№ 3 (2016)
АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА ИМ. А. Я. ВАГАНОВОЙ: ОПЫТ, ТРАДИЦИИ, ПРАКТИКА
9-20 418
Аннотация
Материал посвящен творческому пути ведущего педагога Академии - М. А. Грибановой. В беседе Грибанова рассказывает о своем творчестве на сцене Михайловского театра и работе педагогом классического танца. Затронуты вопросы сохранения классического наследия, проблемы балетной педагогики.
21-33 217
Аннотация
Статья посвящена экспонатам Мемориального кабинета истории отечественного хореографического образования, прямо или косвенно связанным с именем выдающего театрального художника Льва Бакста, 150-летний юбилей которого отмечается в 2016 г. Автор делает акцент на истории бытования произведений живописи, скульптуры, печатной графики и театральных костюмов, охватывающих более чем 100-летний временной промежуток.
К 135-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ БАЛЕРИНЫ АННЫ ПАВЛОВОЙ
34-39 580
Аннотация
Статья посвящена старинной английской усадьбе «Ivy House» в Лондоне, которую в 1912 г. приобрела великая русская балерина Анна Павлова. Почти двадцать лет усадьба была местом жизни и творчества балерины. Здесь Павлова устроила студию, где занималась подготовкой юных танцовщиц.
40-46 553
Аннотация
На основе авторского перевода ряда интервью в кубинской прессе охарактеризован короткий период творческой деятельности выдающейся балерины XX века Анны Павловой в связи с гастролями по Латинской Америке. Прослеживается периодизация ее пребывания на Кубе в период 1915-1919 гг. Впервые обобщаются некоторые поэтические приношения выдающихся кубинских поэтов и прозаиков: Федерико Урбаха, Рене Мендаса Капоте и др. Обосновывается мысль о том, что выступления труппы Анны Павловой представляли собой важную веху в истории исполнительского искусства на острове и дали мощный импульс становлению и развитию кубинского национального балета.
47-52 346
Аннотация
В начале XX столетия фарфоровая скульптура переживает подлинный триумф во многом благодаря фигурам балерины Анны Павловой, созданным С. Н. Судьбининым по заказу Санкт-Петербургского Императорского фарфорового завода. О них заговорил весь мир, и фарфоровая пластика вновь продемонстрировала свою способность «чувствовать» и живо реагировать на исторические и культурные запросы времени. В статье приводятся архивные документы завода и личные бумаги Судьбинина, и др. Автор реконструирует историю создания скульптурных портретов А. Павловой, выполненных в фарфоре.
ПОСВЯЩЕНИЕ ПЕТИПА
53-63 436
Аннотация
Статья посвящена реконструкции балета «Корсар» в хореографии М. И. Петипа и Рas de quatre «La Roseraie» из балета М. И. Петипа «Пробуждение Флоры», а также проблемам сохранения классического наследия в ХХI в.
64-86 835
Аннотация
Статья посвящена последнему балету М.Петипа - «Роман Бутона розы и бабочки». Балет готовился к постановке в 1904 г. в Эрмитажном театре Петербурга (музыка балета принадлежала Р. Дриго, либретто и эскизы костюмов - И. А. Всеволожскому). Но подготовленный балет так и не был представлен публике. Только в 1919 г. «Роман...» был показан в постановке А.Чекрыгина. В статье выстроена хронология создания балета, высказаны предположения относительно причин его неосуществления. Произведённый анализ музыки балета позволил реконструировать возможную драматургию балета.
87-93 355
Аннотация
Кажется, что имя французского балетмейстера Мариуса Петипа забыли на его родине, как только он уехал работать в Россию в 1847 г. А был ли он уже тогда известен? Успел ли он заявить о себе как талантливый танцовщик? Что писали о балетмейстере в его родной стране в то время, как он проходил трудный путь к становлению великим Мариусом Ивановичем Петипа? В данной статье мы постараемся ответить на эти вопросы.
