ КЛАССИЧЕСКОГО БАЛЕТА В ЯПОНИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
Аннотация
Сегодня Япония — любимое место выступлений для многих артистов балета. Японцы, тонкие ценители европейского балета, внимательно следят за развитием этого вида искусства. Тем не менее, интерес японцев к западному классическому танцу едва ли насчитывает столетие. В статье рассматривается восприятие деятельности в Токио 1910-х годов итальянского хореографа Джованни Витторио Роси, а также отношение к первым гастролям русских артистов балета в Стране восходящего солнца. Если первое выступление русских артистов в Японии в 1916 году, в первую очередь носившее дипломатический характер, прошло почти незамеченным, гастроли знаменитой русской балерины Анны Павловой в 1922 году в корне изменили ситуацию: и простая публика, и профессиональные японские артисты открыли для себя целый новый мир.
Автор предполагает, что изменение восприятия классического танца связано в первой четверти XX века с постепенным проникновением балета в повседневные визуальные образы — рекламную и печатную продукцию. В статье впервые проводятся параллели между рекламными плакатами универмага «Мицукоси», созданными художником Хисуи Сугиура, и балетными афишами, фотографиями Анны Павловой.
Ключевые слова
Об авторе
Н. Д. СердюкРоссия
аспирант
Список литературы
1. Kawashima K. 100 Years of Russo-Japanese Cultural Exchanges in Ballet: The First Ballet Performance at the Imperial Theatre in Japan // Theatre Yearbook, 2017. P. 134–142. URL: http://itijapan.or.jp/test-theatre-yearbook-test/ (дата обращения: 15 октября 2018)
2. Matsumoto N. Giovanni Vittorio Rosi’s Musical Theatre: Opera, Operetta and the Westernisation of Modern Japan // Clair Rowden and Michela Niccolai [Eds.] Musical Theatre in Europe 1830–1945. Turnout: Brepols, 2017. 479 p. URL: http://research.gold.ac.uk/22060/ (дата обращения: 15 октября 2018)
3. Powell B. Japan’s Modern Theatre: A Century of Change and Continuity. London; New York: RoutledgeCurzon, 2002. 213 p.
4. Algeranoff H. My Years with Pavlova. Melbourne, London, Toronto: William Heinemann, 1957. 220 p.
5. Хирано Э. Восприятие классического балета в Японии и диалог между двумя традициями // Мариус Петипа на мировой балетной сцене. Материалы международной конференции / СПбГМТиМИ. СПб, 2018. С. 163–177.
6. Kawashima K. Nihon baree no haha: Eliana Pavlova. Tokyo: Waseda shuppan, 2012. 331 p.
7. Хисамутдинов А. А. Токио — Иокогама: Русские страницы. Владивосток: Издательский дом Дальневосточного федерального университета, 2012. 314 с.
8. Жукова А. В. Об этническом темпераменте японцев в связи с изменениями музыкально-исполнительской культуры в XX– XXI вв. // Этнографическое обозрение Online. Март, 2006. URL: http://journal.iea.ras.ru/online/2006/EOO2006_2a.pdf (дата обращения: 15 октября 2018)
9. Кавабата Я. Снежная страна: Повесть, новеллы. СПб.: Амфора, 2000. 288 с.
Рецензия
Для цитирования:
Сердюк Н.Д. ИЗ ИСТОРИИ РЕЦЕПЦИИ КЛАССИЧЕСКОГО БАЛЕТА В ЯПОНИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2019;(1):62-69.
For citation:
Serdyuk N.D. PERCEPTION OF CLASSICAL BALLET IN JAPAN IN THE FIRST HALF OF THE 20TH CENTURY. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2019;(1):62-69. (In Russ.)