94-101 348
Аннотация
Статья рассматривает изменения партии Медоры в балете «Корсар» на примере петербургской версии спектакля, в котором танцевали балерины: Екатерина Фридберг, Каролина Розати, Мария Суровщикова-Петипа, Адель Гранцова, Екатерина Вазем, Генриетта Дор, Евгения Соколова, Пьерина Леньяни. Анализируется информация, содержащаяся в театральных афишах, отклики рецензентов, материалы периодической печати и мемуары. Впервые сделана попытка проследить танцевальное развитие партии Медоры в спектакле на протяжении полувека, установить как изменялось хореографическое наполнение роли в зависимости от исполнявшей ее балерины.
102-107 274
Аннотация
В предлагаемой статье автор делает попытку выявить принципы графической схематизации танцевальных поз и движений, представленные английским художником Уильямом Хогартом (1697-1794) на страницах его трактата «Анализ красоты». Эта книга, впервые напечатанная в Лондоне в 1753 г., представляет значительный интерес не только для понимания художественного наследия самого Хогарта, но и в силу заключенных в ней глубоких суждений о природе зрительного восприятия движущихся предметов, во многом опередивших научные изыскания теоретиков танца эпохи Просвещения - Д. Уивера, и Ж.-Ж. Новерра.
108-113 392
Аннотация
В статье, посвященной 110-летию со дня рождения Игоря Александровича Моисеева, прослеживается творческий путь выдающегося артиста и хореографа и созданного им Ансамбле народного танца, ныне носящего имя своего основателя.
114-122 267
Аннотация
В статье проведен аналитический обзор оригинальных балетных спектаклей, созданных на материалах партитур XIX и XX вв. (рассматриваемый период постановок - 2000-2015 гг.) в ведущих театрах Москвы и Санкт-Петербурга. Выявлены основные тенденции данного направления репертуара, в частности, причины обращения хореографов к известной балетной музыке XIX и XX вв., значение этих партитур для современного балетного театра.
ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ И ПРАКТИКА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
123-132 278
Аннотация
В статье дается обзор прошедшего летом 2016 г. фестиваля «Ballett-Tage» (Гамбург), в афишу которого вошли «Жизель» в авторской версии Джона Ноймайера (2000) и две новые премьеры главы Гамбургского бале та - «Дузе» (2015) и «Турангалила» (2016). Эти три спектакля автор статьи рассматривает наиболее детально.
133-138 235
Аннотация
Публикация продолжает цикл статей, посвященных казахской труппе «Астана-балет». Самобытность коллектива, созданного три года назад, определяется не только его этнической спецификой, но и тем, что в его составе нет мужчин - только 42 танцовщицы. Почти все они - выпускницы Алматинского хореографического училища им. А. В. Селезнева. Автор рецензирует спектакли, показанные в рамках петербургских гастролей «Астана-баллет», состоявшихся в июне 2016 г.: балеты «Клеопатра» и «Кармен».
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ХОРЕОГРАФИИ
139-146 270
Аннотация
В статье дается краткий аналитический обзор проблематики, затронутой в докладах III-й ежегодной Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы медико-биологического сопровождения хореографии и спорта», проходившей 11-13 апреля 2016 г. в АРБ имени А. Я. Вагановой. Представлены список организаций и очных участников, а также основные положения итоговой Резолюции.
147-157 438
Аннотация
Аналитический обзор научной литературы посвящен первичной и вторичной профилактике заболеваний суставов у артистов балета. Профессиональная гипермобильность суставов на фоне интенсивных физических нагрузок обусловливает хроническую микротравматизацию суставов, что приводит к развитию остеоартроза. Результаты научных исследований указывают на необходимость введения обязательной системы профилактических мероприятий, в которую входят периодические ультразвуковые и томографические исследования, комплекс физической реабилитации - массаж, мануальная терапия, лечебная гимнастика. Такая система доказала свою эффективность для спортсменов с аналогичными физическими нагрузками на суставы.
158-162 277
Аннотация
Авторами публикации проведен обзор литературных источников и программы по спортивной подготовке у гимнасток. Представлен обзор специальных упражнений для гимнасток массовых разрядов. Приведен комплекс обязательных упражнений, которые рекомендованы для выполнения гимнастками на тренировочном этапе.
МЕНЕДЖМЕНТ И ПРАВО В ИСКУССТВЕ
163-168 200
Аннотация
В статье рассматривается проблема взаимодействия традиций и новаторства в создании современной системы музыкального менеджмента в Азербайджане. Вся история развития музыкальной культуры и искусства Азербайджана констатирует о преемственности традиций их управлением, пропагандой, а также социальной и материальной поддержки. Сохраняя, в целом, свою жизнеспособность, эти традиции служат опорой для современного развития всей целостной системы арт-менеджмента в Азербайджане. Данная система ориентируется на установление рациональной интеграции современного международного опыта и традиционного национального содержания.
169-178 210
Аннотация
В качестве предмета исследования авторами статьи избран один из первых в России Интернет-фестивалей - «Белая маска» («The white mask»), соединивший аудиторию профессионалов и любителей искусства пантомимы. Рассмотрены предпосылки его возникновения, проанализированы особенности менеджмента фестиваля по следующим позициям: критерии уча стия, этапы и сроки проведения, основные номинации, участники, состав экспертного совета и принципы его работы, финансовая деятельность. Показана динамика развития фестиваля на протяжении пяти лет.
В ЗЕРКАЛЕ ИСКУССТВ
179-184 236
Аннотация
В статье анализируется феномен влияния театра на искусство керамики в Ленинграде- Санкт-Петербурге. На примерах произведений отечественного керамического искусства второй половины ХХ - начала ХХI вв. показаны пути развития названной темы и принципа театральности в декоративно-прикладном искусстве. Рассмотрены работы ленинградских керамистов разных поколений, в которых проявились черты театральности.
185-199 302
Аннотация
Статья посвящена анализу первой крупной работы выдающегося итальянского композитора Бруно Мадерны - одного из четырех деятелей, входивших в так называемую дармштадтскую школу. Исследование интонационно-гармонического, метроритмического профилей сочинения, особенностей его фактурного решения подвигает автора к выводу о значительном влиянии на раннего Мадерну творчества И. Стравинского и Л. Даллапикколы. Изучение Реквиема Мадерны позволяет сделать вывод не только об эстетической и технологической близости музыки Мадерны 1940-х годов направлению неоклассицизма, но и опоре композитора на богатейшие традиции двух ведущих полифонических школ Италии эпохи Ренессанса - римской и венецианской.
200-209 362
Аннотация
Предметом исследования стала иконическая синтагма «эвристической риторики» (У. Эко) в изобразительном искусстве - семантический троп, возникающий на пересечении метаязыков изображения и красноречия в результате использования художником сознательно или неосознанно для выражения идеи своего произведения одного из общих условий конструирования риторического силлогизма средствами живописи, скульптуры или графики. В статье приведены примеры применения одного из таких общих условий - противоположительного периода речи (антисимметричной диспозиции). В основу конструирования трех синтагм визуальной риторики различных эпох европейского искусства: античности, Ренессанса и Нового времени - легла парадигма контраста, причем постепенно чисто физическое, в том числе физиогномическое, противопоставление главных героев произведения уступает место эмоциональному противоположению внешне практически идентичных персонажей, что можно объяснить своего рода дистиллирующим влиянием христианства и гуманизма.
210-217 302
Аннотация
В статье рассматривается тибетская мандала - уникальный ритуальный предмет ламаистского культа. Дается краткое описание видов мандалы и наиболее характерных художественных техник ее создания. Рассматриваются основной иконографический канон тибетской мандалы.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
Акустическая фотография и «Loop»-эстетика. Наследие принципов экспериментального кино в Новой музыке
218-227 303
Аннотация
Статья посвящена теме взаимодействия кинематографа - самого массового и тиражируемого вида искусства и новой музыки. Один из важнейших аналитических аспектов в исследовании - влияние современных технологий, в том числе медиа, на принципы художественного мышления. В статье анализируются виды монтажа, описанные С. Эйзенштейном в статье «Четвертое измерение в кино», а также приемы современного экспериментального кино - П. Кубелки и М. Арнольда, оказавшие влияние на творческие дефиниции «loop-эстетики» австрийского композитора Б. Ланга. Кинематограф объединяет визуальные и акустические элементы реального мира при помощи монтажа. В Новой музыке, которая оперирует элементами фиксированного материала, также основным методом становится монтаж, резонирующий с идеями Эйзенштейна.
КНИЖНАЯ ПОЛКА
ХРОНИКА СОБЫТИЙ
ISSN 1681-8962 (Print)